Есть лирики, а нужны физики

Институты готовят не тех экспертов, каковые необходимы корпорациям. Выход у компаний один: готовить кадры самим. // Анастасия Герасимова, Юлия Говорун, Илья Хренников. SmartMoney № 1 (91) 21 января 2008

Трудовое население Москвы растет не только за счет мигрантов. Ежегодно нарынок труда выходит порядка 120 000 молодых москвичей. Это те, кто отправился трудиться сразу после школы, и выпускники техникумов и вузов.

Большая часть тех, у кого образование выше среднего, не возьмут денег, на каковые рассчитывают, а каждому пятому из них предстоит обивать пороги биржи труда.

Есть лирики, а нужны физики

Закончила школу, поступила на юрфак, взяла диплом юриста с высокими оценками, но в итоге стала всего лишь библиотекарем.

Пауло Коэльо

Вероника решает погибнуть

Таков парадокс столичного рынка: тут 70% соискателей имеют высшее образование. А среди вакансий, каковые предлагают работодатели, порядка 80% составляют рабочие профессии: каменщики, сварщики, медсестры и т. д. Такие эти приводит Вячеслав Сколяпов из управления работы занятости населения Москвы. Это, само собой разумеется, далеко не весь столичныйрынок труда, а лишь «маржинальная» его часть, где работника и работодателя сводит государство.

Но приблизительно та же картина во всей экономике: техникумы и вузы выдают через чур много лишних дипломов, каковые компаниям скучны. На это пенял и Медведев в должности куратора нацпроекта «Образование»: дескать, в стране избыток экономистов и юристов, а вот молодых технических экспертов не достаточно.

Необходимы ЛИ ВЫПУСКНИКИ

Не то дабы выпускники не необходимы вовсе.Экономика растет, требуется все больше работников самых различных квалификаций, наряду с этим на рынок их приходит меньше — это поколение продолжительного демографического провала. на данный момент на одного человека до 18 лет приходится пятеро пожилых. «Это обстановка на ближайшие 5-10 лет, и я не согласна, что будет переизбыток по каким бы то ни было профессиям, — говориткоммерческий директор хедхантинговой компании Kelly Services Ирина Кондратова. — Существует избыток не отраслевой, а институтов. Имеется Top-20 институтов, где за выпускниками стоит очередь, а все остальные не смогут себе отыскать работу».

От 20 до 30% образовательных программ институтов, представленных на русском рынке, не дает кроме того минимально нужного для профессиональной деятельности комплекта компетенций. Работодатели уверены в том, что по уровню знаний выпускники техникумов и вузов последних лет, принятые на работу, уступают тем, кто уже трудится. Такиеданные представлены в докладе «Готова ли Российская Федерация инвестировать в собственный будущее?», подготовленном в осеннюю пору Общественной палатой.

5 обстоятельств недостатка работников

(Часть фирм, назвавших ту либо иную обстоятельство одной из трех наиболее значимых для себя)

72,2% — Отсутствие на рынке труда работников нужных профессий

41,1% — Низкий уровень заработной плата довольно вторых фирм

30% — Большой уровень текучести кадров

23% — Высокая борьба

за сотрудников на местном рынке труда

18,5% — Тяжелые условия труда

70% тех, кто никак неимеетвозможности отыскать работу в Москве, имеют высшее образование

Многие рекрутеры а также кое-какие работодатели предпочитают вовсе не иметь дела с выпускниками. «Несоответствие амбиций, — диагностирует Кондратова из Kelly Services. — Средний выпускник среднего столичного института — без опыта работы! — имеет зарплатные ожидания от $1000. Это выше, чем предлагает рынок на старте». Приблизительно те же наблюдения делает замдиректора Университета социологии РАН Давид Константиновский о выпускниках региональных институтов: «Они сходу неадекватно себя воображают.

Считаюм, что диплом — это уже как минимум 10 000 руб. в месяц, их кроме того не требуется получать, — говорит один из респондентов-промышленников в изучении Константиновского о “опытных траекториях молодежи” (2007). — Единицы четко смогут себе представить, чего они от работы ожидают. Или они, как хамелеоны, подстраиваются. Вот в отдел сбыта они идут — или книжек начитались, или собственный какое-то представление пробуют изобразить, не смотря на то, что в действительности они не желают этим заниматься».

На неадекватность молодых кадров жалуются кроме того столичные строители. «Мы пробовали сотрудничать с университетами (университетами) — и Архитектурным, и Инженерно-строительным, и инженеров транспорта — и на стажировку брали, — говорит генеральный директор строительного концерна “Крост” Алексей Добашин. — Но количество студентов, желающих идти на стройку, совсем маленькое. трудности и Риски их пугают. Все желают в белые воротнички.

Сейчас вот сметчиков переизбыток, но их квалификации для постройки сложных, современных строений не достаточно». В итоге «Крост» решил обучать инженеров и своих рабочих самостоятельно, израсходовав $1 млн на создание обучающего центра.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЕРЕКОСА

«Главной недочёт образования — выпускается чересчур большое количество гуманитариев», — уверен HR-директор Аlcoa Russia Руслан Ильясов. В пример он приводит Саратов: в том месте имеется заведение, которое производит по 100 юристов ежегодно, а необходимо их многократно меньше. «Ясно, что ректорам институтов не хочется поменять программу и набирать меньшее количество студентов, в случае если имеется желающие поступать.

Но никто не думает о том, какие конкретно профессии необходимы, а какие конкретно нет, — сетует Ильясов. — Получается, что экономика изменилась, а совокупность образования — нет. Люди в вузах не готовы к практической работе».

Имеется пара обстоятельств того, что уровень качества образования так отстало от судьбы. Во-первых, сами институты стали для молодежи больше формой социализации, чем получения профессии: это и досуговые коммуникации, и — для парней — легитимная форма избежать работы в армии. Во-вторых, случилась коммерциализация образования.

Число институтов — национальных и негосударственных — быстро возросло, увеличилось количество филиалов (к ним больше всего претензий по качеству образования). Вузовский сегмент был эластичен и внес предложение недорогой образовательный продукт, дешёвый широким слоям населения, — платное высшее образование всего за $700-1000 в год.

Единственный метод для бизнеса отфильтровать целый данный дипломированный планктон — создать собственную совокупность внешней оценки качества обучения. Так как Минобразования оценивает уровень качества институтов по сугубо формальным параметрам: методики обучения, количество квадратных метров и кандидатов наук. «Деловая Российская Федерация» уже начала составлять личный рейтинг институтов. В нем лидируют большие университеты, чаще технические, чем хорошие, и узкоспециализированные институты.

В рейтинге большое количество региональных институтов, негосударственные отсутствуют. А Российский альянс предпринимателей и промышленников (РСПП) еще в 2005 г. выступил с инициативой ввести так называемый опытный экзамен для выпускников образовательных учреждений всех уровней, что давал бы свободную оценку их опытным компетенциям.

Так возможно неспешно заморить голодом некачественные институты. Но еще громадную проблему воображает профессионально-техническое образование. Уже в советское время остряки расшифровывали ПТУ как «помоги тупому устроиться»: учеба в том месте считалась непристижной.

А все 1990-е гг. из-за упадка экономики рабочие профессии, которым учили в профтехучилищах, были еще и не пользуются спросом.

«В Самаре имеется училище, из которого мы набираем ребят. Прошлые 10 лет делалось все, дабы в том направлении шли те, кто неимеетвозможности попасть в высшее учебное заведение. По сути, целое поколение ушло в челноки и “торговлю” во времена провала экономики периода 1990-х», — говорит Ильясов из Alcoa. Совокупность ПТУ разрушилась, и сейчас существует недостаток кадров по отраслевым профессиям.

К примеру, у Alcoa в Самаре имеется завод, что делает алюминиевые подробности для космической индустрии. «Так вот, мы в том месте не смогли отыскать эксперта, что чертил бы необходимые подробности. Его было нужно брать из другого региона, — жалуется Ильясов. — Мы идем к тому, что в недалеком будущем хороший водопроводчик в полной мере сможет претендовать на $5000 в месяц, как в Нью-Йорке».

ТУПИКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Государство пробует как-то состыковать предложение и спрос на рынке квалифицированных кадров. У Минобразования имеется для этого термин «контрольные цифры приема», другими словами какое количество экспертов того либо иного профиля направляться подготовить за счет бюджета. «Министерство последовательно снижает контрольные цифры приема по таким укрупненным группам профессий, как “управление и Экономика”, “Гуманитарные науки”, “педагогика и Образование”.

Динамика ежегодного понижения контрольных цифр приема по указанным группам профессий образовывает 3-5%, — рапортует Минобразования. — Вместе с тем с учетом стратегии перехода к инновационной экономике профобразование деятельно реагирует на тенденции экономразвития страны. Так, сейчас в вузах организована подготовка экспертов по таким междисциплинарным программам, как “Инноватика”, “системы и Приборы лучевой энергетики”, “Нанотехнологии”». Неприятность в том, что свести информацию о потребностях фирм в конкретных профессиях сложно уже вследствие того что часть их — коммерческая тайна.

Единой совокупности профтехучилищ по большому счету больше нет: еще в 2004 г. ПТУ даны в ведение региональных правительства. Некоторым повезло. К примеру, в Тюменской области «Транснефть» помогла местным влияниям реконструировать ПТУ № 36, положив около 200 миллионов рублей., и сейчас готовит в том месте собственных экспертов.

Имеется собственные ПТУ у металлургов и машиностроителей. Но в целом совокупность училищ нужно кардинально реформировать: во-первых, некоторым профессиям они учат еще по разработкам 1980-х, каковые в индустрии уже не необходимы. А в том месте, где учат помой-му современным навыкам, делают это через чур медлительно: профессиям каменщика либо продавца, к примеру, возможно обучиться за полгода-год, в то время как по программе профобразования на них отводится 3-4 года.

Кое-какие училища и техникумы значительно переоценивают собственную значимость для компаний-работодателей. Константиновский из Университета социологии РАН приводит таковой ответ респондента-промышленника: «Мы желали договориться [с техникумом] об обучении литейщиков. Ректор сказал, что он готов обучать отечественных недорого, поскольку ему неинтересно производить экспертов, каковые позже не устраиваются. Но в итоге заломил такую цену, что мы отказались.

Компромисс был бы 25 000-30 000 руб. за человека. Но у них цены выше — и низкое уровень качества. Вот на данный момент они отправили программу: весьма неспециализированные направления.

Это то же самое, что прочесть учебник».

КОРПОРАЦИЯ НАУЧИТ

Многие большие корпорации — «Северсталь», «ВымпелКом», «Русал», «Норникель» и другие — создают кроме того личные корпоративные университеты. Но это похоже скорее на направления увеличения квалификации в компании, а не на полноценное образование. А с настоящими вузами все трудятся приблизительно одинаково: спонсируют профильные университеты, выполняют в том месте «Дни карьеры», присматривают талантливых студентов и назначают им стипендию, приглашают на практику.

У ЛУКОЙЛа любимчики — Университет нефти и газа имени Губкина, Петербургский горный университет, Пермский технический университет, у «ВымпелКома» — МГУ имени имени и МГТУ Баумана Ломоносова.

Всецело институты корпорации на содержание не берут. Раньше пробовали: ЮКОС на излете благополучия выделил $100 млн на содержание Российского национального гуманитарного университета, но скоро был изгнан оттуда. А обладатель «Русала» Олег Дерипаска в 2006 г. заявлял о намерениях приватизировать Экономическую академию имени Плеханова, где он обучался, и положить в нее более $60 млн, но госслужащие эти замыслы не одобрили.

Максимум, что разрешается бизнесу в образовательном ходе, — это ввести собственных людей в публичный совет при институте либо техникуме (так возможно принимать участие в дискуссии программ) и финансировать приглашение докторов наук.

Но Давид Константиновский даёт предупреждение институты от через чур радикальной специализации программ обучения. Универсальность русского образования — это именно плюс, уверяет он. Во-первых, лишь 75% выпускников трудятся по профессии, люди с хорошим базисным образованием легко находят себя в других отраслях: физик — в экономике, филолог — на производстве и т. п. А во-вторых, на данный момент растет спрос на совмещенных экспертов.

К примеру, «ВымпелКому» необходимы менеджеры, каковые и в физике GSM-частот разбираются, и EBITDA наряду с этим вычислять могут.

Для чего необходимы археологи в мире высоких разработок? — лирики и Физики


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: