Высадка людей на луне ведёт nasa назад вбудущее
США планируют отправить пилотируемую экспедицию на Луну в 2018 году и, более того, в будущем NASA собирается делать по два таких полёта в год. Потому для надёжности предприятия и большей эффективности американские инженеры решили применить комбинацию новых и ветхих технических ответов.
Совсем сравнительно не так давно мы сказали, что Майкл Гриффин (Mike Griffin), глава NASA, представил документ «Анализ архитектуры совокупностей изучения» (Exploration Systems Architecture Study), обрисовывающий возвращение людей на Луну.
Сейчас агентство опубликовало интересные подробности. И мы можем ход за шагом представить – как будет проходить данный полёт.
Но прежде, чем кричать «Ключ на старт!», возвратимся к многострадальному CEV (пилотируемому исследовательскому кораблю), около которого сломано уже много копий, не смотря на то, что он и существует до тех пор пока только лишь на картинках. Причём – совсем различных.
Напомним, эту надежду и рабочую лошадку пилотируемой космонавтики Америки проектируют различные компании. Любая – по собственному разумению.
К примеру, это Lockheed Martin с концепцией крылатого мини-шаттла (детально тут), применяющего крылья в верхних слоях воздуха и хороший парашют – на последней стадии приземления.
Иначе – тандем из Northrop Grumman и Boeing, каковые строят что-то «хорошее», капсулу без крыльев. Кратко мы уже говорили об этом.
И это лишь компании, значительно чаще упоминающиеся в связи с новой лунной гонкой. А ведь имеется ещё «маленькая, но гордая» t/Space, у которой не только собственное видение корабля CEV, но кроме того не похожая ни на что высадки и схема полёта на Луну. Её мы обрисовывали тут.
Ответ NASA о выборе подрядчика по созданию CEV ещё не принято. Но взглянуть на картинки корабля, что доставит людей на Луну. Что мы видим? Какой в том месте шаттл… Да это же старый знакомый – Apollo.
Действительно, значительно выросший в размерах.
Значит ли это, что CEV будет строить Boeing? Неизвестно.
Нет, само собой разумеется, никто не собирается изготавливать новые экземпляры легендарных Apollo для возвращения на Луну. Сходство тут только внешнее. Но одновременно с этим – неслучайное.
Давайте же совершим рейс на отечественный естественный спутник.
Старт тяжёлого носителя с лунным разгонной ступенью и посадочным модулем (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
1. Лунный посадочный модуль (без экипажа) и разгонная ступень поднимаются на околоземную орбиту посредством нового тяжёлого носителя (грузоподъёмность на низкую орбиту – 125 тысячь киллограм), созданного из двигателей, подробностей внешнего бака и модифицированных твердотопливных ускорителей от шаттла.
Это первое отличие от миссий Apollo, где целый «лунный» комплекс, вместе с людьми, стартовал как единое целое.
Кстати, разгонная ступень первый раз включается на последней стадии выведения – она вытягивает на орбиту и себя, и лунный модуль.
Старт корабля CEV с экипажем на борту (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
2. В то время, когда на Земле убедятся, что данный аппарат вышел на верную орбиту, стартует ракета с CEV. На его борту – 4 космонавта (при миссиях на Интернациональную Космическую Станцию в том же самом CEV смогут лететь до 6 человек).
Ракета – это один твердотопливный ускоритель от шаттла (первая ступень) и жидкостная вторая ступень с двигателем опять-таки – от современного челнока. Грузоподъёмность этого носителя – 25 тысячь киллограм на низкую орбиту.
CEV (по крайней мере – в данном описании) весьма похож на корабль Apollo: цилиндрический «технический» отсек (в новых документах он зовётся «сервисный модуль») и коническая возвращаемая капсула. Лишь размеры намного больше (внешний диаметр – 5,5 метров), а вся начинка, конечно, современнее.
3. CEV и лунный модуль стыкуются на околоземной орбите.
Стыковка корабля с лунным модулем на околоземной орбите и старт комплекса к Луне (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
4. Второй раз включаются двигатели разгонной ступени. Вся связка отправляется к Луне. По окончании комплекта скорости разгонная ступень отбрасывается.
Перелёт продолжается три дня.
5. Комплекс выходит на окололунную орбиту. Целый экипаж переходит в лунный модуль и делает расстыковку с CEV.
Это решение – ещё одна новация, по сравнению со схемой полёта 1960-х годов. CEV сможет делать полёт около Луны в автоматическом режиме, так что не будет необходимости оставлять на нём человека, как было при с Apollo.
Напомним, тогда к Луне в одном рейсе летели трое. Один оставался на окололунной орбите, а двое – делали посадку на Луну в так называемой «лунной кабине».
Выход на лунную орбиту (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
6. Лунный модуль садится на поверхность отечественного естественного спутника.
Принципиально важно выделить, что в отличие от полётов Apollo, в то время, когда техвозможности разрешали посадить аппарат только в экваториальных районах Луны, энергетические возможности CEV и лунного модуля разрешат выбрать для посадки любой участок на Селене.
И, кстати, об энергетике. Двигатели самого CEV и подъёмные двигатели лунного модуля будут трудиться на жидком метане. Для ракетостроения — горючее до тех пор пока экзотическое.
Выбор продиктован неожиданным мыслью. Вся эта техника, с дополнениями и изменениями, будет использована и при высадке людей на Марсе.
А в отношении таковой экспедиции уже имеется замыслы по выработке горючего для возвращения (в частности — метана) из местного химического сырья – компонентов воздуха Марса.
7. Работа космонавтов на Луне продлится семь дней. Примечательно, что в отличие от лунной кабины миссий Apollo в новом лунном модуле будет воздушный шлюз.
Высадка на Луну (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
8. Подъёмная ступень лунного модуля поднимается на окололунную орбиту.
9. CEV и подъёмная ступень стыкуются. Экипаж переходит в CEV. Подъёмная ступень отбрасывается.
10. CEV разгоняется и выходит на автостраду Луна — Земля.
11. Рядом от Почвы сервисный модуль CEV отбрасывается. В первый раз оказывается открытым тепловой щит капсулы – «дно» конуса.
12. Спускаемая капсула CEV входит в воздух. По окончании начального торможения она раскрывает тут и парашюты же отбрасывает тепловой щит, и – надувает снизу воздушные «мешки».
13. Капсула касается почвы (главной вариант посадки), или поверхности воды (запасной вариант). Миссия окончена.
На данной странице возможно отыскать флэш-ролик, показывающий все этапы миссии.
Старт подъёмной ступени на лунную орбиту (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
Сейчас нужно отметить последовательность ответственных моментов. Как мы видим, неспециализированная схема полёта на Луну, предлагаемая NASA, приводит к стойким ассоциациям с Apollo. И не напрасно.
Наверное, в далеком прошлом проверенные ответы – это то, что необходимо для увеличения надёжности всего предприятия, не смотря на то, что технически тут не будет использовано ни одного «ветхого» болта.
Так, коническая форма капсулы CEV продиктована мыслями прочности и аэродинамической устойчивости при возвращении в воздух на высокой скорости. Это самое простое и оптимальное для данной задачи ответ.
Добавим, что капсула CEV, по плану агентства, должна быть запланирована на 10 полётов. Любой раз её необходимо будет только оснащать новым тепловым щитом и стыковать с новым сервисным модулем.
Развёртывание парашютов капсулы CEV (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
При старте CEV с Почвы на вершине капсулы будет закреплена маленькая ракета, которая сможет отвести корабль с экипажем от носителя при аварии – на любом этапе выведения, начиная с самого стартового стола.
NASA пишет, что желает отправлять по две экспедиции на Луну ежегодно, что должно ускорить создание в том месте постоянной базы.
Грузы на базу и обратно возможно будет доставлять посредством того же самого комплекса – один рейс каждые шесть месяцев. CEV возможно будет применять в качестве беспилотного грузовика. И тогда же время нахождения каждого конкретного экипажа на Луне возможно расширено до полугода.
Приземление (иллюстрация NASA/John Frassanito and Associates).
Цель новой серии экспедиций на Луну – обучиться жить в том месте с частичным (как минимум) применением местных сырьевых и энергетических ресурсов для выработки кислорода и ракетного топлива для дыхания. Плюс, само собой разумеется, новые научные изучения.
Наконец, ещё одна, очевидная, цель — отработка техники, которая будет применена в составе комплекса для полёта людей на Марс.
И не смотря на то, что совершить целый таковой рейс в капсуле CEV шесть «марсонавтов» не смогут (для этого будет создан второй корабль), посадку на Землю по возвращению они будут делать в том же CEV.
Отыщем в памяти, когда-то серия полётов американцев на Луну была выполнена, в основном, по политическим соображениям, нежели из научной необходимости.
Возможно продолжительно спорить, как обстоит дело на данный момент. Но светло одно: в этом случае технический лунный задел – не пропадёт.