Суверенные фонды благосостояния. опыт россии
Суверенные фонды благосостояния создаются в тех странах, бюджет которых во многом зависит от конъюнктурных факторов, в большинстве случаев, мировых цен на сырьевые товары.//А.А. Сахаров, Министерства экономики России, помощник начотдела денежных финансового законодательства и рынков. ИД Регламент, Номер 6/2008
Кое-какие государства накапливают средства в таких фондах на тот период, в то время, когда недра будут истощены. Необходимо ли создавать суверенные какую роль и фонды они играются во время разразившегося экономического кризиса, разглядывает создатель в настоящей статье.
Существуют разные определения «суверенного фонда благосостояния».
1. Суверенный фонд благосостояния (Sovereign Wealth Fund (SWF)) — особый финансовый фонд, что употребляется для стабилизации госбюджета в периоды понижения национальных доходов и (либо) для национальных потребностей в продолжительно- срочной возможности1.
2. Суверенный фонд благосостояния — национальный инвестиционный фонд, складывающийся из акций, облигаций, недвижимости и (либо) вторых денежных инструментов, выраженных в зарубежной валюте. Часть средств возможно инвестирована в экономики. Инвестирование средств суверенного фонда благосостояния предполагает более большой уровень доходности если сравнивать с национальными резервами и соответственно более большой уровень риска.
Организационная форма вероятна в виде фонда либо инвестиционной корпорации2.
Официальные заглавия аналогичных фондов бывают различными, самые употребительные — стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, резервный фонд.
Необходимость создания суверенных фондов благосостояния
Главные функции суверенного фонда благосостояния таковы:
Во-первых, средства фонда смогут быть использованы для нейтрализации недостачи государственного бюджета в момент негативной конъюнктуры.
Во-вторых, во время больших цен на сырье фонд разрешает накапливать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской заболевании экономики»3. Дело в том, что рост экспортной выручки приводит, в большинстве случаев, к стремительному упрочнению национальной валюты.
Само по себе такое упрочнение не есть угрозой для экономики, но постоянные колебания валютных направлений за колебаниями ценовой конъюнктуры создают экономическую нестабильность и не разрешают компаниям избрать определенную стратегию — приспособиться к низкому или высокому курсу. Помимо этого, в условиях высоких административных сильного монополизма и барьеров (что характерно для большинства государств — экспортеров ресурсов) повышение экспортных поступ-лений ведет к росту инфляции.
Кроме экономических задач, суверенный фонд благосостояния делает политическую задачу предотвращения стремительного роста национальных затрат. Госрасходы, в большинстве случаев, нереально оперативно уменьшить за падением доходов. В следствии в периоды негативной конъюнктуры это может приводить к большим недостаткам государственного бюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и к дефолту по национальным долгам.
Подобные последствия значительно более разрушительны для экономики, чем колебания количества государственного бюджета сами по себе.
Однако необходимость создания суверенных фондов есть дискуссионной. Последовательность политиков и экономистов уверены в том, что действеннее не держать деньги в резерве, а применять их для импортных закупок, трудящихся на будущее страны: к примеру, брать оборудование и патенты, оплачивать обучение студентов за границей. В российской практике высказывались предложения направить средства фондов в инфраструктурные проекты.
Такая тактика разрешает избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в суверенном фонде.
Неспециализированный анализ правил управления средствами суверенных фондов благосостояния. Всемирный опыт
Не обращая внимания на разнообразие институциональной структуры суверенных фондов благосостояния, возможно выделить неспециализированные концептуальные правила управления:
- использования средств и транспарентность накопления фонда;
- использования ресурсов и долгосрочная стратегия формирования фонда с учетом параметров роста и допустимого риска;
- исключение отрицательного влияния инвестиций фонда на экономику;
- независимость от политической конъюнктуры;
- защита накапливаемых средств от инфляции;
- определение методики анализа эффективности операций фонда;
- опытный инвестиционный менеджмент;
- управление, предусматривающее контроль;
- прозрачность, предусматривающая пуб-личное раскрытие информации об операциях и аудиторских отчетов, регулярное распространение информации в массмедиа;
- интеграция с госбюджетом, снабжающая управление нефтяными поступлениями и наблюдение за ними с учетом целей создания фонда.
Выбор стратегии управления средствами суверенных фондов зависит от приемлемого соотношения риска/доходности (стабильности). Управляющие смогут иметь разные цели собственной деятельности: в одном случае основное — максимизировать доходность, в другом — приоритетом есть гарантия сохранности средств.
Комплект денежных инструментов, предусмотренных для инвестирования средств фондов, может выступать регулятором соотношения риска/доходности. Иллюстрирует данную закономерность нижеприведенная таблица, из которой видно, что Российская Федерация придерживалась максимально консервативной стратегии при управлении средствами Стабилизационного фонда. Катарский инвестиционный фонд, наоборот, ориентирован на максимизацию доходности, имеет самый широкий выбор доступ-ных для инвестирования денежных инструментов, возможно талантливых принести громадную доходность, но при большем уровне риска.
Всемирный опыт включает разные модели совокупностей управления средствами суверенных фондов. Приведем пара примеров национального и негосударственного управ-ления средствами этих фондов.
Национальное управление средствами суверенных фондов:
- Норвежским национальным пенсионным фондом обладает Минфин, а руководит Центробанк страны;
- Кувейтский резервный фонд будущих поколений управляется инвестиционным агентством, принадлежащим правительству Кувейта. Для осуществления инвестиций агентство проводит найм и отбор управляющих менеджеров;
- Национальным фондом Республики Казахстан руководит Центробанк Казахстана;
- управление инвестиционным портфелем Трастового фонда наследственных сбережений Альберты (Канада) осуществляется департаментом инвестиционного менедж-мента Минфина Альберты.
Негосударственное управление средствами суверенных фондов:
- в Сингапуре и Китае были созданы специальные корпорации: соответственно Темасек и Китайская Инвестиционная Корпорация;
- в ОАЭ существует пара суверенных фондов, управление которыми осуществляется особыми управляющими (негосударственными);
- Постоянный нефтяной фонд штата Аляска находится под управлением личной корпорации, которая нанимает менеджеров для осуществления инвестирования средств фонда.
Норвегия
Фонд (Government Pension Fund — Global) создан в первой половине 90-ых годов XX века для вложений сверхдоходов от экспорта нефти в долговременные инвестиции (в основном от налоговых поступ-лений от нефтедобывающих компаний, вместе с тем от продаж лицензий на разработку месторождений, поступлений по национальному прямому денежному проценту (State’s Direct Financial Interest — по-видимому, своеобразный налог), барышов от частичного госучастия в капитале компании StatoilHydro — государственной компании, курирующей нефтяной и гидроэнергетический бизнес).
Фондом обладает Минфин, а руководит Центробанк Норвегии.
Надавите на рисунок, дабы расширить
На сегодня это наибольший пенсионный фонд в Европе и второй по размеру в мире, первый — Калифорнийский публичный фонд (California Public-Employees Pension Fund (CALPERS)).
По состоянию на 31.01.2008 активы фонда составляли 2002,1 млрд норвежских крон (около 340 млрд долл. США). Это приблизительно 87% от ВВП Норвегии.
Фонд инвестирует 40% собственных активов в акции и 60% в облигации с фиксированным доходом лишь на интернациональных рынках. Инвестиции ограничены большой долей в 5% акций любой компании.
Венесуэла
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в Венесуэле был создан Фонд экономической стабилизации. Первоначально критерии наполнения этого фонда были сформулированы достаточно жестко: в случае если мировая стоимость одного бареля нефти превышает нормативную (14,7 долл. США за баррель), то любой американский доллар сверх этого идет в фонд. В будущем правила перечисления средств в фонд изменялись, а государственный бюджет сводился с постоянным недостатком. К 2003 году удалось накопить 2,59 млрд долл.
США, но правительство Уго Чавеса скоро истратило эти деньги, и по сей день фонд практически не функционирует.
Кувейт
В Кувейте в первой половине 50-ых годов XX века создан Инвестиционный фонд Кувейта, в котором к середине 2008 года накоплено более 260 млрд долл. США. В Инвестиционный фонд перечисляются 10% госдоходов (независимо от их происхождения и стоимость бареля нефти).
Темперамент размещения средств фондов содержится в тайне, не смотря на то, что как мы знаем, что деньги вкладываются в акции развитых государств.
Нигерия
В сентябре 2004 года правительство страны решило создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за прошлый год. Но уже в ноябре того же года из этих средств было изъято 280 миллионов. США, каковые были израсходованы на компенсацию гражданам их затрат на бензин.
Фонд так и не начал функционировать.
Оман
В Омане в первой половине 80-ых годов двадцатого века был создан Национальный резервный фонд, а в первой половине 90-ых годов двадцатого века — еще и Нефтяной фонд. Наряду с этим все нефтяные доходы при цене нефти до 15 долл. США за баррель идут в бюджет, следующие 2 долл. США за баррель — в Национальный резерв-ный фонд, следующие 0,5 долл. США за баррель — в Нефтяной фонд, а при цене более чем 17,5 долл.
США за баррель нефтяные сверхдоходы опять идут в бюджет. Но фонды наполнить так и не удалось, поскольку их средства всегда шли на покрытие бюджетного недостатка.
Чили
Бронзовый стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 году. Каждый год Минфин Чили устанавливает ориентировочную (базисную) цену на медь. В случае если настоящая экспортная цена превышает базисную, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд.
К началу 2008 года в фонде было аккумулировано около 21 млрд долл. США.
Российская Федерация
В Российской Федерации в 2004 году был создан Стабилизационный фонд. В него перечислялись национальные доходы от экспорта и добычи нефти (в части экспортных налога и пошлин на добычу нужных ископаемых) при превышении всемирный стоимость бареля нефти намерено определенной «цены отсечения». Другими словами государственный бюджет приобретает средства, как если бы стоимость одного бареля нефти была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл.
США за баррель, после этого была повышена до 27 долл. США.
Стабилизационный фонд делал следующие функции:
- являлся встроенным стабилизатором;
- снабжал дополнительную устойчивость национальным финансам;
- имел возможность являться источником финансирования инвестиционных программ, снабжающих понижение бюджетных затрат будущих периодов.
Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резерв-ный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Объем средств, каковые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП (ВВП): на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а по окончании 2010 года этот количество фиксируется в размере 3,7% ВВП.
Фонд и Резервный фонд национального благосостояния
Резервный фонд РФ был организован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.
Резервный фонд является частьюсредств бюджета страны, подлежащих управлению и обособленному учёту в целях осуществления нефтегазового транс-ферта при недостаточности нефтегазовых доходов для денежного обеспечения указанного трансферта.
закономо бюджете страны на очередной плановый период и финансовый год устанавливается нормативная величина Резервного фонда в безотносительном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий денежный год количества ВВП, указанного в этом законена очередной плановый период и финансовый год.
В случае если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов бюджета страны в количестве, превышающем утвержденную на соответствующий денежный год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный количество Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд национального благосостояния России (ФНБ) организован 1 февраля 2008 года, по окончании разделения Стабилизационного фонда. На 1 октября 2008 года сумма ФНБ составляла 1 228,88 млрд. рублей.
ФНБ является частьюсредств бюджета страны, подлежащих обособ-управлению и ленному учёту в целях обеспечения софинансирования необязательных пенсионных накоплений россиян, и обеспечения сбалансированности (нейтрализации недостачи) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
- нефтегазовых доходов бюджета страны в количестве, превышающем утверж-денный на соответствующий денежный год количество нефтегазового трансферта, если накопленный количество средств Резерв-ного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Проблемы
самые острыми на сегодня являются вопросы совокупности управления средствами суверенных стратегии и фондов управ-ления средствами ФНБ.
Совокупность управления средствами фондов
Средства русских суверенных фондов размещаются на квитанциях по учету средств фондов в разрешенной зарубежной валюте (доллары США США, евро, фунты), открытых в Центральном банке РФ на основании контракта банковского счета между Центральным банком и Федеральным казначейством РФ. За пользование финансовыми средствами, размещенными на квитанциях суверенных фондов благосостояния, Центробанк РФ уплачивает проценты, установленные контрактом банковского счета. Центробанк РФ выступает главным агентом Министерства финансов России по управлению средствами фондов.
Принципиально важно подчернуть, что действующая совокупность снабжает иммунитет средств фондов от взыскания либо ареста по судебным требованиям зарубежных организаций к РФ (риск компании Noga).
Информация по применению средств фондов Центробанком РФ не находится в открытом доступе, что не дает возможности выяснить настоящую эффективность управления этими средствами.
Распоряжениями Правительства РФ «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» и «О порядке управления средствами Резервного фонда» устанавливается Список требований к денежным активам и Список операций с денежными активами, в каковые смогут размещаться средства фондов. В соответствии с Спискам формируется виртуальная модель портфеля денежных инструментов, по которому рассчитывается средняя доходность (виртуальная).
За пользование средствами фондов Центробанк РФ выплачивает проценты, равные величине средней доходности виртуальной модели портфеля.
Требования к денежным инструментам для размещения средств Стабилизационного фонда разрешали приобретение инструментов с рейтингом «ААА», каковые имеют меньшую доходность, чем разрешенные для Фонда и Резервного фонда национального благосостояния инструменты с рейтингом «АА». Из этого направляться, что средняя доходность действующих фондов должна быть выше подобной величины для Стабилизационного фонда РФ.
Инвестирование средств фондов должно осуществляться исходя из надёжности и принципов диверсификации денежных инструментов. Целесообразно привлечение к управлению средствами Фонда национального благосостояния специальных денежных организаций.
Нужно кроме этого повысить прозрачность механизма управления и предпринять попытку избежать косвенной стратегии управления средствами фондов, которая существует вследствие того что денежные активы с большим уровнем риска (акции и долговые обязательства юрлиц и паи инвестиционных фондов) не входят в список активов, разрешенных с целью проведения с ними операций Банком России.
Стратегия управления ФНБ
В соответствии с статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ, «Фонд национального благосостояния является частьюсредств бюджета страны, подлежащих управлению и обособленному учёту в целях обеспечения софинансирования необязательных пенсионных накоплений россиян, и обеспечения сбалансированности (нейтрализации недостачи) бюджета Пенсионного фонда РФ». Вместе с тем «целями управления средствами Фонда и Резервного фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных стабильного уровня и фондов доходов от их размещения в долговременной возможности» (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ).
Представляется, что задачей ФНБ есть не нейтрализация недостачи бюджета ПФР в ближайщее время (на данный момент это делается за счет иных текущих доходов бюджета страны), а достижение большого размера чтобы обеспечить денежную устойчивость ПФР в будущем. Совершенным вариантом было бы формирование для того чтобы количества средств ФНБ, при котором для нейтрализации недостачи бюджета ПФР в будущем хватало доходов от управ-ления средствами ФНБ.
Количество Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2008 года составил 774 млрд рублей. Наряду с этим в ближайщее время для нейтрализации недостачи бюджета ПФР предусматривается перечисление следующих межбюджетных трансфертов из бюджета в бюджет ПФР: в 2008 году — 171,77 млрд руб., в 2009 году — 133,71 млрд руб., в 2010 году — 227,38 млрд руб.4. В противном случае говоря, в случае если недостаток ПФР будет полностью покрываться за счет средств ФНБ, последний возможно всецело израсходован за пара ближайших лет.
Это вряд ли целесообразно.
Вследствие этого нужно создать более четкую и использования средств и определённую стратегию управления ФНБ, разрешающую обеспечить увеличение и сохранность активов ФНБ.
Факторы, снабжающие сохранность средств ФНБ:
- исключение расходования средств ФНБ без острой необходимости, пока не будет достигнут необходимый количество ФНБ. Софинансирование дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии и нейтрализация недостачи бюджета ПФР должно осуществляться только за счет доходов от управления средствами ФНБ;
- обеспечение высокой надежности вложений.
Факторы, снабжающие перечисление и увеличение:
- активов части нефтегазовых доходов бюджета страны;
- максимизация доходов от управления средствами ФНБ (в этом случае стратегия ФНБ не может быть очень сильно консервативной, поскольку доходность ФНБ должна быть хотя бы сопоставима с инфляцией на долговременном горизонте).
Помимо этого, представляется целесообразным предусмотреть в порядке управления средствами ФНБ возможность инвестирования части средств в качественные денежные инструменты на русском денежном рынке, такие как акции и долговые обязательства юрлиц, и паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Инвестирование средств фонда в указанные инструменты обеспечит приток продолжительно- срочных инвестиционных ресурсов в экономику РФ (в отличие от остатков и банковских депозитов на счетах в банке в кредитных организациях и российских банках, каковые являются источниками коротко- и среднесрочных ресурсов).
Фонды в кризисное время
В осеннюю пору на русском денежном рынке сложилась сложная обстановка. Экономический кризис, зародившийся в американской экономике еще летом 2007 года в ипотечном секторе, к концу лета 2008 года трансформировался в глобальный кризис. Стоимость бареля нефти, достигнув к маю 2008 года собственного максимума и близко приблизившись к отметке 150 долл./барр., к середине октября опустились ниже 70 долл./барр.
К середине октября фондовые рынки обрушились: американские индексы — до уровней 1999 года, российский фондовый рынок — до уровней 2004 года, утратив около 70% капитализации. Кризис недоверия стал причиной недостаток ликвидности, сектор межбанковского кредитования был фактически парализован, обанкротились наибольшие компании. Согласно точки зрения специалистов, к 20 октября 2008 года пик кризиса еще не пройден.
Правительство РФ предприняло последовательность мер, направленных на стабилизацию обстановки. Одним из направлений помощи стало снабжение ликвидностью отечественных денежных университетов.
По словам помощника главы МинФина Д.В. Панкина, у русского экономики хватает резервов, а власти вовремя реагируют на появляющиеся трудности. Количество валютных запасов находится на данный момент на уровне 580 млрд долл.
США. «Этого достаточно, дабы покрыть все вероятные требования зарубежных кредиторов, перекредитовывать средства и впрыснуть на внутренний рынок дополнительную ликвидность».
Помимо этого, по словам Д.В. Панкина, Министерство финансов России может скорректировать модель Фонда национального благосостояния с учетом экономического кризиса. 16 сентября этого года Министерство финансов России разослал на согласование в ведомства предложения по инвестированию средств ФНБ, каковые уста- навливали последовательность ограничений на приобретение корпоративных облигаций и акций. Д.В.
Панкин подчернул, что ограничений по инвестированию на внутреннем рынке нет. Министерство финансов России сможет сам определять, сколько должно быть инвестировано средств на внутреннем, а какое количество — на внешнем рынках.
Новые правила инвестирования будут предусматривать расширение списка инструментов, в каковые возможно вкладывать средства ФНБ, а также в акции и корпоративные облигации5.
Министерство финансов России не предполагает принципиально поменять новую стратегию инвестирования в связи с обстановкой на денежном рынке. Независимо от того, будут ли средства фонда инвестированы на внешнем рынке либо на внутреннем, предельные количества вложений в один вид инструмента пока не изменяются.
Предельный количество инвестиций в негосударственные облигации предполагается установить на уровне 40%, в национальные — 100%. Большой количество вложений в депозиты в коммерческих банках возможно ограничен 30%.
До сих пор средства ФНБ инвестируются по аналогии с Резервным фондом — лишь в суверенные долговые обязательства, в долговые бумаги зарубежных агентств и зарубежных центральных банков, а также в долговые обязательства интернациональных денежных организаций.
C 14 октября 2008 года начал функционировать пакет законов о стабилизации российского денежного рынка, в соответствии с которому средства Фонда национального благосостояния смогут быть размещены во ВЭБе на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно общей стоимостью не более 450 млрд руб. по ставке 7% годовых.
Возможности
Суверенные фонды благосостояния смогут превратиться к 2015 году в ведущую силу глобальной экономики. Наряду с этим количества услуг и продукции, создаваемых активами, контролируемыми этими фондами, смогут превзойти по размерам подобные показатели экономики США.
На конец 2007 года совокупные инвестиционные средства мировых суверенных фондов благосостояния достигли 3,5 трлн долл. США. В соответствии с подсчетам газеты Financial Times, к 2015 году их активы смогут составить 15 трлн долл. США. Наряду с этим они ведут активную инвестиционную политику.
Так, в 2007 году эти фонды инвестировали 80 млрд долл. США в финсектор США.
Согласно точки зрения одного из начальников Global Insight Яна Рэндолфа, суверенные фонды являются новейшей ведущей силой мирового денежного рынка, которая идет на смену хедж-частным и фондам инвестиционным фондам. Они кроме этого поменяли центробанки в качестве наибольшего заемщика.
В следствии страны США и ЕС на данный момент разрабатывают в экстренном порядке меры по защите стратегических отраслей собственных экономик а также отдельных компаний от «излишнего» присутствия в них замечательных зарубежных инвесторов в лице госфондов. Один из вариантов, что предлагают США, — это отказ представителей аналогичных суверенных фондов благосостояния принимать участие в принятии «стратегических» ответов6.
1 http://www.wikipedia.com/ 2 http://www.swfinstitute.org/ — Sovereign Wealth Fund Institute 3 В этом случае возможно сказать о так именуемом проклятии ресурсов либо парадоксе изобилия. Это явление в экономике связано с тем, что страны, владеющие большими природными ресурсами, являются, как довольно часто считается, менее эконо’ мически развитыми, нежели страны с маленькими их запасами. Главными вероятными обстоятельствами этого смогут являться:— понижение конкурентоспособности вторых секторов экономики, вызванное повышением настоящего обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;— высокая волатильность доходов от продажи ресурсов в мире;— неточности в национальном регулировании либо развитие коррупции, последовавшие за притоком «легких» денег в экономику.4 законот 24.07.2007 № 198’ФЗ «О бюджете страны на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». 5 http://www.newsru.com/ 6 http://www.prime’tass.ru/news/show.asp?id=779981ct=news