Голландец изобрёл колесо обозрения для автомобилей
Кое-какие водители и без того посматривают на пешеходную братию сверху вниз, а уж данный аттракцион возвышает их на уровень Гулливера. Но, и безлошадным «лилипутам» такое колесо даёт возможность встать за рулём на высокую колокольню. Либо обозреть сами машины со всех сторон да выбрать подходящий. Вместе с тем эта конструкция была изобретена совсем с иными целями.
Какими?
Желающим покатать машины на чёртовом колесе в любую секунду готова прийти на помощь голландская компания Kroon-Lamberink Groep. Она уверяет, что может доставить собственный неповторимый и впечатляющий аттракцион Drive In Wheel в любую точку мира – хоть в Китай. Для чего такое «автомобильное колесо» может пригодиться?
Да мало ли. Рекламную акцию совершить, на выставке отметиться, кино снять либо же самобытную парковку соорудить – понадобится!
Высота аттракциона 32,3 метра, диаметр самого колеса – 29,5. В один присест на Drive не меньше возможно закрепить четыре автомобили (весом около 1100 килограммов любая) и усадить в каждую из них по четыре человека. О стоимостях (скорее речь заходит об аренде) голландцы помалкивают – дескать, договоримся.
А это неизвестная акция, снимок сделан в Бельгии: август 2002 года, Антверпен (фото с сайта sawyerduncan.ca).
И нужно сообщить, клиенты у Kroon-Lamberink Groep хоть и нечасто, но бывают. Пожалуй, громаднейшего публичного резонанса удалось добиться концерну Дженерал моторс, воспользовавшемуся предложением голландцев в августе 2004 года, дабы «поднять бренд Saab на новую высоту».
Весьма интересно, как отразились эти покатушки на продажах «Сааба» в Канаде, да нет таковой информации (фото John Kormeling, Salman Ahmed и с сайта automobile.com).
Акция Mobile Fun, прошедшая в центре Торонто рядом с галереей современного мастерства The Power Plant, была премьерным показом модели Saab 9-2X и как минимум канадцам запомнилась. Ещё бы, не каждый день выпадает шанс безвозмездно «полетать» на седане, проводя «инновационный тест-драйв». Вот как это было.
Что же касается истории изобретения, то в Kroon-Lamberink Groep отмечают: в «обычное» (просматривай – коммерческое) колесо всё это превратилось не сходу. «Ненормальное» явилось миру во второй половине 90-ых годов двадцатого века всё в тех же Нидерландах, в городе Утрехте, где тогда проходила крупномасштабная арт-выставка Panorama 2000.
До изобретения Drive In Wheel машины имели возможность покататься разве что на корабле, эвакуаторе и автопоезде. Да, кстати, в Российской Федерации уже существуют парковки, выстроенные по в чём-то схожему принципу (фото Yves Logghe).
Аттракцион, фактически не отличающийся от нынешнего, представил его создатель – архитектор, живописец, скульптор и по большому счету очень многогранная личность
Джон Кормелинг (John Kormeling), которого кроме этого именуют Йоном (Йохном) Кёрмелингом (мы упоминали одну из его работ – огромную тележку из супермаркета – в этом обзоре).
В первый раз заметив колесо с автомобилями именно на этих снимках, поразмыслишь – настоящее ретро. Уж 10 лет прошло (фото John Kormeling и с сайта driveinwheel.nl).
Кормелинга (появился в первой половине 50-ых годов XX века в Амстердаме) не на шутку интересует транспортная тематика в контексте муниципального планирования: дороги, машины, парковки и, говоря шире, – сама тема перемещения, передвижения, мобильности. К примеру, среди его работ имеется плоские, квадратные, педальные, прозрачные транспортные средства, ковёр для автостоянки, «самая широкая и маленькая улица в Голландии» (полос по 12 в каждую сторону), «движущаяся недвижимость» и без того потом.
Опять Торонто, опять Saab. Всё-таки самая современная на сегодня и, пожалуй, самая узнаваемая акция Drive In Wheel (фото Jim Crocker/flickr.com).
Но ж возвратимся в Утрехт, где чёртово колесо для машин содействовало бурной встрече «нулевых» годов. Тогда обладатели имели возможность загнать на аттракцион собственные автомобили (также числом не более четырёх) и покружить над выставкой за рулём с мыслью, что место для парковки отыскано.
Некто Ричард Сойер (Richard Sawyer) в январе 2004 года съездил на север Голландии, лично опробовал Drive In Wheel и сделал изнутри эти снимки (фото с сайта sawyerduncan.ca).
Мысль была, например, такая, что города будут развиваться в вертикальной плоскости. И Drive In Wheel привлёк внимание, не смотря на то, что сенсацией не стал: на Panorama 2000 было много других, ещё более шокирующих проектов. Однако кой-какая слава изобретателя «машинного обозрения» за Джоном закрепилась, а уж он сумел развить успех и прославиться на всю землю.
Ну может человек удивлять.
Заберём свеженький прошлогодний проект «Кружащийся дом» (The Rotating House либо, как именует его создатель, Hasselt Traffic Circle).
Тут уместно отыскать в памяти вращающиеся небоскрёбы и коттеджи, но этот проект лучше сопоставить с движущимися деревьями (фото John Kormeling).
На круглой площади, находящейся на «главном входе» в голландский город Тилбург, Джон выстроил маленькой домик (5 метров в ширину, 8,5 метра в глубину и 10 в высоту), что ездит по кругу по рельсам, как детский паровозик в луна-парке. Катается он не скоро, полный круг совершает аж за 20 часов.
Домишко проезжает всего в метре от дороги. Конечно же, в нём никто не живёт (это только металлическая конструкция, покрытая черепицей и кирпичом), но по ночам в окнах горит свет. Причём электричество строение приобретает от солнечных батарей.
Джон, проработавший над домом с 1999-го по 2008-й, согласился, что желал «дать водителям чувство отчуждения от действительности». И, нужно думать, у него оказалось – представьте себе первую реакцию тех, кто проезжает в данном месте по паре раз на дню. Власти Тилбурга довольны – город получил достопримечательность.
И всевышний с ним, с бюджетом в 350 тысяч евро.
Кстати, весной 2007 года творчество Кормелинга возможно было заметить в Российской Федерации на Второй Столичной бьеннале современного мастерства. В том месте продемонстрировали, например, поочерёдно высвечивающиеся надписи «ХА» и «ХИ». Да, робко, обделил нас мастер, но ничего не сделаешь.
некурящие памяти 11 сигареты и «Колу» сентября Джон (тут имеется его портрет на фоне колеса) вместе с «ХИ-ХА» привозил в Москву. Тут же вы видите самую широкую улицу Голландии, парковочный коврик, «Автомобиль как цветник» (Car as Flowerbox) и плоскую машину Flat Car (иллюстрации John Kormeling).
Самым же главным проектом Джона сейчас, наверное, есть «Радостная улица» (Happy Street) – победившая на конкурсе концепция павильона Нидерландов на ЭКСПО-2010 в Шанхае (Shanghai Expo). Фактически улица – это 450-метровая дорожка, закрученная на манер американских горок, с подъёмами, поворотами и спусками в окружении подвешенных строений разного назначения.
На «Радостной улице» обошлось без чёртова колеса и автомобилей (иллюстрации John Kormeling).
Сущность в том, что Кормелинг уверен – радостный и действенный путь не может быть линейным, прямоугольным, неинтересным. Должны быть эластичные кривые линии: причудливые и неповторимые. Как говорится, кривая вывезет неизменно, и извилистый путь самого Джона – лишнее тому подтверждение.