Андрей савельев: задача в том, чтобы построить бизнес, не зависящий от личности
Президент группы РЕСО и генеральный директор Москоммерцбанка Андрей Савельев знает, как возможно поднять цену бизнеса многократно. // Даниил Желобанов. Издание Секрет компании 7 мая 2007г
«Я руковожу группой компаний как частным инвестиционным фондом»
— Из-за чего вы отошли от своевременного управления столь сильным проектом, как Москоммерцбанк, и предпочли РЕСО?
— У меня с 2006 года развивались два проекта — РЕСО и Москоммерцбанк (МКБ), причем работа с РЕСО началась кроме того раньше, с января 2006 года. В РЕСО я начал заниматься реорганизацией группы, на что уходила только часть моего времени, и тогда же я начал обсуждать с акционерами Казкоммерцбанка вопрос построения на базе Москоммерцбанка розничного банка с упором на ипотеку.
Изначальная договоренность с РЕСО и Казкоммерцбанком предполагала, что для меня это будут свободные параллельные проекты — и без того оно и было до ноября-декабря 2006 года. Сейчас акционеры РЕСО решили начать подготовку к IPO и внесли предложение мне возглавить и группу РЕСО в целом, и данный конкретный процесс. Я кроме этого вошел в капитал компании, другими словами моя позиция сейчас принципиально отличается от той, что я занимал в МДМ-банке либо в Москоммерцбанке.
К этому времени база инфраструктуры МКБ была создана. Акционеры Казкоммерцбанка отнеслись к моему ответу с пониманием — нас связывает более десяти лет взаимоотношений, еще со времени моей работы в ЕБРР. К марту 2007 года я завершил передачу дел в банке, и переход был заявлен официально.
— Согласно данным ФССН, сборы компании «РЕСО-гарантия» в 2006 году если сравнивать с 2005 годом сократились на 850 миллионов рублей., до 22,46 млрд руб., в следствии чего ее опередила компания «Согаз». Вы теряете рынок?
— гарантия: «и-АС» в 2006 году проводила санацию портфеля. Мы не пролонгировали страховые контракты, приносившие убытки. Результаты данной работы частично отразились в росте прибыли в 2006 году, другое вы заметите в этом.
— Вас сравнивают с Александром Григорьевым, что кроме этого пришел руководить «Ингосстрахом», будучи известным банкиром. Этотенденция — банкиры, управляющие страховым бизнесом?
— Сравнение некорректно. Александр занимается как стратегией, так и своевременным управлением страховой компанией. Я же не занимаюсь ежедневным своевременным управлением — в каждой компании группы РЕСО имеется независимый менеджмент. Я руковожу группой компаний практически как частным инвестиционным фондом.
В этом фонде сейчас имеется различные активы, начиная с наибольшего — 95% акций «РЕСО-гарантии». Помимо этого, нам принадлежат страховые компании в Казахстане, на Украине, в Белоруссии и Литве, две лизинговые компании, девелоперский бизнес в Российской Федерации, на Украине и в Литве, и прекрасно развитый медицинский бизнес. Эти бизнесы полностью независимы и мало пересекаются: к примеру, отечественный медицинский бизнес обслуживает, а также, и клиентов «РЕСО-гарантии», но у них имеется возможность выбрать другие клиники.
— И в чем конкретно ваша задача?
— Моя задача — максимизация цены этого портфеля активов. Другими словами мы приобретаемновые активы в портфель, в отдельных компаниях увеличиваем отечественные вложения, но одновременно с этим в других — начинаем частично или полностью реализовыватьинвестиции.
— Вы структурировали бизнес в МДМ-банке, после этого отлаживали в Москоммерцбанке, причем и в том месте и в том месте проработали довольно недолго. Сейчас вы делаете приблизительно то же самое в РЕСО. Не опасаетесь, что вас начнут принимать на рынке как «топ-менеджера по структурированию», которого возможно пригласить на время?
— Не опасаюсь. Во-первых, в РЕСО, в отличие от МДМ-банка и Москоммерцбанка, я в принципе не занимаюсь операционными вопросами. Во-вторых, в РЕСО я акционер. В-третьих, я занимаюсь увеличением цены бизнеса. Структурированность и прозрачность — не цель, а средство: прозрачный бизнес везде в два-три-четыре раза, время от времени на порядок дороже непрозрачного, плюс он, в большинстве случаев, четче управляется.
Но одного этого не хватает — для максимизации доходов акционеров бизнеса нужно кроме этого осознавать, куда движется рынок, как изменяется отношение инвесторов, что делают соперники, может ли несколько более прибыльно задействовать положенный в какой-то из собственных бизнесов капитал в других проектах. Это кроме этого моя задача.
— Какие конкретно конкретно перемены вероятны в бизнесе группы РЕСО обозримой перспективе?
— В то время, когда цена бизнеса высока, появляется большое количество опций. Я честно верю в возможности развития страхового бизнеса. «РЕСО-гарантия» — это платформа, которой позавидуют многие мои коллеги-банкиры: у какое количество из них имеется 700 отделений, 20 тыс. продавцов и 3,5 млн клиентов? Сейчас эта платформа реализовывает лишь страховые продукты. Но я не исключаю, что в определенный момент в будущем она же начнет реализовывать, к примеру, розничные банковские продукты.
О создании банковско-страховой группы я бы пока не сказал, это рано. Но мир знает массу успешных примеров продажи страховыми компаниями продуктов сторонних банков.
— Одна из целей вашего перехода в РЕСО — подготовка к IPO. Сравнительно не так давно вам разрешили допэмиссию. В какой стадии процесс на данный момент?
— У нас имеется пара вариантов развития, и мы корректируем стратегию финансирования в зависимости от трансформации собственных и внешних условий. Никакая из этих стратегий не есть самоцелью — это не более чем один из методов достижения большой цене.
«Замысел открытия филиалов мы скорректировали вниз»
— В прошедшем сезоне, возглавив Москоммерцбанк, вы заявили о намерении довести его активы за два-три года до $2 млрд. Сейчас, в то время, когда вы отошли от своевременного управления банком, эти замыслы остаются в силе?
— Банк в целом замысел на 2006 год перевыполнил, прежде всего по росту ипотечного портфеля и по корпоративному бизнесу. В активах, не считая балансовых $1,2 млрд, стоит учесть $200 млн кредитов, каковые реализованы за баланс в ходе подготовки ипотечной секьюритизации. По ипотечному кредиту начальный замысел на 2006 год был $300 млн, а реально портфель составил $600 млн.
За это время по количествам выдачи ипотеки банк вышел на третье место по России — по окончании Сберегательного банка и ВТБ. Превосходно сработал по кредитованию среднего бизнеса и корпоративный блок. У меня нет сомнений, что существенно раньше финиша 2008 года банк выйдет на запланированный количество активов.
— Но кроме этого говорилось о намерении «в скором будущем» открыть 50 контор, но на данный момент их число выросло только на пять. Что не получилось?
— Замысел открытия филиалов мы вправду скорректировали вниз. Дело в том, что филиал для Москоммерцбанка — это прежде всего не точка продаж, а точка обслуживания по ипотечному кредиту и офис для корпоративных менеджеров. Главные продажи розницы в МКБ идут через агентскую сеть — банк деятельно трудится с кредитными брокерами и агентствами недвижимости.
Как раз исходя из этого, как показал стаж работы в Санкт Петербурге и-Москве, МКБ необходимо иметь не более одной точки в больших городах и не более чем по три-четыре в каждой из двух столиц. На этом этапе у банка нет необходимости нести затраты по открытию 50 точек, а открывать «дабы были» — это точно не политика Москоммерцбанка.
Но филиалы, каковые банк открывает сейчас — это большие, полноформатные конторы площадью не меньше 400–500 кв. м. Таких филиалов к концу 2007 года будет не меньше 10 — уже действующие в Калининграде и Волгограде и строящиеся в Челябинске, Ростове, Нижнем Новгороде, Перми, Омске, Новосибирске, Тюмени и Самаре. Наряду с этим я не исключаю, что через год-два банк снова возвратится к теме расширения сети до 40–50 точек, в случае если это станет нужно для обслуживания розничных кредитных карт и депозитов.
Жизнь богаче любых долговременных стратегий. Четкий замысел действий нужно иметь неизменно, но он ни при каких обстоятельствах не должен стать догмой. Каждая догма вредна, тем более в бизнесе.
— Так же вы строили бизнес и в МДМ-банке?
— Непременно, в том месте стратегия отличалась, и весьма существенно. Не бывает универсальных стратегий и рецептов, для каждой компании нужна собственная, поскольку у всех различная «начальная точка» — конкурентные позиции, масштаб бизнеса, команда сотрудников, клиентская база. Рынок кроме этого не следует на месте. МДМ имел принципиально другой размер сети, клиентской базы и бизнеса.
Соответственно, и стратегии отличались.
«Сейчас он стал настоящей машиной»
— Изменится ли стратегия банка с вашим уходом от своевременного управления?
— В целом — нет. Стратегия Москоммерцбанка строится на двух продуктах-фаворитах. Первый — кредитование среднего (по западным меркам) бизнеса. По русским вернее будет сообщить «большого, но не сверхкрупного» — компаний с оборотом либо активами, условно говоря, от $50 млн до $500 млн.
Такие компании, в большинстве случаев, имеют хорошие рыночные позиции, но еще не смогут занимать за границей. А деньги этим компаниям необходимы на данный момент — они скоро растут. Само собой разумеется, спрос удовлетворяется, но борьба за этих клиентов не столь тверда, как за более больших — тут не приходится биться за десятые и сотые доли процента. Второй продукт-фаворит — ипотека.
Тут главное — агентская система и скорость работы продаж. И на сегодня ипотека уже образовывает более 50% суммарных активов банка.
— В апреле доходность квартир как инвестиционного актива в Москве стала отрицательной. Не угрожает ли рынку ипотеки британский сценарий — в то время, когда заемщики отказывались гасить долги перед банками, возвращая им квартиры, что стало причиной лавинообразному понижению ликвидности рынка жилья?
— В ближайшие пять лет не угрожает. Британский сценарий мне знаком прекрасно, в том месте дефолт происходил по большей части в сегменте заемщиков с низкими доходами, другими словами «голубых воротничков». А «белые воротнички» обнаружили выход — удлиняли срок займа для снижения выплат, реструктурировали долг, но не отказывались от квартир — потому, что это сходу влекло бы пожизненное попадание в тёмный перечень бюро кредитных историй.
В Российской Федерации ипотека по большей части выдается среднему классу, доходы которого растут, отношение долга к доходам так же, как и прежде многократно ниже, чем на Западе. Этому сегменту еще расти и расти. Что касается инвестиционных квартир, то они значительно чаще приобретены на личные деньги инвесторов, а не в долг.
— Вы не назвали в числе главных продуктов кредитные карты — это пока только замыслы на будущее?
— Не считая главных, имеется кроме этого продукты-сателлиты — те, каковые в будущем имеют шанс подняться вровень с фаворитами, но пока находятся на стадии становления: кредитные карты, кредитование малого бизнеса и автокредитование. Банк инвестирует в эти продукты, но на каждом этапе отслеживает рынок и соперников, дабы корректировать подход.
— Уже много говорилось о рисках российского автокредитования: залог на машину не регистрируется в ГИБДД, ее возможно реализовать в любую секунду, другими словами кредит есть необеспеченным. Наряду с этим ставки по автокредитам иногда кроме того ниже, чем по ипотечному кредиту. Как вы планируете зарабатывать на этом рынке?
— Рынок автокредитования сейчас пересыщен, на нем действует до полусотни банков, многие из них предлагают по сути бланковые кредиты с целевым контролем применения. В 2006 году рост рынка замедлился, и банки, ранее деятельно предлагавшие экспресс-кредиты, столкнулись с галопирующим уровнем невозвратов — до 10–20% от портфеля.
В случае если ранее невозвраты на уровне 3–5% возможно было с избытком покрывать за счет скрытых рабочих групп, то по окончании их фактического запрета возможности этого рынка с позиций доходов становятся неочевидными. Исходя из этого Москоммерцбанк еще в начале года скорректировал замыслы по росту портфеля автокредитов — дабы трудиться лишь в прибыльных сегментах, пускай и с меньшим количеством. К примеру, это «лизинг для физлиц».
— Другими словами с вашим переходом в РЕСО в МКБ все останется так же, как и прежде?
— В этом постоянно кроется часть задачи топ-менеджера — покинуть по окончании себя трудящуюся совокупность. Неумелы те менеджеры, по окончании ухода которых все разваливается. Задача именно в том, дабы выстроить бизнес, не зависящий от личности. В случае если это не верно — значит, менеджер, по сути, под брэндом компании сооружает собственный личный бизнес. Это довольно часто видится в Российской Федерации, но это неправильно.
Я уверен, что Москоммерцбанк будет идти вперед, как и прежде. Сейчас он стал настоящей машиной.