Старейший туннель под рекой соединил три века лондона

Гости Олимпиады-2012, как и обитатели Лондона, будут наслаждаться поездкой по кирпичному туннелю под Темзой, которому в то время исполнится практически 170 лет. В десятнадцатом веке его именовали восьмым чудесным образом света. А современные инженеры именуют его легко чудесным образом техники, потому что без важной реставрации туннель данный до сих пор исправно помогает людям и нисколько не протекает.

Туннель под Темзой, строившийся между 1825 и 1843 годами, будет включён в обновлённую и расширенную линию метро East London Railway. Её значительное удлинение и частичную реконструкцию, как на север, так и на юг, англичане собираются завершить к Олимпийским играм 2012 года (ввод новых станций намечен на 2010-2011 годы). Со своей стороны, линия эта станет частью новой внутригородской ЖД совокупности, названной London Overground.

Ветхая-новая линия (расширение которой обойдётся в $2 миллиарда) пройдёт через 406-метровый туннель под рекой, история которого очень занимательна.

Старейший туннель под рекой соединил три века лондона

Туннель Брюнеля в середине XIX века. Справа: работыв туннеле, 1830 год (иллюстрации с сайта wikipedia.org).

Возведение его началось более 182 лет назад, а открытие произошло 164 с лишним года назад.

строительство и Проектирование неповторимого сооружения вёл очень способный инженер Марк Брюнель (Marc Brunel), которому помогал его сын Изамбар (Isambard Brunel).

Вид туннеля на юг со стороны станции Wapping (вверху) и вид на север со стороны станции Rotherhithe (фотографии Brunel Museum).

Сейчас это чудо инженерной мысли (Thames Tunnel, смотрите кроме этого — Thames Tunnel) есть ветшайшим среди туннелей всего английского «подземелья». Он же — первый в мире туннель, проложенный в мягком грунте под водой, причём под судоходной рекой. И он же — первый, где строители применили громадный проходческий щит, неспешно продвигаемый в толще почвы, за которым сходу планировали кирпичные стенки.

Любопытно, что первый туннель для того чтобы рода Марк имел возможность бы выстроить ещё раньше, причём в Петербурге, под Невой! В 1814-м проект собственного туннеля Брюнель представил царю Александру I, но тот, в итоге, решил возвести в намеченном инженером месте мост. Тогда английский мастер французского происхождения начал обдумывать замысел возведения туннеля под Темзой. Он был не первый, кто постарался это сделать.

Но прошлые попытки проваливались как раз из-за ненадёжного грунта. Но Брюнель стал первым, кому это удалось. Благодаря проходческому щиту.

Так шло строительство туннеля. Рабочим было нужно бороться с пожарами и наводнениями (иллюстрации Brunel Museum и с сайтов bbc.co.uk, wikipedia.org).

Щит, кстати, изобрёл тот же Брюнель-старший. Действительно, вместо автомобилей грунт тут выбирали сходу 36 шахтёров, размешавшихся любой в собственной ячейке щита. По окончании углубления грунта на пара сантиметров щит сдвигали мало вперёд.

Это была сложная работа, учитывая неизменно просачивающуюся воду (дно реки размешалось всего в нескольких метрах выше сводов этого двойного туннеля). Пара наводнений в забое унесли судьбе семи рабочих, а в один раз чуть не погиб Изамбар Брюнель. Кроме того, на подземной стройке неоднократно вспыхивал болотный газ. И однако работа завершилась успехом.

В первоначальный же сутки по окончании открытия необычного сооружения через туннель прошли 15 тысяч людей.

Слева: первоначально туннель был пешеходным. Справа: поезд прибывает на станцию Wapping, 1870 год (иллюстрации с сайта wikipedia.org).

В применении туннеля было пара периодов. Сначала по нему гуляли пешеходы. Тут кроме того был торговый пассаж.

В 1869-м в туннеле Брюнеля проложили рельсы муниципальный железной дороги. А во второй половине 40-ых годов XX века его включили в состав английского метро (London Underground). Сейчас туннель соединяет станции Wapping на севере и Rotherhithe на юге.

Нужно заявить, что музей Брюнеля (Brunel Museum) находится в том месте, где над туннелем стоит «Дом двигателя» (Engine House). В том месте когда-то размешалась паровая машина, откачивающая из туннеля воду.

В этот самый момент же, практически над станцией Rotherhithe, сохранилась вторая достопримечательность – ветхая шахта, откуда Марк Брюнель начал возведение собственного туннеля.

Музей Брунеля — дом для паровой машины и вершина шахты, откуда рабочие начали прокладку туннеля под рекой. Внизу: внутренности шахты.

На врезке: размещение музея (красный домик), туннеля под Темзой и современных входов на станции, каковые он соединяет (фотографии и иллюстрация Brunel Museum).

С данной вертикальной шахтой связан один из занимательных моментов стройки. Сперва рабочие возвели высокую кирпичную башню, а позже понемногу выбрали грунт из-под её стен, изнутри сооружения. Так вся башня неспешно погрузилась под почву.

В то время, когда она достигла нужной глубины, с её дна и начали прокладку туннеля.

Современные инженеры отмечают качество и высочайший стандарт викторианской кладки. Не считая маленького ремонта, не затронувшего фактически кирпичную кладку туннеля, тут ничего не делали вот уже более чем полутора столетий.

Но 23 декабря этого года всю линию, идущую через известный туннель, закроют, дабы открыть снова перед Олимпиадой-2012, уже в обновлённом и значительно удлинённом виде. Туннель же останется органичной частью данной современной транспортной артерии.

Между дорогами сдвоенного туннеля идут 60 арок. Слева продемонстрирована арка в уникальном состоянии, сохранившемся с XIX века, справа — по окончании реставрации 1990-х, в то время, когда (смотрите кроме этого внизу) на большей части туннеля было нанесено свежее цементное покрытие.

Действительно, для истории, вблизи одного из финишей была покинута непокрытой кроме того ветхая кирпичная кладка, что прекрасно видно на кадре «вид со станции Wapping» продемонстрированном в начале материала (фотографии Brunel Museum).

Примечательно, что похвала современных строителей и инженеров относится не только к туннелю, но и к ещё одному монументу той же эры, находящемуся рядом — кирпичному виадуку в Кингсленде (Kingsland), выстроенному в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века и перестроенному в 1872-м.

Виадук Кингсленд (фото с сайта bbc.co.uk).

С 1986 года данный виадук не употребляется, но обновлённая линия (выходящая и на поверхность) по замыслу обязана пройти через него.

Инженеры, обследовавшие это сооружение, удивились: во многих местах только самый верхний слой кирпичей, подвергавшийся в течение 135 лет действию муниципального смога, имеет некие повреждения. Под этим слоем идёт весьма прочная и целая кладка, словно бы положенная день назад.

Но, в рамках расширения линии закинутый сейчас виадук однако реконструируют и подновят. Так что гостям Лондона в 2012-м будет на что взглянуть.

А пустую кирпичную шахту над станцией Rotherhithe, ту, с которой всё началось, музей собирается отреставрировать и применять как смотровую площадку. В случае если всё отправится по замыслу, с неё возможно будет заметить, как современные поезда ныряют в жерло страно прочного туннеля, сработанного Брюнелем в десятнадцатом веке.

В Лондоне строят суперканализацию (новости)


Темы которые будут Вам интересны: