Татьяна архарова: «откровенно говоря, я не очень люблю слово «проблема». мне нравится решать задачи»
ИТ-директор — неженская профессия?
Основное, чего ожидает бизнес от ИТ, — это умение говорить на одном языке с пользователями, уверена глава департамента IT ДжиИ Мани Банка Татьяна Архарова. В интервью НБЖ специалист поведала о том, как изменяется, согласно ее точке зрения, спрос на ИТ-услуги со стороны банков, и о специфике работы российского GE Money Bank с позиций ИТ.
— Как изменилась структура спроса на ИТ-услуги за последние годы? Скажем, как она отличается от той, которая была до кризиса 2008 года?
— Изменение спроса на ИТ-услуги обусловлено двумя главными обстоятельствами. Первая из них — это ограничение ИТ-бюджетов, вторая — развитие и появление новых технологических ответов и продуктов. Во время кризиса аналитики оценивали спад в сфере ИТ-одолжений в 20-30%.
Если сравнивать с 2008 годом банки стали более подробно доходить к вопросу инвестиций в ИТ, многие проекты были пересмотрены, к новым инициативам стали предъявляться более высокие требования по увеличению и окупаемости эффективности процессов. Банки стали щепетильнее в универсальности и вопросах качества приобретаемых одолжений, изменились требования к надёжности и стоимости инфраструктуры ИТ-ответов.
Прозрачность ценообразования со стороны поставщика, возможность и гибкость продолжительно срочного сотрудничества вышли на первый замысел. Виртуализация, сервисы и облачные вычисления, работа с громадными количествами структурированных и неструктурированных данных, расширение рынка смартфонов и, как следствие, увеличение требований к доступности и мобильности ИТ-одолжений, увеличение требований к информационной безопасности — все это выяснило изменение структуры рыночного предложения ИТ-одолжений. В случае если мы сравним рынок услуг 2008 услуг и рынок года 2012 года, то отличие будет большой.
— Банковский бизнес всегда повышает планку требований к информационным разработкам. Какие конкретно задачи в данной связи возлагаются на ИТ-департамент ДжиИ Мани Банка?
— Эргономичные технологические ответы, стремительные, понятные и качественные сервисы, безопасность новых информационных каналов, понижение цены владения, повышение продуктивности — все это задачи, стоящие перед нами. Современный департамент IT — это не только обеспечение помощи бизнеса, вместе с тем неотъемлемая составляющая развития банка, которая разрешает вырабатывать услуги и уникальные продукты и приобретать за счет этого конкурентные преимущества.
Основное, чего ожидают от ИТ-департамента, не имеет отношения к решениям и технологиям. Основное — это умение говорить на одном языке с пользователями, свойство действенно сотрудничать и приносить новые возможности в бизнес.
— Что представляет собой современная ИТ-архитектура банка?
— Современная архитектура — это отражение бизнеса и состояния рынка в целом. Гибкость, эластичность, надежность, универсальность ИТ-архитектуры — все это позволяет организации скоро реагировать на трансформации внешних условий, предложения и спроса. Эти качества разрешают банку быть конкурентоспособным и действенным.
— Каковы предстоящие замыслы ДжиИ Мани Банка по формированию ИТ-архитектуры?
— Мы планируем развивать архитектуру ИТ, базируясь на стратегии развития банка и GE в целом. Пара направлений будут для нас приоритетными — управление данными, утилизация имеющихся инфраструктурных ресурсов, оптимизация интеграционных ответов, доступность приложений, совершенствование электронных каналов сотрудничества с клиентами. Отдельным направлением станет развитие решений и систем в области информационной безопасности.
— Поведайте о последних, важнейших ИТ-проектах банка.
— В текущем году мы завершили второйэтаппроектавиртуализации инфраструктуры, что разрешило более гибко руководить ИТ-временем и ресурсами предоставления одолжений. Ответ для SMS-оповещений на базе новой интеграционной шины и инструменты по работе с текущим кредитным портфелем и просроченной задолженностью разрешили выстроить более действенные взаимоотношения с клиентами. Внедрение последовательности совокупностей в области информационной безопасности повысило надежность текущих процессов и позволило без риска применять неповторимые возможности новых разработок.
— GE Money — подразделение General Electric, оказывающее услуги потребительского кредитования. Какую специфику накладывает это на работу ИТ-департамента ДжиИ Мани Банка?
— решения и Корпоративные стандарты, регуляторные требования и стандарты в совокупности с локальными требованиями, разработками, спецификой регуляторов и наряду с этим наличие неповторимой возможности применения лучших мировых практик, базы знаний компании — все это вносит определенную специфику в работу российского GE Money Bank. Мы можем видеть более полную и универсальную картину индустрии, разработок, бизнеса и применять данный широкий комплект инструментов стратегического и прогнозирования и операционного планирования.
— Как вы оцениваете степень автоматизации процесса принятия ответов о выдаче кредитов в банке? В связи с кризисом потребовалась ли какая-либо корректировка?
— Я считаю, что у нас в банке создан один из лучших процессов принятия кредитных ответов на рынке потребительского кредитования. Как раз исходя из этого бизнес прошел кризис с хорошими портфельными показателями. Корректировки вносились, поскольку аппетит к риску во время кризиса существенно снизился, но изначальная сбалансированная модель оценки рисков разрешила свести трансформации к минимуму.
— Потребительское кредитование несет в себе большое количество рисков. Как соотносятся работа риск-менеджмента и ИТ-менеджмента?
— Управление рисками используется ко всем процессам банка, среди них и к ИТ. Любой из процессов оценен по стандартной корпоративной методике, созданы особые действия, разрешающие снизить или не допустить возможность реализации риска. актуальность и Корректность оценки контролируются на регулярной базе.
Основное, что не только ИТ-менеджмент, но и любой сотрудник департамента осознаёт необходимость контроля и такого управления.
— Какой эффект, по вашему точке зрения, приобретает организация, применяющая разработку Business Intelligence? Как внедрение BI может скорректировать либо поменять бизнес-стратегию банка?
— Изначально решения BI направлены на стратегическое управление организацией, соответственно, внедрение таких ответов разрешает сделать процесс принятия стратегических ответов более прозрачным и стремительным. Иначе, отмечается некое смешение понятий в данной сфере, многие компании не знают, что именно предлагает поставщик, и попадают в ловушку высокобюджетных долгих проектов с очень неочевидными бене-фитами. Компания обязана пребывать на определенном уровне организационной и технологической зрелости, дабы внедрение BI-ответа стало действенным инструментом бизнеса.
— Недавно вы говорили, что ДжиИ Мани Банк фактически ничего не отдает на аутсорсинг. Из-за чего сложилась такая практика? минусы и Какие плюсы аутсорсинга вы видите?
— Аутсорсинг — одна из самых увлекательных и скоро развивающихся областей рынка ИТ-сервисов. Как и любой сервис, аутсорсинг должен быть применим в компании при определенных условиях. В последние пара лет стратегия банка и стратегия ИТ не предполагали перевода ИТ-сервисов на аутсорсинг.
Плюсы аутсорсинга — это, непременно, получение возможности перераспределить ИТ-ресурсы и направить их на развитие разработок. Минусы — это утрата качества сервиса и большая операционная цена.
— Неприятность информационной безопасности банков не теряет актуальности- кроме того, скорее, напротив. О каких современных тенденциях в разработках обеспечения безопасности в банке возможно сказать?
— Тенденции в области информационной безопасности напрямую связаны с возникновением иного ландшафта и новых технологий угроз. Заберём как пример облачные разработки. Они способны, с одной стороны, открыть новые возможности с позиций эластичности производительности, стоимости и доступности.
Иначе, эти технологии не имеют сейчас соответствующих стандартов и инструментов обеспечения информационной безопасности. Второй пример — соцсети, деятельно применяемые для общения и продвижения бизнеса с клиентами, наполнены скрытыми угрозами при большом уровне беспечности пользователей. сервисы и Мобильные приложения — еще одна деятельно развивающаяся сфера, в которой отмечается рост внимания к разработкам обеспечения информационной безопасности.
Главная тенденция на сегодня — предотвращение угроз за счет грамотного риск-менеджмента, проак-тивный контроль фронт-энд решений и процессов, обучение внутренних и внешних пользователей, выработка сбалансированного подхода к предоставлению доступов. Отдельная задача — работа с национальными законодательными органами по устранению спорных неясностей и моментов в стандартах и законах, связанных с данной областью.
— Имеется вывод, что ИТ — одна из самых затратных статей затрат для банка. Вы с этим согласны?
— ИТ — вправду одна из самых затратных статей банка. Как раз исходя из этого необходимо понимать, какой итог бизнес приобретает от каждого положенного в ИТ рубля. инвестиции и Бюджет в ИТ должны быть прозрачными и понятными, с позиций СЕО.
— Каковы ключевые принципы оценки эффективности инвестиций в ИТ?
— Эффективность инвестиций в ИТ оценивается с позиций денежных показателей компании (ROI, ТСО, CV/OPEX), так как в 99% случаев внедрение технологий и новых решений и соответствующие инвестиции связаны с построением, совершенствованием и изменениями бизнес-процессов компании.
— Как вы вычисляете, чего, первым делом, ожидают игроки финсектора от ИТ-поставщиков?
— Надежности, прозрачности, умения предлагать эластичные ответы, среди них и ценовые. Имеется ожидания умения и высокого уровня экспертизы его применять, способности выстраивать долговременные партнерские взаимоотношения.
— Каковы замыслы ИТ-департамента банка на 2012 год?
— Главные замыслы связаны с целевыми установками банка по формированию бизнеса. Приоритеты — запуск новых продуктов и электронных каналов обслуживания, действенное управление кредитным портфелем, продуктивность, data management, информационная безопасность, продолжение оптимизации цены владения активами ИТ.
— Какие конкретно неприятности, первым делом, приходится решать вам как начальнику?
— Открыто говоря, я не весьма обожаю слово «неприятность». Мне нравится решать задачи. Главная из них — это развитие и сохранение команды.
ИТ — это не столько технологии, сколько люди, владеющие умениями и уникальными знаниями. Как раз исходя из этого начальник, первым делом, обязан уделять внимание созданию сплоченной и высококвалифицированной команды, удержанию и развитию талантов, в особенности главных.
Вторая задача, стоящая передо мной, — это поддержание взаимодействия и эффективного диалога между ИТ и другими департаментами, управление ожиданиями топ-менеджеров. доверие и Понимание являются базой действенного сотрудничества, со своей стороны, зависящего от качества двухсторонней связи.
С одной стороны, ИТ-департаменту, управленческой ИТ-команде нужно осознавать профильный бизнес компании, вникать в факторы, воздействующие на денежные показатели банка. ИТ-эксперты должны мочь видеть возможности и технологии глазами бизнеса, дабы оказать помощь отыскать самые правильные и действенные технологические ответы и сформулировать адекватную схему развития департамента.
Иначе, крайне важно показывать результаты работы ИТ. Значительно чаще, в случае если эти результаты хороши, их не видно, как не видно и упрочнений команды по поддержанию стабильного уровня сервиса.
Налаживание для того чтобы диалога разрешает ИТ не только быть инструментом в достижении целей бизнеса, но и деятельно принимать участие в формировании бизнес-целей.
Третья задача — это нахождение оптимального баланса между инвестициями в ИТ и сокращением затрат. Построение вразумительной совокупности метрик качества предоставляемых реализации и услуг проектов — метрик, сформулированных на языке денежных показателей, — разрешает сделать работу ИТ-департамента и процесс принятия ответов прозрачными для СЮ и для других топ-менеджеров.
— Не могу не задать данный вопрос, хотя бы напоследок. Дама в должности ИТ-директора в банке — скорее, исключение, нежели правило. Да и эксперты ИТ-департамента, в большинстве случаев, мужчины.
Как вам комфортно трудиться в таких жёстких условиях?
— С позиций профессионализма, знаний и опыта вопрос пола не есть главным. Как в банке, так и в моем департаменте трудится большое количество мужчин и талантливых женщин. Запрещено отрицать, что иногда они применяют инструменты и разные подходы в управлении и принятии решений командой.
Но с позиций бизнеса принципиально важно одно — дабы инструменты и эти подходы были действенными.