Битва автомобилей оставила единицы в гонке за миллионами
Автомобиль, талантливый при необычной экономичности оставаться хотя бы с натяжкой практичным, без всяких оговорок надёжным, наряду с этим серийным и стоящим более-менее разумную сумму, – это уже действительность. Таковой тезис доказали на практике претенденты на разделку $10-миллионного призового фонда, столкнувшиеся шнобель к носу в состязании экологичных автомобилей.
Соревнование Progressive Automotive X PRIZE близится к завершению. Его устроители из фонда X PRIZE в партнёрстве со экспертами издания Consumer Reports совершили команды через настоящее горнило опробований.
Конкурс складывался из нескольких этапов, на протяжении которых проверялось очень многое. В частности, соответствие автомобилей требованиям безопасности, умение машин действенно разгоняться и скоро тормозить, выполнять резкие аварийные манёвры на автостраде и без того потом.
Множество соискателей приза были вычеркнутыми по самым различным обстоятельствам. Кто-то не прошёл подготовки и экспертную оценку конструкции к производству, кто-то очевидно не смог пройти «переставку» либо тест на разгон, а кто-то выбыл из соревнований по окончании поломки.Кое-какие машины при малом расходе горючего однако «вывалились» за границу по неспециализированному «углеродному следу» (как оранжевая «камбала» Tango (внизу) – бесплатно что электромобиль).
И много аппаратов просто не преодолели знаковую планку экономичности в 90 MPGe (2,61 литра на 100 км). А ведь устроители намеренно опустили её пониже, не смотря на то, что победитель обязан будет в итоге достигнуть расхода энергии (горючего) не хуже круглых 100 MPGe (2,35 л/100 км) (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Судьи учитывали и экономические показатели проектов. По плану фонда, все машины-конкурсанты должны быть подготовлены к промышленному производству с более-менее вменяемой себестоимостью: единичные «золотые» самоделки без шанса на серийный выпуск изначально оставались за бортом.
На каждом уровне битвы число претендентов на призовые миллионы быстро уменьшалось. Отметим, что начиналось всё со 111 команд и их 136 автомобилей, заявленных на старт более года назад. Но до финала, что состоялся в эти дни на овале Michigan International Speedway, добралось только 12 команд с 15 машинами, а удачно выступили в нём лишь девять «повозок» от семи компаний.
Устроители состязания совершили его на большом опытном уровне, благо запаслись горой точной измерительной аппаратуры (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Очевидно, расход горючего либо электричества в различных режимах перемещения, уровень выброса CO2, большой пробег без пополнения бака либо батареи — главенствовалипоказателями. Как раз с проверки последнего параметра начался финал, разбитый на пара дней соревнований с различными задачами.
Соискатели приза из главного класса Mainstream (4 колеса и не меньше четырёх пассажиров) должны были проехать без заправки/зарядки не меньше 320 километров, а из класса Alternative (двух- либо трёхместные аппараты с 2-4 колёсами) — не меньше 160 км. Кстати, «Альтернатива» со своей стороны была разделена на два субкласса — с тандемным (в затылок) и параллельным (бок о бок) размещением сидений.
По окончании всех сражений в «Мэйнстриме» осталось «в живых» лишь две автомобили, и обе — Very Light Car от американской команды Edison2. Тут необходимо уточнить, что изначально от данной команды в состязании принимали участие сходу четыре практически однообразные снаружи и по начинке конструкции. Но пара «весьма лёгких каров» в двухместном выполнении отсеялась, а четырёхместная модификация с тем же именем, также представленная двумя аппаратами, практически победила в конкурсе, не смотря на то, что формально это ещё не заявлено.
Все экземпляры Very Light Car от Edison2 сделали ставку на 250-кубовые одноцилиндровые турбированные моторчики мощностью 40 лошадиных сил. Но одними силовыми агрегатами они одолеть соперников не имели возможность.
Легко весят эти автомобили приблизительно по 350 кило, а их коэффициент обтекаемости равен 0,15 (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Примечательно, что Very Light Car — единственная модель с ДВС (в этом случае потребляющая спиртовую смесь E85), которая заметила на горизонте манящий финишный створ. Все остальные аппараты, сумевшие пройти через тернии Automotive X PRIZE, — это электромобили. Ни гибриды, ни дизели, ни авто на экзотических видах горючего до финишной прямой не добрались.
Команда Edison2 практически осталась единственным претендентом на $5 миллионов, положенных за победу по большей части классе. Но и конкурс «Альтернатива» с тандемным размещением сидений (тут «светят» призовые $2,5 миллиона) также был всецело оккупирован парой близнецов. Это две «капли» E-Tracer, выставленные швейцарской командой X-Tracer.
E-Tracer в движении – закрытый электрический мотоцикл, но при замедлении и на стоянке у него выдвигается дополнительная пара колёсиков, на что уходит полсекунды.Благодаря яйцеобразному кокону минимального для двоих седоков размера и низкому весу данный аппарат требует для перемещения с шоссейными скоростями менее 10 киловатт мощности, что и явилось залогом рекордного результата в данном соревновании (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Эти двухколёсники являются электрическую версию серийного бензинового кабинного мотоцикла Monotracer, производимого компанией Peraves, которая фактически и создала для принятие участия в X PRIZE собственную команду.
(Любопытно, что Monotracer в электрическом виде обратился в ещё один диковинный аппарат по имени Zerotracer, на котором швейцарцы собираются обогнуть мир.)
И для команд, и для судей, и для самих машин бессчётные круги «зелёной гонки» были непростым опробованием (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
В «Альтернативе» же с парой сидений, установленных бок о бок (такие конструкции сражаются за оставшиеся $2,5 миллиона), радостными финалистами стали пять автомобилей.
Это Aptera 2e от Aptera, Wave II от Li-ion Motors, Alias от компании ZAP (все — из америки), и RaceAbout от RaceAbout Association (Финляндия) и TW4XP от одноимённой команды из Германии.
Сверху вниз. Aptera 2e – электрическая вариация в далеком прошлом нам привычной автомобили. Выдающаяся кроме того на фоне нынешних соперников лёгкий кузов и аэродинамика – её сильные стороны.
Зелёная «лягушка» Wave II – личная разработка компании Li-ion Motors, несколько год занимающейся конвертацией сторонних моделей в электромобили. А белый Alias зрители назвали самым стильным авто на конкурсе (фото John Shore, David Freers/X PRIZE Foundation, consumerreports.org).
Так как судьи должны были сравнивать аппараты с различными типами силовых установок, трудящиеся на различном горючем, и — легко от аккумуляторная батарей, любой расход горючего либо электричества переводился в эквивалентные мили на галлоне бензина (MPGe), «завоёванные» в комбинации загородного циклов и городского.
Ниже мы приводим показатели расхода, достигнутые в финале (в MPGe и литрах на 100 км). При участия в заездах двух экземпляров одной и той же модели приводится лучшее достижение.
- Very Light Car — 100,3 (около 2,35);
- E-Tracer — 197,1 (1,19);
- Aptera 2e — 164,3 (1,43)
- Wave II — 171,4 (1,37);
- RaceAbout — 142,9 (1,65);
- Alias — 121,8 (1,93);
- TW4XP — 145,6 (1,62).
RaceAbout создан студентами Хельсинского политехнического университета (Helsinki Polytechnic).
А вот электрический трёхколёсник TW4XP любопытен тем, что вместо привычного руля у него джойстики по бокам сиденья водителя. В конструкцию этого аппарата (до тех пор пока только теоретически) создатели заложили добавку в виде велосипедных педалей – для расширения дальности пробега (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Дабы уточнить расстановку сил, в рамках финала состоялась дополнительная проверка расхода горючего (энергии), но в том заезде необходимо было в один момент экономить и ехать по возможности скоро. Другими словами претенденты должны были обойти соперников по скорости «и» сочетанию рачительности. Тут ещё не все сведенья опубликованы.
Но, и сам сегодняшний этап, именуемый «Финалом», вопреки заглавию — не последний в календаре Progressive Automotive X PRIZE: оставшийся именуется «Проверочным». В августе нынешнего года финалисты конкурса будут посланы в национальную лабораторию Аргонн (Argonne National Laboratory), где пройдут последовательность тестов на динамометрических стендах.
Лишь комбинация результатов от всех прошлых стадий соревнования, прошедших «на открытом воздухе», и показателей стендовой проверки окажет помощь хозяевам состязания вынести окончательный вердикт и официально заявить победителей в классах. Церемония награждения призёров состоится 16 сентября 2010 года в Вашингтоне.