Ввозвращении человека на луну обозначены новые вехи
Реализация эпохального проекта по возвращению космонавтов на Луну была не таковой уж ровной. NASA и его подрядчики столкнулись с некоторыми трудностями, угрожающими пускай и не сорвать программу, но пара её притормозить. Действительно, американское космическое агентство уверено: «В итоге всё будет прекрасно».
Технические и денежные неприятности смогут помешать NASA послать людей на естественный спутник Почвы в обещанный некогда срок. Но, агентство старается приложив все возможные усилия, производит перерасмотрение бюджет, корректирует сроки главных опробований и всячески «оптимизирует» работы, дабы заветная миссия по возвращению на Луну Orion 15 (Human Lunar Return) состоялась однако в июне 2019 года.
Согласно данным ресурса NASA SpaceFlight.com, агентству не достаточно приблизительно $700 миллионов на 2008-2010 годы, дабы совершенно верно успеть к сроку. И это уже стало причиной переносу последовательности запусков по программе «Созвездие» (Constellation) на более поздние даты. Отличие образовывает от нескольких месяцев до года.
Старт Ares I (иллюстрация NASA/MSFC).
Напомним, как раз в рамках программы Constellation США создают технику, которая не только обязана вернуть человека на Луну, но и, ещё раньше, заменить шаттлы в полётах на Интернациональную космическую станцию.
Обращение тут идёт прежде всего о комбинации новой ракеты Ares I и космического корабля Orion.
Эта пара вместе с тяжёлой ракетой-носителем Ares V (она может выводить на низкую околоземную орбиту 130 тысячь киллограм груза) и лунным посадочным модулем (взявшим имя Altair) должны составить «комплект» для новых лунных экспедиций NASA.
Ares I и Ares V применяют много элементов совокупности Space Shuttle. На заднем замысле — Луна, а за ней (и это не просто так) — Марс (иллюстрация NASA/MSFC).
О схеме для того чтобы полёта мы говорили в этом материале (лишь в том месте Orion ещё фигурировал под рабочим заглавием CEV). Схема, кстати, отличается от той, что употреблялась в программе Apollo.
Но перед тем как Orion 15 полетит в космос, дабы высадить космонавтов на Селене, судам данной серии предстоит выполнить много стартов в околоземное пространство. Упомянем только главные из них.
Orion 1 в декабре 2013-го обязан в первый раз встать в космос, причём без экипажа. Кораблю Orion 2 предстоит первый полёт с экипажем в марте 2014-го, Orion 4 в сентябре 2014-го окажется первой миссией на МКС в данной серии.
Потом последуют ещё пара рейсов судов Orion на МКС.
Полноразмерный макет капсулы корабля Orion, что будет использован для последовательности тестов (фото NASA/Sean Smith).
И лишь Orion 13 обязан первым среди «близнецов» отправиться дальше околоземной орбиты – на облёт Луны (без экипажа). Это должно случиться в декабре 2018-го.
Сейчас же поступила информация, что у агентства появились кое-какие трудности. Это не только недостаток средств. Скажем, тесты продемонстрировали, что Ares I будет вибрировать с частотой, близкой к резонансной для корабля Orion.
Эта замечательная тряска генерируется первой ступенью ракеты, которая, по сути, представляет собой модифицированный твердотопливный ускоритель от шаттла.
К разрушениям эта «стартовая дрожь» не приведёт, но, по предварительным расчётам, уровень вибраций Orion в начале полёта будет в три раза выше того, что агентство вычисляет допустимым для космонавтов.
Чтобы устранить этот неприятный эффект, инженерам нужно будет скорректировать конструкцию корабля, изменяя его резонансные частоты, например, путём пересмотра мест размещения некоторых массивных подробностей.
Суда Orion будет строить корпорация Lockheed Martin. На иллюстрации: Orion пристыкован к МКС (иллюстрация NASA).
Но решение возможно отыскано лишь по окончании первого испытательного пуска прототипа называющиеся Ares I-X, намеченного на апрель 2009 года.
Это будет суборбитальный полёт ракеты с первой ступенью, полностью подобной такой у Ares I, а в роли второй корабля и ступени выступят массогабаритные макеты.
Тест разрешит оценить работу поменянного ускорителя в настоящем полёте и проверить разделение ступеней. Не смотря на то, что в космос никакой объект наряду с этим не полетит, принципиально важно, что нагрузка, которую будет поднимать Ares I-X, должна быть близкой к весу настоящих второй ступени и пилотируемого корабля.
Кстати, о массе. Имеется предпосылки к тому, что Orion «располнеет», выйдя за ранее намеченные пределы. И значит, снова потребуются уточнения в «дизайне».
Разделение первой и второй ступеней ракеты-носителя Ares V (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
А ведь имеется и другие перемены «на ходу».
Так, есть маловероятным возвращение к раннему предложению относительно топлива для двигателей Orion и подъёмной ступени лунного модуля: метан плюс кислород. Текущая конструкция предусматривает другую «несколько», более отработанную: азотный тетроксид – монометилгидразин.
Агентство по большому счету пытается минимизировать технический риск при разработке новых автомобилей по программе Constellation.
В частности, основной двигатель корабля Orion заимствован у второй ступени ракеты Delta II.
И это не всё.
Orion и Altair около Луны. Диаметр Orion образовывает 5 метров. Вес — 22,7 тонны, из которых 9,35 тонны составит горючее.
Герметичный количество — 20 кубов, обитаемый – 11 кубов. NASA отмечает, что дизайн этих аппаратов ещё не организован совсем, так что на различных картинах вероятны кое-какие вариации внешнего вида лунной техники (иллюстрация NASA).
Двигатель второй ступени Ares I, названный J-2X (горючее – жидкие водород и кислород), представляет собой осовремененную и подкорректированную вариацию двигателей верхних ступеней известной лунной ракеты Saturn V.
Движки же первой ступени Ares V, именуемые RS-68 (они потребляют водород и кислород), это модификация «моторов» от ракеты Delta IV. Топливный бак данной же первой ступени — переделанный и увеличенный внешний резервуар шаттла. В разгонной же «лунной» ступени Ares V, призванной доставить связку Orion/Altair к Луне, будет трудиться тот же J-2X.
И без того потом, и тому подобное.
Однако специалисты уверены в том, что риск при параллельном проектировании сходу двух новых ракет-носителей вкупе с кораблём и лунным посадочным модулем – велик.
Пару дней назад управление отчётности американского конгресса (U. S. Government Accountability Office — GAO) опубликовало доклад, в котором проанализировало замысел работ NASA по Луне и подчернуло, что он фактически «не оставляет места для неожиданностей», в смысле – весьма плотный.
Altair на Луне. Как и суда Orion, эти модули будут иметь собственные порядковые номера. Первый Altair только отправится в беспилотную окололунную тестовую «экспедицию», а первым среди собратьев на Селене сядет модуль Altair 2. Именно он, в первый раз с 1972 года, доставит на Луну четверых космонавтов, каковые проработают в том месте семь дней.
Позже его взлётная ступень обязана подняться на окололунную орбиту, где её будет ожидать пустой Orion 15. На нём экипаж и планирует вернуться к себе (иллюстрация NASA).
Само агентство оценивает шанс на то, что Orion полетит до 2015 года в 65%. В случае если же к бюджету программы кожный покров на следующую несколько лет добавить $2 миллиарда, говорит глава NASA Макл Гриффин (Michael Griffin), эту дату возможно смело показывать, как 2013-й. Президент Буш кроме этого защищает перед конгрессом за программу, призванную реализовать его узнаваемый призыв.
GAO охарактеризовало таковой запрос как «через чур оптимистический». Так как неспециализированные затраты на всю программу в сумме за следующие 20 лет и без того составят внушительные $230 миллиардов.
И это не обращая внимания на будущее сокращение штата агентства, которое (в канун отставки шаттлов) собирается вычислить к 2011 году более 8 тысяч служащих.
В общем, возможно легко высказать предположение, что новая лунная эпопея США обойдётся им пара дороже, чем считалось до сих пор. И сроки смогут кроме этого мало задержаться.
Тестовый пример двигателя J-2X на стенде (фото NASA/Stennis).
Но возможно на лучшее. Сокровище (научную, политическую, историческую) возвращения на Луну тяжело переоценить.
А ещё нельзя не отыскать в памяти, что на ракеты семейства Ares и другую технику программы Constellation эксперты весьма рассчитывают, планируя иные ответственные шаги человечества в космосе.
Достаточно упомянуть проект ядерного перехватчика космических «план» и скал высадки людей на астероид.
Следующей же целью человечества есть Марс. В этот самый момент эксперты дружно отмечают, что и тяжёлый носитель Ares V, и корабль Orion должны появляться ответственными (пускай не единственными) техническими элементами пилотируемой экспедиции на Красную планету.