Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник

Возможно какое количество угодно сказать, словно бы ничто под луной и солнцем не ново. Но это открытие ошарашило всех. Ещё бы! В то время, когда историки обнаружили в Сирии одну настенную роспись, то осознали, что она самая старая на Ближнем Востоке. Но вот в чём беда: это изображение выяснилось страно похожим на картину видного живописца XX века!

Как не удивиться? Как не испугаться?

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, в далеком прошлом интересующих археологов. Тут, у левого берега Евфрата, некогда пребывало поселение эры неолита, размешавшееся к северо-востоку от исторического города Халеба (Aleppo).

Регулярные раскопки ведутся тут В первую очередь 1990-х сирийско-французской группой археологов под управлением Эрика Кокеньо (Eric Coqueugniot), исследователя из Средиземноморья и института Востока (Maison de l?Orient et de la Mediterranee).

Сходство с полотнами Клее начало проявляться сходу, когда археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Phototheque).

Приблизительно годом ранее археологи поведали миру о собственной неожиданной удаче: в следствии продолжительной работы они смогли найти в Джаде аль-Мухара старое культовое сооружение.

От него остались только высокие стенки, и множество различных небольших предметов, каковые, по всей видимости, имели отношение к ритуалам, совершавшимся в строении. В частности, в том месте обнаружилось много фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — по большей части кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, сомнений нет. Если судить по размерам, строение предназначалось для многочисленных собраний.

Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник

Опубликовав в прошедшем сезоне статью в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Eric Coqueugniot).

Весьма интересно да и то, что возраст строения, по данным учёных, немаленький — оно было выстроено около 8,8 тысячи лет до нэ.

Совершенно верно неизвестно, какие конкретно действа отправлялись в храме. по поводу этого вопроса до тех пор пока имеется лишь одна догадка.

Больше всего учёных заинтересовала эта стенки размерами 2?2 метра (фото Рейтерс).

На расчищенных стенках исследователи нашли роспись, сделанную красной, тёмной и белой красками, на которой имеется изображение головы быка. Также, часть «планировки» строения имеет форму черепа этого животного.

Всё это убедительно говорит о том, что обитатели старого Джаде аль-Мухара исповедовали какой-то «бычий культ». О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится мало. Но практически сразу после того как находку предали огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) заявил, что «это неповторимое открытие, способное привести к пересмотру культуры».

Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует старо-современные изображения (фото Рейтерс/Khaled al-Hariri).

Министр сказал, конечно же, про культуру собственной страны.

Вот так выглядит сверху загадочный храм — самый старый на Ближнем Востоке с самой ветхой в этом регионе живописью. Увидим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И однако он старше старейшего убийства, колеса и уж тем более письма Нового Света (фото Рейтерс/Khaled al-Hariri).

Но вот археологи ещё мало расчистили место раскопок и нежданно осознали, что «это неповторимое открытие» вынудит задуматься о его месте не только в сирийской, но и по большому счету во всемирной культуре. В противном случае и не только в ней…

Неприятности показались сходу, как археологи занялись тщательной обработкой стен.

Как мы сообщили, храм украшен трёхцветной росписью. Но в то время, когда рабочие стали к ней присматриваться, они увидели что-то неожиданное.

Живопись на стенах выполнена в виде необычного хаотичного орнамента, состоящего преимущественно из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровные, и закрашены они кроме этого не в определённой последовательности, а как словно бы бы произвольным образом. Одним словом, изображения эти весьма нетипичны для древнего Востока.

Вверху слева: отысканные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: найденная в том месте же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции.

Внизу — бычий череп, использовавшийся в ритуалах (фото Рейтерс/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).

Но подобный изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не понимаете, кто таковой Пауль Клее? на данный момент поведаем.

Неспециализированный вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа тут продвигается очень медлительно.

Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).

Пауль Клее (Paul Klee) — швейцарский живописец, в основном трудившийся в жанре экспрессионизма. По большому счету, его творчество сложно конкретно отнести к какому-либо течению в мастерстве, но оно выяснилось столь ясным и впечатляющим, что значительно повлияло на предстоящее развитие экспрессионизма, сюрреализма и кубизма.

Для экспрессионистского творчества характерно рвение автора выразить собственные эмоции либо изобразить чьи-нибудь. Конечно, продемонстрировать эмоции посредством простых предметов, простой графики нереально, исходя из этого экспрессионистское изображение довольно часто не имеет ничего общего с настоящим миром. Такие картины в полной мере смогут складываться из несложных либо сложных фигур самых расцветок и невероятных форм.

Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).

Заметная часть картин Клее как словно бы бы составлена из различных геометрических кусочков, родных по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно либо главную его часть. Как вы уже додумались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не видел — созданы они были, получается, приблизительно 11 тысяч лет назад. А при его жизни они пребывали глубоко под землёй. Так что данный необычный орнамент никак не имел возможности оказать на него хоть какое-то влияние.

Пауль Клее. «Старый звук». 1924 год.

Наименование картины наталкивает на подозрения в том, что мысль данной картины как-то связана с древним мастерством. Помимо этого, налицо сходство этого произведения с изображениями в старом сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).

Само собой разумеется, возможно заявить, что сходство очень формальное. Но эти сомнения оказываются ни к чему: достаточно взглянуть на фотографии росписи и на картины великого живописца. Сходство такое очевидное, оно так кидается в глаза, что мгновенно делается светло — эта старая живопись как-то оказала влияние на современную.

Но как? Так как тех древних сирийских живописцев и современного швейцарского разделяют и пространство, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе.

Они в неолите, он — в двадцатом веке. Всё что остаётся использовать в таковой ситуации — это истолкования с позиций паранормальных возможностей: замечательнейшей интуиции, телепатии либо кроме того мистических опытов.

Пауль Клее. «Монумент в плодородной стране». 1929 год (иллюстрация с сайта abcgallery.com).

По-второму связать этот образец и Клей мастерства из седой старины до тех пор пока что нереально.

Единственное рациональное объяснение, которое имело возможность бы что-то прояснить, дал Мустафа Али (Mustafa Ali) — известный современный живописец из Сирии. Он увидел, что похожий геометрический «дизайн» возможно отыскать в узорах на килимах — коврах ручной работы, каковые с давних пор сейчас делают в Персии и Ливане.

Мустафа Али (на снимке слева) считает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).

Вот лишь с Клее такое объяснение, простите, не клеится. Ну, не занимался коврами известный экспрессионист, не занимался… К тому же достаточно взглянуть на эти килимы, чтобы выяснить основное отличие: узоры на них более-менее симметричные, и, честно говоря, на картины швейцарца и на картинки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Пауль Клее, появившийся во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века и умерший в 1940-м, удивляетсвоим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).

Вдобавок ко всему Мустафа Али совсем запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, в результате которого дело делается ещё более замутнённым. «Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но одновременно с этим она и современная», — сообщил он.

Помимо этого, Клее был экспериментатором, для него пара хаотичное творчество — в порядке вещей. Но вот в старом мире подобное имело возможность бы легко вызвать возмущение и точно считалось чем-то совсем ненормальным.

Из данной загадочной находки напрашиваются вывод о том, что связь между культурами различных уголков Почвы намного прочнее, чем возможно себе представить, а также может тянуться через тысячелетия. Но как трудится эта сообщение — тайная.

Эта статья основана на недостоверной информации, взятой из вызывающих большие сомнения источников, не заслуживающих никакого доверия.

Монохромная роспись стен в интерьере | Живописец Наталья Боброва


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: