Если это не протекционизм

Если это не протекционизм

Зависимость национальных экономик от интернациональной торговли до тех пор пока удерживает правительства от радикального протекционизма. Но не смотря на то, что масштабных торговых войн до тех пор пока удается избежать, защитные меры используются все шире, а протекционистский инструментарий делается все более разнообразным.// Александр Кокшаров, Сергей Сумленный, Марк Завадский.«Специалист» №15 (654)/20 апреля 2009.

На английском саммите G20 страны-участницы подтвердили собственный рвение бороться с протекционизмом — дабы не разрешить миру скатиться к торговым войнам и избежать повторения сценария Великой депрессии. Но не обращая внимания на громкие заявления, фактически все участники встречи неизменно эти обещания нарушают.

В соответствии с изучению Мирового банка, за последний год 17 из 20 государств G20 уже приняли более 47 мер протекционистского характера, каковые ограничивают интернациональную торговлю и угрожают перерасти в торговые войны. Еще 31 мера была предложена на правительственном уровне, но пока не реализована. Треть этих мер приходится на увеличение импортных тарифов для защиты внутренних производителей.

Больше всего на поприще увеличения тарифов отличился Эквадор — в данной латиноамериканской стране были подняты импортные пошлины более чем на 600 видов товаров. Но, большая часть государств, ограниченные правилами ВТО, вынуждены избегать столь топорных способов. Так, Аргентина ввела новые нетарифные преграды на импорт автозапчастей, текстиля, телевизоров, игрушек, изделий и обуви из кожи.

Индонезия ограничила ввоз некоторых видов товаров — включая одежду, обувь, игрушки, электронику, напитки и продукты питания — только пятью морскими портами.

В некоторых государствах ужесточение торговых стандартов стало причиной сокращению импорта, отмечается в изучении Мирового банка. К примеру, Китай запретил импорт ирландской свинины, некоторых видов бельгийского шоколада, итальянского бренди, английских соусов, испанских молочных и голландских яиц продуктов. Индия ввела запрет на импорт китайских игрушек.

И Индия, и Китай наряду с этим деятельно субсидируют собственных экспортеров, компенсируя им траты на преодоление зарубежных заградительных пошлин. Эти две государства повысили скидки на возмещение НДС для экспортеров, и не смотря на то, что экономисты спорят, есть ли эта мера косвенной субсидией, уместность ее реализации на протяжении кризиса позвала большое количество вопросов.

Кое-какие государства решили ввести прямые экспортные субсидии, что нарушает предложения в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО. Так, Европейский союз заявил о введении экспортных субсидий на масло, молочный порошок и сыр. А французское правительство уже требует от ЕС решить вопрос о возобновлении субсидирования экспорта свинины.

«Мы замечаем ползучее возвращение к протекционистским мерам. Кампании берите это либо берите то, рабочие места для этих рабочих либо никаких виз этим рабочим. Фавориты двадцатки не должны поддаваться жажде делать заявления о протекционистских мерах, будь то меры, касающиеся торговли, стимулирования внутреннего спроса либо госфинансирование и выкуп компаний и банков, — заявил по поводу роста протекционистских настроений председатель Мирового банка Роберт Зеллик. — Экономический изоляционизм может запустить нисходящую спираль событий, аналогичных тем, каковые мы замечали в тридцатых, в то время, когда протекционизм существенно усугубил Великую депрессию».

Время субсидий

Одной из самые популярных защитных мер стало применение субсидий для поддержания на плаву некоторых отраслей. Причем субсидии, а не таможенные тарифы по большей части применяют развитые государства, в то время как развивающиеся используют более простые методы защиты собственных рынков. Самый же субсидируемой отраслью выяснилось автомобилестроение.

По оценкам Мирового банка, неспециализированное число заявленных субсидий на поддержку автомобилестроителей составило 48 миллиардов долларов, наряду с этим львиная часть данной суммы (42,7 млрд) пришлась на развитые государства.

Эта сумма включает в себя прямые субсидии в 17,4 миллиардов долларов, каковые США выделили на поддержание «детройтской тройки» — Дженерал моторс, Ford и Chrysler. Среди вторых кабинетов министров, решивших выделить средства автомобилестроителям, были Канада, Франция, Германия, Британия, Китай, Аргентина, Бразилия, Швеция, Россия и Италия. Причем вышеуказанная оценка не включает в себя субсидии Республики Корея и Португалии производителям автомобильных компонентов.

«Всемирный автопром обременен излишними мощностями, а масштабные субсидии мешают погибнуть неэффективным фирмам, не имеющим никакого будущего. Хуже того, эти субсидии связаны с требованиями к компаниям, приобретающим помощь собственных кабинетов министров, сохранять рабочие места на национальных рынках. Кроме того в случае если это и свидетельствует закрытие более действенных фабрик за границей, по большей части в развивающихся государствах.

А так как многие страны объединены в региональные торговые блоки, то они вынуждены повторять действия собственных соседей. К примеру, за субсидиями Вашингтона Детройту на подобный ход была вынуждена пойти Канада, дабы удостовериться, что расположенные в этом государстве фабрики, находящиеся в собствености американским компаниям, продолжат работу», — поведал «Специалисту» Эйрон Брэгмен, аналитик по автомобильному сектору исследовательской компании IHS Global Insight.

Председатель Мирового банка Роберт Зеллик

Фото: Рейтерс

Назначенный два месяца назад на должность министра экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг уже внес предложение поменять германскую практику выделения субсидий на приобретение частными лицами машин, сделав ее более национально ориентированной. Дело в том, что сейчас гражданин Германии, берущий новый автомобиль при одновременной утилизации ветхого, приобретал 2500 евро субсидии независимо от того, автомобиль какого именно автопроизводителя он выбирает (что приводило к заметному выигрышу зарубежных производителей недорогих малолитражек).

Сейчас же министр Гуттенберг предлагает выделять деньги, лишь в случае если гражданин берёт германский автомобиль. Правительство Германии до тех пор пока воздержалось от для того чтобы шага, но нельзя исключать, что идеи Гуттенберга еще отыщут приверженцев, поскольку, скажем, в сфере помощи денежных университетов протекционизм не вызывает у германского правительства никакого отторжения. Так, в один лишь кризисный банк Hypo Real Estate германские власти влили более 87 млрд евро и готовят его принудительную передачу в госимущество.

«Масштабное субсидирование — очевидное свидетельство того, как более замечательными являются бюджетные возможности развитых государств, кроме того в условиях растущего недостатка. Не смотря на то, что по мере роста недостатка бюджета в ближайщее время развитые государства смогут пересмотреть собственную политику в сфере протекционизма и обратиться к более классическим способам», — поведал «Специалисту» Джулиан Джессоп, основной экономист английского исследовательского центра Capital Economics.

В Соединенных Штатах тенденция к ужесточению протекционизма уже заметна. Так, осуществляющие контроль обе палаты Конгресса демократы постарались включить в «замысел Обамы» кое-какие протекционистские меры. К примеру, палата представителей проголосовала за требование применять лишь американскую сталь во всех проектах, каковые будут получать госфинансирование. Применение зарубежной стали разрешалось только в тех случаях, в случае если это удешевляло проект на 25% либо более.

Последовательность кабинетов министров включая Евросоюз и Канаду, и множество известный экономистов выступили против аналогичных ответов. Администрация Обамы была вынуждена надавить на сенат, что включил в собственную версию закона поправку о том, что эта мера обязана соответствовать «обязательствам Соединенных Штатов по интернациональным соглашениям».

Так, импорт стали из 27 государств Европейского союза и еще из 12 государств, с которыми у США имеются соглашения о свободной торговле, не подпадет под новую протекционистскую меру. Но на данные государства суммарно приходится только 25% импорта стали в Соединенных Штатах. Исходя из этого экспортеры стали из Китая, России и Индии столкнутся с данной новой американской протекционистской мерой.

Легальный протекционизм

А вот у сельского хозяйства сейчас нет потребности в новых протекционистских мерах — существующие законы машинально приводят к увеличению субсидий из-за понижения цен на сельскохозяйственное сырье. Многие программы по защите внутренних продуктовых рынков, в частности в ЕС, США, Японии и Южной Корее, предусматривают защиту фермеров от понижения стоимостей. Исходя из этого, в то время, когда стоимость уменьшаеться (кроме того и с очевидно завышенных по историческим меркам уровней 2007-2008 годов), прямые выплаты из госбюджетов производителям растут.

К примеру, субсидии американским фермерам в 2009 году, по оценкам Мирового банка, вырастут с 8,1 миллиардов долларов в 2008 году до 9,9 миллиардов долларов (в случае если цены внезапно не начнут снова расти). Эта и подобные меры в развитых государствах означают, что от понижения стоимостей пострадают производители сельскохозяйственного сырья в Африке, Азии и Латинской Америке, где правительства не имеют денежных возможностей субсидировать собственных фермеров.

Возможность «легально» повышать таможенные пошлины — это настоящий кошмар для приверженцев свободной торговли. Все последние годы десятки государств в одностороннем порядке снижали собственные импортные пошлины — такая необязательная либерализация всемирный торговли происходила на фоне постоянного и казавшегося неостановимым роста глобальной экономики. Сейчас у многих этих государств имеется возможность отыграть необязательное одностороннее понижение назад, не опасаясь никаких санкций от ВТО и других интернациональных организаций.

Комиссар европейского союза по вопросам сельского хозяйства Марианна Фишер-Бёль уже заявила о готовности возобновить субсидирование экспорта молока, сыра и масла

Так, в соответствии с докладу Университета германской экономики IW, Таиланд может повысить собственные ввозные пошлины в среднем на 18 процентов, Аргентина — практически на 20, Мексика — на 23,5. Самое громадное пространство для маневра у Индии — на этом огромном рынке ввозные пошлины в среднем легко смогут взлететь на 35,7 процента.

«По подсчетам Европейской комиссии, одни лишь увеличения таможенных пошлин странами третьего мира в рамках, разрешенных ВТО, смогут стоить всемирный экономике 400 миллиардов евро. Речь заходит о таможенных пошлинах, пониженных этими государствами в одностороннем порядке по окончании Уругвайского раунда», — даёт предупреждение аналитик из Deutsche Bank Research Тим Шписслер.

Согласно точки зрения г-на Шписслера, особенная опасность нынешнего витка протекционизма содержится в его нетипичности. «Все чаще протекционизм выражается в непрямых формах, к примеру в субсидиях, помощи клиентов отечественной продукции, конъюнктурных пакетах и без того потом. Это затрудняет как оценку его масштабов, так и противодействие ему», — уверен он.

С Тимом Шписслером согласен вице-президент кильского Университета глобальной экономики IfW Рольф Лангхаммер: «То, что на протяжении каждого кризиса появляется искушение обратиться к протекционистским мерам, не новое явление. Новость в том, что сейчас протекционизм охватывает совсем новые области — национальные субсидии, обменные направления, регулирование зарубежных мобильности и инвестиций рынка труда». Согласно точки зрения г-на Лангхаммера, новые типы протекционизма все посильнее охватывают те страны, каковые на словах продолжают быстро осуждать протекционистские меры, в частности развитые государства, в первую очередь страны Европейского союза.

Европротекционизм

Не смотря на точку зрения о полной свободе торговли в рамках Европейского союза кроме того в годы стремительного роста поизводства компании и европейские страны предпочитали держать про запас замечательные протекционистские меры — и не стеснялись при случае пускать их в движение. Так, всего пару лет назад французский автопроизводитель Renault всецело закрыл доступ в связанные с ним договором сервисные центры германскому производителю запчастей Hella. Со своей стороны германские сети, трудящиеся на рынке запчастей ФРГ количеством 2,5 млрд евро в год, ответили подобным бойкотом французских производителей запчастей, созданных для германских машин, что, по подсчетам германского автомобильного клуба AvD, иногда удваивало цена запчастей для конечного потребителя.

Внутриевропейские торговые войны шли и на уровне целых отраслей экономики. Так, отдельную проблему все прошедшие годы представляла собой сертификация товаров, для которых не созданы общеевропейские технические стандарты.

По подсчетам Европейской комиссии, количество внутриевропейской торговли аналогичной техникой образовывает каждый год около 430 млрд евро — и любой раз произведенные в ЕС товары, дабы попасть на рынки конкретных европейских государств, должны были приобретать в этих государствах сертификаты технического соответствия. На деле такое сертифицирование довольно часто являлось разновидностью таможенного барьера. Национальные сертификационные органы, защищавшие интересы местных производителей, потребовали от компаний-производителей внести конструкционные трансформации.

До сих пор протекционизм сохраняется и на вторых внутренних рынках ЕС, к примеру на внутриевропейском рынке ювелирных украшений. Желающим реализовывать собственную продукцию на рынках Бельгии, Англии, Голландии либо Франции нужно получение дополнительных сертификатов чистоты от надзорных органов данных государств, что делает приход на эти национальные рынки ювелиров из вторых государств-членов Евросоюза затратным и очень сложным процессом.

По подсчетам германского Центра европейской политики CEP, в сумме такие преграды обходятся экономике Европейского союза в 150 млрд евро убытков каждый год и мешают созданию на территории ЕС 2,5 млн дополнительных рабочих мест.

Неудивительно, что совокупность защиты национальных рынков, удачно существовавшая кроме того в периоды быстрого роста экономики, на протяжении кризиса взяла замечательный импульс к формированию. Официальные нормы Европейского союза предписывают ограничивать субсидии компаниям 5 миллионов евро, но все больше кабинетов министров выступает с предложениями поднять эту планку. Фаворитами в продвижении протекционистской политики выступают французы.

Париж уже предоставил ведущим национальным автопроизводителям Renault и Peugeot льготные пятилетние кредиты при условии, что в течение этих пяти лет они не будут выводить производство за предел. Не смотря на то, что замысел данный не так радикален, как предполагалось сначала (французское правительство все-таки решило не предоставлять компаниям денег за закрытие собственных фабрик в Восточной Европе и возвращение их во Францию), он все равно есть более чем протекционистским.

«В случае если это не протекционизм, то что тогда такое протекционизм!» — возмущается Рольф Лангхаммер из IfW. Но хранители свободного рынка европейских — комиссар и Европейская комиссия по вопросам борьбы Нели Крус — до тех пор пока предпочитают сохранять демонстративное самообладание, по факту допуская протекционистские действия национальных кабинетов министров.

«Сегодняшний кризис был значительно более глубоким, чем предполагали каждые специалисты. Он значительно расширил серую территорию и вынудил Европейскую комиссию сквозь пальцы наблюдать на те действия кабинетов министров, каковые еще сравнительно не так давно были бы конкретно квалифицированы как протекционистские», — констатирует аналитик германского экономического университета DIW Кристиан Дрегер.

Рабочие места — своим

Сегодняшний кризис открыл и новую страницу в истории протекционизма — массовым явлением стала защита национальных рынков труда. Так, работники стали требовать ограничений на применение зарубежной рабочей силы. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Европе. К примеру, в Британии спор по поводу применения португальских и итальянских рабочих на НПЗ компании Royal Dutch Shell стал причиной серии общенациональных акций протеста в февраль и январь 2009 года.

Английские рабочие посчитали, что компании не обращали внимания на наличие квалифицированных кадров в стране, предпочитая ввозить более недорогих сотрудников из государств Южной и Восточной Европы.

Сейчас Гордон Браун расплачивается за ответ лейбористского правительства открыть рынок для восточноевропейских трудовых мигрантов в 2004 году

Собственную роль сыграла и фраза, небрежно кинутая английским премьером Гордоном Брауном еще до кризиса: «Английские рабочие места — английским рабочим». Не смотря на то, что изначально Браун имел в виду создание квалифицированных рабочих мест для англичан, квалификация и уровень образования которых с каждым годом растут, эта фраза превратилась в девиз для протекционизма на рынке труда.

«Гордон Браун расплачивается за ответ лейбористского правительства открыть рынок восточноевропейским трудовым мигрантам в 2004 году. В условиях быстрого роста экономики английское публичное вывод готово было мириться с присутствием сотен тысяч поляков, каковые заполняли вакансии во многих секторах, где не желали трудиться англичане. Но экономическая обстановка изменилась, и безработица скоро растет, — поведала Специалисту помощник директора английского Центра европейских реформ Катинка Бариш. — Это приводит к росту протекционистских настроений в английском обществе, которое недовольно, что рынок труда Британии более открыт для мигрантов из других государств ЕС, чем рынки труда Германии либо Франции, закрытые для восточноевропейцев до 2011 года».

Потому, что правительство Гордона Брауна по закону обязано совершить следующие выборы в парламент не позднее мая 2010 года, оно вынуждено реагировать на требования работников. Так, с марта 2009-го при объявлении вакансий английские компании должны сперва искать работников в стране. И только при отсутствии интереса со стороны английских рабочих вакансии возможно рекламировать за границей. С апреля 2009 года были ужесточены правила иммиграции в Британию из-за пределов ЕС.

Сейчас желающие въехать в страну по программе для высококвалифицированных мигрантов отныне должны иметь как минимум магистерскую степень (а не степень бакалавра, как раньше).

Миграционные ограничения коснулись и США. Все финансовые институты и банки, взявшие кредиты в рамках «замысла Полсона», при увольнения американских сотрудников утратили право выступать спонсорами для высококвалифицированных мигрантов по визам H-1B. А потому, что фактически все банки уменьшали персонал, сейчас они не смогут нанять зарубежных выпускников ведущих бизнес-школ (включая американские) для работы в Нью-Йорке и других денежных центрах на территории США.

В следствии банки были вынуждены отозвать предложения о работе у нескольких тысяч чужестранцев, приобретающих в текущем году степени МВА.

Поменялись местами

Громаднейшую бдительность рост протекционизма в мире вызывает в Китае. Это и ясно: по данным ВТО, Китай и до кризиса чаще других государств становился объектом протекционистских и антидемпинговых мер.

Кризис возродил все претензии и старые страхи к товарам, произведенным в Китае, — от «несправедливого» курса юаня до неприятностей с качеством. В Китае признают часть неприятностей, но перекладывают ответственность на зарубежных закупщиков. Забрать, например, обстановку с китайскими игрушками, запрещенными к ввозу в Индию. «Да, часть игрушек вправду была некачественной, но так как они закупались индийскими предпринимателями, каковые выбирали самые недорогие варианты», — заявил «Специалисту» один из китайских предпринимателей, трудящихся в данной отрасли.

В Китае достаточно болезненно восприняли ответ Конгресса США включить в стабилизиционый пакет мер советы применять лишь продукцию, произведенную в Соединенных Штатах, но скандала по этому поводу раздувать не стали. В передовице агентства «Синьхуа», где в большинстве случаев представлена официальная позиция китайского управления, были выражены сожаление по этому поводу и уверенность в том, что «протекционизм не сможет решить неприятностей американской экономики». Китай кроме этого объявил, что ни при каких обстоятельствах не включит условие о «покупке лишь китайского» в личные антикризисные программы.

Но, согласно точки зрения доктора наук кафедры экономики Университета разработок Ли Цяньюя, китайские товары будут и дальше становиться объектом дискриминации со стороны других государств. «Бороться с этим возможно, лишь уменьшив значение экспорта для экономразвития КНР, что на данный момент и пробуют сделать власти Китая», — думает он.

Экспорториентированные страны Восточной и Юго-Восточной Азии солидаризируются с Китаем в его публичной кампании против протекционизма. Республику Корея кризис застал на последней стадии заключения соглашений о свободной торговле с ЕС и США. Сейчас, вероятнее, эти замыслы будут отложены на неизвестное время.

Администрация Обамы вычисляет условия соглашения несправедливыми, а утверждение соглашения с европейским союзом упирается в ряд технических подробностей, каковые в нынешней обстановке смогут стать главными.

Страны АСЕАН пробуют выработать неспециализированную позицию в развитии межрегиональной торговли — этому, например, должен был быть посвящен сорванный демонстрантами несколько дней назад саммит в Паттайе. Из-за протекционистских мер, принимаемых на западе, страны АСЕАН все больше ориентируются на Китай, что неспешно снижает импортные тарифы. С 2010 года обязана начать функционировать территория свободной торговли Китай-АСЕАН, в рамках которой от импортных тарифов будет высвобождено более 90% всего товарооборота.

В целом Запад и Восток как бы поменялись местами. Еще десять лет назад главными протагонистами свободной торговли выступали Европа и США, а сейчас либерализация торговли удачна прежде всего странам третьего мира Азии. Это связано и с заметным упрочнением экономической мощи государств региона, и с тем, что все последние годы страны третьего мира снижали тарифные преграды и во многих случаях уже вышли на уровень развитых государств.

Но, и Китай проводит протекционистскую политику по отдельным направлениям. Его стремительное превращение в один из наиболее значимых потребительских рынков мира заставляет власти прибегать к нетарифным видам протекционизма. В первую очередь речь заходит о защите китайских торговых марок от поглощения зарубежными компаниями. Самый узнаваемый пример — запрет на приобретение Coca-Cola наибольшего производителя 100-процентных соков Huiyuan.

C января 2008 года в Китае действует новое антимонопольное законодательство, которое разрешает блокировать подобные сделки в стратегически ответственных отраслях индустрии, а также в случае угрозы создания монопольной обстановке в том либо другом рыночном сегменте.

Действительно, согласно точки зрения многих юристов, прежде всего закон направлен на защиту китайских производителей и есть собственного рода ответом КНР на дискриминационное отношение к китайским компаниям, пробующим купить активы за границей. Достаточно отыскать в памяти сорвавшуюся сделку по приобретению американской нефтяной компании Unocal — китайская компания CNOOC внесла предложение больше, чем ее соперники, но по политическим мотивам ее предложение было отклонено. Сейчас собственные компании защищает от поглощений уже сам Китай.

Совокупность изменилась

И все же обстановка не так нехороша, как может показаться. Множество факторов уменьшил давление протекционистских мер если сравнивать с тридцатыми годами прошлого века.

«Страны мира сейчас намного более взаимосвязаны экономически по причине того, что технологические цепочки, довольно часто в рамках одних и тех же компаний, охватывают сходу большое количество государств. Современные экономики зависят от импорта сырья, комплектующих а также одолжений. Интересы экспортеров сейчас намного более ответственны для стран, чем интересы отраслей, каковые соперничают с зарубежным импортом.

А внутренние производители также весьма зависят от импорта, — говорит Роберт Уорд, директор подразделения глобальных прогнозов английского исследовательского центра Economist Intelligence Unit. — Сейчас количество интернациональной торговли образовывает 96 процентов мировой экономики если сравнивать с 55 процентами в первой половине 70-ых годов XX века. Наряду с этим более половины интернациональной торговли приходится не на конечные товары, а на компоненты и сырьё для их производства».

К тому же договоренности о интернациональной торговле в рамках ГАТТ/ВТО не обращая внимания на все недостатки, как выяснилось, снабжают громадную юридическую стабильность для участников интернациональной торговли. Скажем, из-за трансформаций во всемирной экономике и торговле кое-какие протекционистские меры, предлагавшиеся в течение последнего года, так и не были одобрены.

К примеру, кампания «Берите американское», запущенная в Соединенных Штатах, скоро провалилась по той причине, что американцы не смогут обходиться без приобретения импортных товаров, в первую очередь товаров широкого потребления. А в Бразилии власти пробовали ввести совокупность контроля и широкомасштабного лицензирования за импортом, подобную совокупности семидесятых годов ХХ века. Но бразильские компании выступили против — и правительство пошло на попятную.

Французское и германское послевоенное экономическое чудо. Рецепт роста — протекционизм и госкапитализм


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: