Содержание программы технического кружка
Тема I. Вводное занятие. инструменты и Материалы
Значение техники в жизни человека. значение и Роль рационализаторов, изобретателей и новаторов на производстве.
содержание и Порядок работы на занятиях в техническом кружке.
Показ образцов готовых моделей.
Рассказ о применении и свойствах бумаги, картона, древесины, жести, других материалов и проволоки.
способы и Инструменты обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими, правила техники безопасности. Демонстрация инструментов, используемых при обработке разных материалов: ножниц, пилы, молотка, плоскогубцев, круглогубцев и т. д. Экскурсия в школьную мастерскую.
Практические работы. Изготовление из плотной бумаги силуэтов зверей, насекомых, ракет и самолётов с применением знаний об осевой симметрии.
Тема II. Технические понятия
Углубление знаний о особенностях разных материалов и их применении. Материалы-проводники. Материалы-изоляторы.
Природные и неестественные материалы.
Углубление понятий о технологических процессах в быту и на производстве. Беседы о производстве, встречи с передовиками производства.
Расширение знаний о рабочих приспособлениях и инструментах в быту и на производстве (рубанок, ножовка, гаечный ключ, дрель, тиски и т.д.); об главных ручных инструментах в сравнении с подобными по назначению автомобилями (молоток — электрический молот, дрель — сверлильный станок, напильники— токарный и шлифовальный станки и т.д.).
Знакомство с содержанием трудовой деятельности человека на производстве (монтажники, слесари, маляры, водители, плотники и т. д.).
Экскурсии на фирмы для ознакомления детей с содержанием труда взрослых, с производственной техникой. Знакомство с механическими методами обработки, сравнение их с обработкой подобными инструментами ручного труда.
Практические работы. Изготовление политехнического лото и викторины: «Кто трудится этими инструментами?», «Инструменты-близнецы (шило, бурав, коловорот, дрель; плоскогубцы, клещи, пинцет, ручные тисочки и т.д.)», «Чем обрабатывают данный материал?». И т. п.
Наблюдения и испытания по сравнению и определению особенностей природных и неестественных материалов. Составление коллекции материалов с примерами изделий из них. Изготовление технических объектов из картона и бумаги по примеру, рисунку, шаблону, представлению, собственному замыслу и воображению.
Тема III. Начальные умения и графические знания
Закрепление, расширение и углубление знаний о принадлежностях и чертёжных инструментах: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, чертежной ученической доске. Их правила и назначение пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая либо центровая линия, целая узкая. »
Расширение понятий об осевой симметрии, деталях и симметричных фигурах плоской формы. Закрепление знаний об условных обозначениях: диаметра, радиуса. Совершенствование умений деления окружности на 3, 4, 6, 8, 12 чтения и частей главных размеров.
Практические работы. Разметка с применением линий чертежа и исполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера).
Изготовление игольниц в виде 4-, 6-, 8- и 12-лепестковых цветков и циферблатов часов с применением циркуля (деление окружности).
Игра в графическое лото для закрепления начальных графических понятий.
уменьшение и Увеличение изображений плоских подробностей по клеткам.
Тема IV. Изготовление моделей и макетов технических объек-т0в из плоских подробностей
Сопоставление формы окружающих предметов, частей автомобилей
и других технических объектов с фигурами . Экскурсии на строительную площадку, улицы города, вокзал, базу Сельхозтехники и т. д. для зрительного основных элементов и изучения формы конструкции разных автомобилей и механизмов.
Практические работы. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (фигуры , разные по размеру и форме).
Создание силуэтов моделей (корабляг, грузовика, подъемного крана, самолета, светофора, весов и т. д.) из элементов «Геометрического конструктора» методом манипулирования.
Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (якоря, ракеты, самолета, парохода и т. д.) из картона по примеру, рисунку, шаблону, представлению, собственному замыслу и воображению.
Тема V. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании
Начальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений.
Совершенствование знаний о масштабе, нанесении размеров и использование этих знаний в начальном техническом моделировании. составления эскиза и Порядок чтения плоской подробности.
Правила и порядок чтения изображений объемных подробностей (наглядного изображения, чертежа развертки и т.д.).
Расширение начальных понятий о сборочном чертеже.
Совершенствование умений в составлении и чтении несложных электрических схем.
Практические работы. составление и Чтение эскизов плоских изделий и деталей.
уменьшение и Увеличение чертежа подробности посредством масштаба.
Чтение чертежей разверток несложных объемных подробностей при изготовлении объектов.
Применение сборочного чертежа при изготовлении моделей.
Игра в графическое лото с применением новых графических понятий.
составление и Чтение несложных электрических схем при изготовлении электрифицированных моделей.
Тема VI. изготовление и Разработка объемных моделей и макетов технических объектов
Начальные понятия о несложных геометрических тел;?х: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей автомобилей и других технических объектов с геометрическими телами. Экскурсии.
Понятие о выкройках и развёртках несложных геометрических тел (куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса).
Практические работы. изготовление и Разработка моделей и макетов технических объектов на базе манипулирования готовыми объемными формами.
Изготовление из плотной бумаги либо узкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным вычерчиванием выкроек и развёрток.
Изготовление моделей и макетов технических объектов на базе исполнения разверток (модели и макеты самолетов, ракет, автомашин и вагонов разного назначения).
Изготовление объемных действующих моделей из различных материалов.
Тема VII. Элементы несложных автомобилей и механизмов. Работах конструктором
Начальные понятия о несложных конструктивных элементах подробности: выступе, выеме и т.д. Их графическое изображение и назначение на видимой и невидимой частях объекта.
Понятие о автомобилях, механизмах. Различие между ними. Главные элементы механизмов, их сотрудничество.
Начальные понятия о стандартных деталях и стандарте (на примере комплекта конструктора).
Разные методы соединения подробностей.
Правила и приемы монтажа подробностей из комплекта конструктора.
Практические работы. Сборка моделей автомобилей, механизмов и других -сооружений и технических устройств из готовых подробностей комплектов конструктора: по примерам, чертежам и рисункам, собственному плану.
Дополнение моделей, собранных из подробностей комплектов, самодельными элементами (к примеру, картонным кузовом).
Изготовление несложных действующих электрифицированных моделей.
Тема VIII. Последние занятия.
Беседа: «Чему мы обучились на занятиях в кружке?»
Подготовка итоговой выставки.
проведение и Подготовка итогового праздника.
Список практических работ, делаемых в техническом кружке.
1. Изготовление из плотной бумаги симметричных силуэтов автомобилей, зверей, насекомых и других объектов со сгибом бумаги по оси симметрии (стрелы, воздушного змея, планера, самолета, ракеты, шлюпки, парусного судна, медведя, стрекозы, бабочки, снежинки и т.д.).
2. Изготовление из бумаги методом последовательного сгибания стаканчика для воды, походной шапочки, парашюта, лодочки, парохода и др.
3. Упражнения в применении чертежных инструментов. Вычерчивание таблиц, карт, календаря. изготовление и Вычерчивание из плотной бумаги и картона игольниц в виде 4-, 6-, 8- и 12-лепестковых цветков; часового циферблата; шкалы-компаса с обозначением румбов.
4. Изготовление познавательных технических игр; политехнического лото, где требуется выяснить назначение и название инструмента, автомобили, устройства и т. п.; таблиц типа викторин: «Кто трудится этим инструментом?», «Инструменты-близнецы (шило, бурав, дрель, клещи, кусачки и др.)», «Автомобили, помогающие людям обрабатывать поля, выращивать хлеб и т. п. (трактор, комбайн, жнейка, стогометатель и т. п.)». Профинформацион-ное лото, где требуется по рисунку, на котором изображается трудовая деятельность человека, выяснить его профессию.
5. Изготовление из картона макетов ракеты, самолета, якоря и других технических объектов из плоских подробностей со щелевидным соединением. Изготовление по шаблонам плоских движущихся игрушек с подвижными частями (лисы, собаки, Машеньки и медведя, крокодила Гены, игрушек-плясунов, медведя-лесоруба, белочек, зайчат и т. п.).
6. Изготовление геометрического конструктора из плотной бумаги (фигур , разных по форме, размеру и цвету) для плоского изображения (силуэта) определенного предмета, технических объектов (кораблика, грузовика, подъемного крана, самолета, светофора, весов и др.).
7. Изготовление силуэтных (контурных) летающих планёров и моделей самолётов, плавающих моделей с резиномотором (крейсера «Аврора», теплохода на подводных крыльях, корабля противолодочной обороны и т.д.), и силуэтных моделей на колесах (самоходных автомашин разных марок и назначения: легковых, гоночных, грузовых и т.д.).
8. Склеивание из готовых коробок тележек. Приклеивание к ним осей с картонными дисками, установка на тележках бумажных коробочек различной высоты, имитирующих ЖД платформу, вагон; использование горизонтально’приклеенных Цилиндров для имитации цистерны; изготовление на базе тележек упрощенных макетов машин с кузовами разного назначения.
9. Изготовление из плотной бумаги либо метрических тел и тонкого картона: параллелепипедов, кубов, цилиндров, конусов с предварительным вычерчиванием разверток на миллиметровой бумаге.
10. Изготовление моделей летающих ракет, корпусом которых есть боковая поверхность цилиндра (запускают ракету при помощи катапульты, исходя из этого головная часть ракеты — боковая конусная поверхность — отсутствует).
11. Изготовление моделей ракет с разными по форме стабилизаторами, корпусом которых есть боковая поверхность цилиндра, а головной частью ракеты — боковая поверхность конуса. (К корпусу приклеивают дополнительную часть — направляющую для катапульты.)
12. Изготовление модели часов-ходиков с подвижным маятником, где ось маятника — боковая поверхность цилиндра, а коробка механизма часов — часть верной прямоугольной призмы с дополнительными клапанами для клея.
13. Изготовление макетов автомобилей с применением определенных фигури тел (колеса — цилиндры, кабина и кузов — две верные прямоугольные призмы, двигатель — куб, рама — прямоугольник).
14. Изготовление из картона объемных самоходных моделей (с электродвигателями и резиномоторами). Отдельные подробности склеивают между собой торцами без дополнительных клапанов для клея, испол’ьзуя для этого быстросохнущий клей ПВА. Судомодели окрашивают влагонепроницаемыми красками.
Для моделей на колесах шины изготавливают из велосипедной камеры, нарезанной поперек полосами 25—30 см.
15. Сборка моделей автомобилей, механизмов и других сооружений и технических устройств из готовых комплектов подробностей разных типов конструкторов: а) по примерам; б) чертежам и рисункам; в) собственному плану.
16. Изготовление (склеивание) моделей-макетов из готовых пластмассовых и древесных подробностей, из печатных бумажных выкроек.
17. Изготовление игротеки. Выбор объектов для изготовления осуществляется по желанию детей. Примерные объекты (заглавия приводятся по книге Е. М. Минскина «Пионерская игротека»: лото технических картин («Что необходимо для работы слесарю, столяру, чертежнику и т. д.?», «Типы самолетов», «Типы машин» и т.д.); лото тайных на тему «Труд и техника»; технические викторины — настенные, с двумя дисками, настольные; электровикторины; головоломки — проволочные, шнурковые: «Путешествие по реке», «Автобусный парк», «Два самолета», «Собери звонок», «Все подробности — по местам», «Гвоздик, мельница и молоток», «Орудия труда дровосека» и др.