Банкинг без финансов. будущее исламского финансирования в россии

Банкинг без финансов. будущее исламского финансирования в россии

Банкиры критически оценивают количества привлечения исламских финансов в Россию. С ними не согласны эксперты по исламскому банкингу.

Закрытие европейских и американских денежных рынков, непрекращающиеся санкционные меры вынуждают компании и российские банки искать новые источники привлечения средств. Разворот на Восток — новый тренд современной экономической политики России. на данный момент он воспринимается по большей части как выход на рынки Китая, Гонконга, Сингапура для привлечения капитала. Сравнительно не так давно Национальный банк зарегистрировал «Чайна сельскохозяйственный банк» (Чайнасельхозбанк).

До сих пор в Российской Федерации трудились «дочки» трех китайских банков: Bank of China («Банк Китая (Элос)»), China Construction Bank («Чайна констракшн банк») и Industrial and Commercial Bank of China (ICBC — Торговопромышленный банк Китая, ТПБК). Китайские деньги сейчас становятся альтернативой западным заимствованиям.

Но, например, «Ак Барс» банк в декабре 2013 года закрыл сделку «мурабаха» на 100 миллионов долларов. В 2011 году банк уже завлекал подобное синдицированное финансирование в количестве 60 миллионов долларов. По сути, «Ак Барс» банк показывает один из вероятных обходов санкций — выход на рынки исламского кредитования. Но в целом банкиры достаточно скептически оценивают возможности применения исламских денежных инструментов в Татарстане.

Татарстанские же специалисты и чиновники по исламскому банкингу, наоборот, постоянно твердято его огромном неиспользованном потенциале. Кто прав, и станет ли Татарстан русским центром исламского финансирования — это вопросы, на каковые до тех пор пока вряд ли возможно ответить со всей определенностью.

Но какоето перемещение наметилось: Ассоциация русских банков (АРБ) направила письмо в Национальный банк с предложением принять закон «Об исламских финансах», что бы имел возможность регулировать деятельность соответствующих учреждений в России. А чтобы они вели собственные дела строго по мусульманским правилам, создать при ЦБ шариатский совет, что бы смотрел за деятельностью таких банков и являлся для них арбитром.

Без низменных эмоций

Исламский банкинг представляет собой другое классическому банковскому делу направление предпринимательской деятельности, функционирующее с соблюдением исламских экономических правил. Основная изюминка продуктов, созданных с учетом требований мусульман — исключение элементов, запрещенных сводом и Исламом правил судьбы мусульманина (шариатом). Речь заходит о запрете ростовщичества и ссудного процента (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир).

Помимо этого, нельзя вкладывать средства и приобретать доход от продажи и деятельности: запретных видов производства свинины, алкоголя, оружия, и индустрии «низменных эмоций» — проституции, порнографии, азартных игр.

Все применяемые сделки и инструменты в исламском денежном университете должны взять одобрение шариатского совета. Денежные университеты, предлагающие только отдельные исламские продукты, в большинстве случаев завлекают внешних шариатских советников. Те же банки, каковые желают развивать собственную деятельность с учетом положений шариата, создают шариатский совет в собственной структуры.

Помимо этого, в большинстве случаев в тех государствах, где приняты особые законы, определяющие деятельность исламских денежных университетов (как в области банковского дела, так и операций и страхования на денежных рынках), шариатский совет действует и в структуре регулятора. Он и есть конечной инстанцией, определяющей соответствие того либо иного продукта положениям шариата.

В Российской Федерации исламского банкинга в чистом виде не существует. В первой половине 90-ых годов двадцатого века был создан банк «Бард Форте», что применял «исламские экономические разработки ведения банковского дела, не противоречащие банковскому законодательству России». Незадолго до отзыва лицензии банк в мае 2006 года заявлял, что желал бы начать трудиться с физическими лицами, опираясь на правила шариата.

Но эти замыслы осуществить не удалось, поскольку уже в декабре того же года у банка была отозвана лицензия за «неотёсанные нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, и несоблюдения требований предписаний Банка России». Дагестанский банк «Экспресс» производил карты, процентный доход по которым перечислялся на благотворительные цели. В итоге продукт был воспринят как соответствующий законам шариата.

У этого банка лицензия была отозвана в 2013 году за недостоверную отчетность. О намерении развивать в Российской Федерации и СНГ денежные услуги, соответствующие канонам шариата, в различное время заявляли «ВТБ Капитал» и Бинбанк, но реализованных сделок у них не произошло.

Из-за чего не работает?

Основной тормоз сделок с исламскими банками в Российской Федерации — ограничения в законах. В соответствии с Гражданскому кодексу РФ, за пользование кредитом предусмотрена необходимая уплата процентов, и ответственность за неисполнение финансовых обязательств в виде процентов от суммы этих обязательств. Кроме этого в статьях 5 и 29 закона «О банковской деятельности и банках» говорится, что проценты — это единственно вероятный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов.

Отдельных корректировок в нормативные акты и закон требует и сделка долевого финансирования — мурабаха. «Дабы соблюсти все требования ЦБ в плане исламских финансов, необходимо, как минимум, создать отдельный банк. Я не уверен, что это тенденция купит какието значительные размеры. Что касается дальневосточных государств, центральный офис Райффайзенбанка находится в центре Европы.

Нам до тех пор пока достаточно поддержки оттуда», — вычисляет директор сети операционных контор Райффайзенбанка в Татарстане Ильдар Рахматуллин.

Его точку зрения поддерживает и главаООО «Банк «Аверс» Рустам Саяхов. Он утвержает, что сделки с применением исламских финансов до тех пор пока весьма редки в Российской Федерации: «На моей памяти лишь две сделки, каковые были публично объявлены. И суммы этих сделок микроскопические довольно всего количества привлечения, что шел с классических денежных рынков — европейского и американского. Исходя из этого сказать, что исламские финансы — это панацея, полностью запрещено.

Это не альтернатива». Однако, Татарстан уже восемь лет выстраивает взаимоотношения с разными интернациональными организациями, трудящимися в области исламских финансов. За это время была создана Татарстанская интернациональная инвестиционная компания, Евразийская лизинговая компания, денежный дом «Амаль», некоммерческий фонд развития исламского бизнеса и финансов.

Возможно отыскать в памяти и опыт того же «Ак Барс» банка по исламскому заимствованию, и подписанное в октябре 2013 года соглашение о запуске в Татарстане проекта исламского страхования такафул. Инициатором этого проекта выступает российское отделение страховой компании Allianz — «Альянс Жизнь».

Развитие исламского продукта сукук Агентство инвестиционного развития РТ разглядывало в рамках реализации проекта международного инвестиционного технополиса «СМАРТ Сити Казань» (обращение шла о сумме в 100 миллионов долларов). Но привлеченные за пара лет всеми этими компаниями суммы несопоставимы с результатом всего двух сделок «Ак Барс» банка. Как признает исполнительный директор Центра развития исламской экономики и финансов Искандер Исхаков, пока в Татарстане не удается завлекать большое количество средств с применением исламских денежных инструментов.

Частично Искандер Исхаков разделяет скепсис представителей коммерческих банков. Иначе, согласно его точке зрения, возможности исламских финансов в Российской Федерации далеко не всецело использованы. До введения санкционных мер были Европа, Америка, привычные рынки капитала, откуда средства получалось привлечь несложнее и дешевле.

Но в Российской Федерации сейчас живёт порядка 20 млн этнических мусульман, а также 2 млн — в Татарстане. Для них важно, дабы денежные услуги, которыми они пользуются, соответствовали исламу. А вдруг имеется спрос, появление предложения — вопрос времени. К примеру, количество клиентов трудящегося в Казани с 2011 года денежного дома «Амаль» образовывает пара тысяч — это небольшой население и бизнес.

Клиентов было бы больше, но данный денежный дом со своим размером капитала, находящегося в управлении, просто не может удовлетворить существующий спрос. Главная часть капитала денежного дома формируется за счет средств вкладчиков, но потому, что исламское финансирование — новый продукт, не каждый готов инвестировать , зная, что существует риск убытка.

Имеется и вторая неприятность: на разные форумы по исламскому банкингу приезжают эксперты по исламскому финансированию, они участвуют в дискуссиях, но не стремятся инвестировать создание исламских денежных инструментов в Татарстане. «В Российской Федерации считаюм, что достаточно проводить конференции и исламские форумы, дабы деньги начали поступать», — делает вывод Искандер Исхаков.

Ход навстречу

Один из основных лоббистов исламского банкинга в Татарстане, сейчас уже эксглава Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов, подчернул, что имеется два варианта развития исламского финансирования. Первый — как в Казахстане, посредством политической воли первого лица страны, через директивное принятие закона. Второй вариант, в то время, когда медлено начинает сформировываться практика применения исламских инструментов.

Позже эту практику нужно проанализировать и оформить через законодательство. «Мы идем по второму пути, — говорит Линар Якупов. — И Татарстан продвинулся в этом замысле дальше вторых русских регионов. Но нельзя полностью завлекать инвестиции на механизмы, каковые еще лишь отрабатываются. У нас до введения санкций до 90% инвестиционных проектов были связаны со государствами Америки и Европы. Из-за чего так случилось?

В 90х мы обучались создавать банки в соответствии с западными стандартами. Мы перенимали их опыт, обучались с ними трудиться. Вносились соответствующие трансформации в русского законодательство. В следствии мы создали действенную правовую и инвестиционную среду, которая разрешила нам трудиться с западными инвесторами.

Сейчас мы быстро разворачиваемся на Восток — Корея, Китай, ЮгоВосточная Азия, Ближний Восток. Но нужной правовой совокупности, которая бы разрешала нам трудиться с ними на полную мощность, пока нет».

Якупов напоминает, что исламские финансы регулируются в противном случае, имеются вопросы двойного налогообложения. Имеется необходимость введения в русского правовое поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам. «Нужна стимуляция процесса внедрения исламских финансов, — вычисляет Искандер Исхаков. — Сейчас в Татарстане нет для того чтобы партнера, что имел возможность бы сопровождать операции по привлечению исламских инвестиций.

В Англии, которая достигла важных удач в исламском финансировании, трудится порядка 22 исламских банков, из них 17 — подразделения классических банков. Это понятные организации с устойчивой репутацией, денежно качественные. Подобная денежная инфраструктура располагает к притоку исламских инвестиций. В рамках существующего русского законодательства имеются возможности, само собой разумеется, ограниченные, применения исламских денежных инструментов.

Но банки не спешат ими воспользоваться».

Банк России начал обращать внимание на механизм исламских финансов. В ответ на запрос Центрального банка АРБ подготовила письмо «Об исламских правилах финансирования». В нем ассоциация предлагает признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских правил, процентными по форме либо предусмотреть возможность кредитования без процентов.

Кроме этого АРБ предлагает пакет трансформаций в надзорную практику и законодательство для условий формирования исламского банкинга в Российской Федерации. В частности, возможно предусмотреть облегченную процедуру регистрации прав собственности по исламским сделкам, и привести налогообложение при продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования к сопоставимому уровню налогообложения простых банковских операций.

Кроме этого в ассоциации уверены в том, что хорошо бы было признать отдельный учет средств от осуществления исламских операций и обязать банки, действующие по исламским правилам, организовать отдельные дополнительные схемы учета рисков и создания резервов. Для исламских депозитов АРБ предлагает создать специальные инвестиционные квитанции на базе банковских университетов без требования о платности и возвратности.

По соглашениям аренды с последующим выкупом предлагается дать добро действующим по исламским правилам филиалам классических банков заниматься лизинговыми операциями. Для организации выпуска сукук, исламских облигаций, предлагается внести трансформации в законодательство по акциям. Как ожидают аналитики, в 2014 году всемирный количество исламского денежного рынка достигнет 2,1 трлн американских долларов, из которых 1,6 трлн составят банковские сделки.

В Татарстане существует важная региональная финансовая система, обращает внимание Искандер Исхаков. Тут на базе таких банков, как «Ак Барс» банк, «Татфондбанк», «Интехбанк» имел возможность бы быть реализован пилотный проект по формированию исламского финансирования.

Российская Федерация изучает принцип работы исламского банкинга


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: