Древнеримские граффити оказались предтечей социальных сетей

В случае если Сейчас постараться средь бела «облагородить» стенке, расписав её из баллончика, наверное, вас оштрафуют. Но у отечественных далёких предков выцарапывание различными острыми предметами надписей в чужом жилище отнюдь не считалось неприемлемым. Напротив, при соблюдении «правил игры» такое творчество кроме того приветствовалось и приводило к искренней радости хозяев.

Сделать данный и другие неожиданные выводы разрешили сохранившиеся до наших дней в Помпеях «граффити». Кавычки не случайны, потому что аналогия не полная. Но, нужно признать, представители любой культуры испытывают радость, находя схожие со собственными черты в в далеком прошлом уже погибших цивилизациях.

Но доселе археологов, каковые пробовали изучать жизнь римских низов по надписям на стенах, неизменно ставили в тупик разные подробности, не коррелирующие с представлениями учёных о том времени.

Не смотря на то, что законсервированные вулканическим пеплом Везувия в 79 году отечественной эры надписи сами по себе в далеком прошлом были известны учёным, новое изучение расширяет область их вероятного назначения и даёт новые предположения, кто как раз мог быть автором. Узнается, что в отличие от условного современного гарлема в Помпеях стенки увлечённо расписывали как бедные, так и богатые, как знатные, так и рабы, по поводу и без такового.

Древнеримские граффити оказались предтечей социальных сетей

Надписи и картинки на стенах в Помпеях не только царапали (вверху), но и рисовали – да так, что краска в иных местах и по сей день превосходно сохранилась (фото Stu Rapley, jafsegal/flickr.com).

Специалист по классической античности Ребекка Бенефил (Rebecca Benefiel) из университета Вашингтона и Ли трудится в Помпеях уже шесть сезонов. Основное подтверждение её тезиса о немаргинальности граффити в обществе древнего Рима – сравнительно не так давно обследованные стенки четырёхэтажной виллы гражданина по имени Май Кастриций.

Стенки домов в Помпеях были оштукатурены белым. Сверху же наносилась броская краска. Потому граффити, обнажавшие нижний слой, были заметны отлично. Так учёные поняли, что в основной помещении виллы Кастриция, в пространстве между фресками, его приятели покинули выцарапанные чем-то острым хорошие пожелания.

На стенах лестничного колодца нашлись остроумно переиначенные популярные стихи, причём письмо, что любопытно, очевидно носило состязательный темперамент.

Кроме этого в различных местах дома его давешние визитёры неоднократно наносили картинки, если судить по тщательности выполнения также разрешённые хозяином. Таковы лодка, павлин и прыгающий олень. Штудирование же надписей на внешних стенках, в кухне и помещениях слуг помогло Бенефил вскрыть последовательность интересных фактов и выдвинуть храброе предположение: в римской Империи надписи на стенах были прообразом нынешних социальных сетей.

Не только надписи удачно дожили до наших дней – расчищенные строения сами по себе выглядят весьма хорошо. На снимках запечатлены склеп, амфитеатр и вилла.

А на последней фотографии – Везувий, словно бы с удивлением «посматривающий» на уже в один раз уничтоженный им город (фото Rebecca Benefiel/WLU).

В случае если отталкиваться от данной догадки и принять, что для жителей Помпей всех классов любая стенки была в каком-то смысле в один момент форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся большое количество увлекательнее и понятнее.

Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем привычных заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и в полной мере любопытных философских пассажей. Ниже мы приводим кое-какие примеры граффити из Помпей. (Расшифровку большинства расчищенных сейчас надписей возможно взглянуть тут.)

  • У «Ворот Везувия»: «Маркус обожает Спендузу»;
  • Атриум у дома Пинария: «В случае если кто-то не верит в Венеру, им определённо направляться поглядеть на мою подругу»;
  • Дом Капрасия Примуса: «Ни при каких обстоятельствах не захотела бы реализовать супруга, кроме того за всё золото мира!»;
  • Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, обожает Кресуса. Пускай Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пускай жизнь их будет в гармонии»;
  • Улица Театров: «Из моего магазина пропал бронзовый горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он возьмёт, нежели предоставит данные об похитившем»;
  • Фасад дома Центенария: «в один раз ты умираешь и становишься легко ничем»;
  • У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: до тех пор пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».

Как выяснилось благодаря Ребекке, сходство между культурами возможно обманчиво в мелочах (фото Rebecca Benefiel).

Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, обнажала душу и давала свободу первичным порывам, сохранившимся практически неизменными и до наших дней.

И обращение не только о хрестоматийном «Тут были Саша и Вася», две тысячи лет назад имевшем вид «Мы, два хороших человека, приятели навеки, посещали это место. В случае если вам необходимы имена отечественные, то знайте – они Аул и Гай».

Либо заберём, например, высказывание «Я удивлен! О, стенки! Лишь потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих». За его высоким слогом, возможно, кроется всё тот же самый импульс, что сейчас подбивает жителей Интернета дать совет собеседнику выпить яду либо звучно вопрошать в виртуальное пространство «кто все эти люди?»

Из вторых любопытных находок Бенфил в Помпеях – «приватный чат». Это сообщения романтического толка, которыми довольно продолжительное время обменивались мужчина (под «ником» Secundus либо «второй») и дама (Prima, «первая»). Они, по всей видимости, жили в различных финишах квартала да и то ли желали соблюсти тайну, то ли для того чтобы рода игрой.

Расцвеченные граффити Помпеи во время собственного расцвета (в представлении живописца) и по сей день, в то время, когда вид города неспешно восстанавливают (фото The Art Archive/Alamy).

Кроме этого очень популярным выяснилось «возвышенного» характера буриме. Похожую версию до сих пор возможно встретить на просторах современных онлайн-дневников: кто-то начинает со строфы, второй продолжает и без того до тех пор пока всем не надоест. Раньше, нужно признать, надоедало достаточно скоро — самый долгий найденный Ребеккой пример складывался из 8 сообщений, нацарапанных различным почерком.

Ещё интересный факт: выясняется, император Нерон (по крайней мере, перед тем как он расправился со своей первой женой) был очень популярен в народе, вопреки тому хрестоматийному образу, что мы знаем. По оценкам Бенефил, из 100 отысканных ей граффити, прославлявших разных императоров, больше половины прямо либо аллегорически посвящены Нерону.

«Он был поразительно популярным, и люди вправду обожали его. Я обнаружила эти надписи не только у входов в дома богатых, каковые были в полной мере естественным образом заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Граффити попадались мне и в таких местах, где их имели возможность написать лишь слуги либо рабы», — говорит исследовательница.

Ещё одна функция надписей на стенах была подобна гостевой книге. Так, приезжие довольно часто высказывали посредством граффити отношение к посещённому ими городу. На стенах Помпей удалось отыскать множество надписей Felicter Pompeii(примерно «Здравия вам, населяющие Помпеи» — общепринятая формула прославления места).

Больше снимков с последней экспедиции Бенефил в Помпеи возможно заметить на этом сайте (фото Joseph Mogavero).

Как говорит Ребекка, уже на данный момент произведенная работа разрешает утверждать: практически все фасады на каждой улице Помпей были исписаны словно бы огромные доски объявлений. Легко представить, как радовались древние римляне таковой несложной «интерактивной игре», особенно с участием нескольких человек из различных классов.

Вряд ли «писатели» предполагали, что уже совсем не так долго осталось ждать многие из них погибнут в следствии извержения, а их наследие будет «опечатано» пеплом и лавой, дабы в двадцать первом веке появляться предметом изучения. И кто знает, какой Везувий ожидает нас самих, потому, пока «Рим» современного мира ещё процветает, лучше смотреть за тем, что мы пишем, где бы то ни было.

10 УЖАСНЫХ ФАКТОВ о ДРЕВНЕМ РИМЕ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: