Аппетит возвращается

Аппетит возвращается

Факторинговые компании готовы деятельно продвигать безрегрессное финансирование, которое в силу более высоких рисков предполагает и громадную доходность.

Рынок факторинга не избежал участи кредитного рынка: в прошедшем сезоне тут развернулась твёрдая борьба, главным оружием в которой стал ценовой демпинг. Во многом ужесточение борьбы за клиентов разъясняется излишней ликвидностью банков, каковые на фоне медленного восстановления кредитного рынка стали деятельно предлагать факторинговые продукты.

Так как в прошедшем сезоне главной количество сделок приходился на факторинг с регрессом (при котором при неосуществимости взыскания с должника сумм полностью клиент, переуступивший долг, обязан компенсировать фактору недостающие финансовые средства), самоё существенное падение маржи случилось как раз в этом сегменте. Сейчас факторы, владеющие технологиями и достаточным опытом, рассчитывают получать на безрегрессных продуктах (в то время, когда при неосуществимости взыскания с должника сумм полностью факторинговая компания терпит убытки).

Привычный сценарий

Факторинговый рынок Северо-Запада в прошедшем сезоне, по оценкам его участников, вырос приблизительно на 25-30%, в целом по стране по количеству уступленных финансовых требований факторам он возрос на 37,5% (эти «Специалист РА»). Обстоятельств восстановления спроса на факторинговые услуги пара.

Во-первых, рост потребительской активности стал причиной повышению размеров поставок товаров повседневного спроса (FMCG), продавцы которых являются главными клиентами большинства факторов. «Оживление потребительского спроса напрямую влияет на рост оборотов факторинга, поскольку на финише цепочки фактически постоянно находится розница. Обостренная конкурентная борьба между факторами стала причиной тому, что сниженные ставки по факторингу стали конкурировать с кредитными ставками», – подтверждает вице-президент Промсвязьбанка Виктор Носов.

Во-вторых, консерватизм банков в части классического корпоративного их требования и кредитования к ликвидности залогов подталкивали компании покрывать недочёт оборотных средств, завлекая факторинговое финансирование. Клиенту стало лучше заключать контракты на беззалоговое и бессрочное финансирование, еще и с возможностью предоставления больших отсрочек своим дебиторам.

Но увеличение спроса стало причиной тому, что на рынок начали выходить банки и их дочерние компании, каковые ранее деятельно эти услуги не продвигали, к примеру «ВТБ Факторинг» либо Эйч-си-и-эс Банк. К активизации новых игроков подталкивала все еще высокая ликвидность, которую нужно было размещать, и тот факт, что в секторе корпоративных кредитов борьба велась по ставкам и маржинальность очень сильно упала.

Обострившаяся борьба стала причиной подобному эффекту в факторинге: по данным «Специалист РА», за прошедший год вознаграждение факторов сократилось на 15%. В следствии твёрдой борьбе начало размываться само понятие факторинга, поскольку последовательность денежных организаций начали предлагать под видом данной услуги кредитование под залог дебиторской задолженности. «В рамках Ассоциации факторинговых компаний много раз обсуждалась необходимость введения четких стандартов с позиций классификации продуктов и одолжений.

Тот факт, что различные по объёму и качеству услуги под одним и тем же заглавием «факторинг» предоставляются по стоимостям, отличающимся в разы, вызывает у потенциальных клиентов удивление», – поясняет директор Северо-Западного дивизиона Национальной факторинговой компании Сергей Васильев. Он утвержает, что факторинг не может быть вытеснен продуктами кредитной природы легко вследствие того что он пользуется спросом на рынке. Но разграничить понятия и структурировать данные нужно.

Нет однозначного ответа на вопрос, какая категория игроков – специальные факторинговые компании либо банки, развивающие данное направление в рамках корпоративного блока, – более конкурентоспособна. «Банкам, само собой разумеется, имеется чем оперировать – излишней ликвидностью, которую они в течении 2010 года с радостью раздавали под очень низкий процент, но на этом все, – уверен Васильев. – Подходы к управлению рисками в факторинговой компании и банке принципиально отличаются: при кредитовании прежде всего оцениваются денежные риски самого заемщика, а при факторинге – его клиентов, дебиторов. Для успешной работы по факторингу нужна собственная дорогостоящая инфраструктура, которой банки сейчас не располагают».

Довольно часто факторинговые компании действуют более оперативно и гибко, чем банки. К примеру, в связи со сложными совокупностями распределения заказов между поставщиками нередки случаи, в то время, когда розничная сеть запрашивает намного большие размеры поставок, чем планировалось. «Для удовлетворения быстрых запросов сетей поставщик обязан приобретать моментальный отклик денежного агента.

Банк дать таковой отклик неимеетвозможности, – говорит начальник подразделения „ВТБ Факторинг“ в Петербурге Андрей Голованев. – Но у многих банков стабильнее обстановка с финансированием факторинга». Разумеется, что с данной точки зрения самые выгодные позиции у компаний, действующий при банках.

В условиях излишней ликвидности и усиливающегосяфакторингового рынка многие кредитные организации начали создавать аффилированные факторинговые компании. Ввиду отсутствия опыта работы на этом рынке многие новички не владеют должными разработками оценки рисков собственных их дебиторов и клиентов. «До тех пор пока ликвидность будет подпитывать оптимизм инвесторов, факторингом будут и дпльше заниматься все сравнительно не так давно образованные дочерние компании больших банков.

Наряду с этим в кратковременной возможности ожидается сохранение занятых ими позиций методом удержания низких ставок, – вычисляет Носов. – В среднесрочной возможности рынок сам начнет выталкивать не сильный игроков, потому, что борьба медлительно, но правильно переходит в продуктовое направление. А многие факторинговые инструменты требуют отлаженных механизмов риск-менеджмента, инвестировать в который спешат не все».

Игроки ожидают предстоящего укрупнения рынка: он уже близок к модели, в то время, когда 80% приходится на пять-шесть первых больших игроков, а оставшиеся 20% дробят между собой 15-20 небольших. «Маленькие факторинговые компании остались лишь в тех сегментах и отраслях бизнеса, где не весьма интересно трудиться большим, к примеру в сфере стандартизированных программ для малого бизнеса», – подмечает Голованев.

В другой плоскости

Соперничать по ставкам в сегменте регрессного факторинга делается все сложнее: вознаграждение достигло минимальных размеров, и компании должны искать новые пути для привлечения клиентов. «Финансирование – не единственная услуга, оказываемая факторами. Управление дебиторской задолженностью – обязательный атрибут факторингового сервиса, – говорит Виктор Носов. – А в гонке за хорошей конкурентной ценой возможно утратить в качестве».

Исходя из этого на рынке происходит смягчение требований к потенциальным заемщикам. «Мы расширили перечень факторабельных отраслей и повысили гибкость совокупности риск-менеджмента, и ввели практику личных ответов, – делится Сергей Васильев. – Но трансформаций в подходах к риск-менеджменту не случилось, потому, что это база факторингового бизнеса. Единственным обеспечением финансирования тут возможно качественная, настоящая, верифицированная дебиторская задолженность по уступаемым финансовым требованиям».

Факторы обосновывают менее консервативный подход к потенциальным клиентам и тем, что за время кризиса фактически все компании прошли важный стресс-тест, исходя из этого то, что они выстояли, – практически гарантия их денежной устойчивости. «Факторинговые компании стали более лояльны и к представителям среднего и малого бизнеса, каковые раньше выпадали из поля зрения многих из них, – уточняет Андрей Голованев. – Мы, к примеру, пересмотрели и упростили кое-какие ограничения по дебиторам и клиентам, снизили количество требуемых от клиентов документов, для дебиторов и определённых сегментов клиентов внедряем упрощенные процедуры оценки». Он считает, что данный тренд на рынке в целом в 2011 году продолжится, но уже в меньшей степени – будет выражаться только в рамках запуска новых продуктов.

Вызов для сильных

Главные возможности в текущем году факторы связывают с безрегрессным факторингом, спрос на что достаточно велик, а в силу более высоких рисков предполагает и громадную доходность. Услуга требует от факторов высокой квалификации и виртуозного владения риск-менеджментом, исходя из этого преуспеть тут смогут лишь сильные игроки, имеющие опыт предоставления данного вида финансирования. «Это более рисковый инструмент, и без опыта и отлаженного механизма риск-менеджмента на разрешённом рынке делать нечего, – уверен Виктор Носов. – К тому же формирующиеся тенденции, за которыми стоит будущее факторинга, подхватить и развить смогут только участники рынка, владеющие обширным опытом, отлаженными механизмами, проверенными бизнес-разработками, а также в сфере ИT».

Категории клиентов, обращающихся за регрессным и безрегрессным финансированием, кроме этого разны. Первые обращаются к услуге скорее для устранения кассовых увеличения и разрывов оборачиваемости, и значительно чаще безрегрессный факторинг привлекается большим бизнесом в дополнение к кредитному обслуживанию в банке.

Обращение к безрегрессу позвано жаждой снять риски невозврата платежа, исходя из этого возможности факторов в плане перекрестных продаж очень сильно ограничены. «Безрегрессный факторинг предъявляет высокие требования к главным компетенциям фактора, потому, что цена неточности в оценке рисков тут довольно большая. В это же время данный рынок только перспективен с позиций неудовлетворенного спроса на данную услугу», – вычисляет помощник главы департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Кирилл Покровский.

Тогда как факторинг без регресса образовывает около 40% количества мирового рынка внутреннего факторинга, в Российской Федерации его часть колеблется в районе 10%, не обращая внимания на то что в стране не развит подобающим образом рынок страхования рисков товарного кредитования и географически агенты довольно часто поделены громадными расстояниями. В текущем году все фавориты рынка собираются продвигать данную услугу, расширяя круг потенциальных клиентов. Как предполагают игроки рынка, часть сделок по безрегрессному факторингу в сумках факторов может к Январю увеличиться до 20-30%. «Но реализовать потенциал данной услуги будет нереально, если она не станет необходимым элементом продуктовой линейки большинства участников рынка и в случае если продукт не будет верно позиционирован в глазах обладателей бизнеса, – рассуждает Сергей Васильев. – Я умышленно акцентирую внимание на роли собственников, по причине того, что вопрос обеспечения надёжного роста бизнеса относится к категории стратегических задач топ-менеджмента компаний».

Факторы рассчитывают, что в текущем году рынок Северо-Запада увеличится на 20-25% и главный рост обеспечит, как и прежде, потребительский рынок, не смотря на то, что имеется суть в диверсификации клиентской базы за счет вторых отраслей. «Петербург – фаворит по темпам развития большого ритейла в стране, исходя из этого более 80% отечественных клиентов в регионе – поставщики торговых сетей, – подтверждает Андрей Голованев. – Но мы ожидаем, что в 2011 году большая часть роста отечественного портфеля будет обеспечена за счет расширения сотрудничества с фирмами индустриального сектора. В частности, в течение последних трех месяцев мы начали финансировать целлюлозно-фармацевтику и бумажную отрасль».

И наконец, текущий год потребует от участников рынка значительного количества инвестиций в сервис, совершенствование разработок риск-менеджмента, ИT-инфраструктуры. Особенно это актуально для компаний, вышедших на рынок сравнительно не так давно и намеренных на нем закрепиться. Главная борьба развернется в сегменте безрегрессного финансирования, а без качественных технологий и существенных ресурсов на этом рынке удержаться фактически нереально.   

Петербург

График 1 Динамика объёма и соотношения оборота выплаченного факторами финансирования

График 2 В течение последних трех месяцев 2011 года отечественные факторы привлекли более 500 новых клиентов

График 3 За первый квартал этого года факторинговые компании приняли на обслуживание поставки в адрес свыше тысячи новых дебиторов

Аппетит к риску возвращается


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: