Крашение древесины

Крашением именуется изменение цвета древесины красителями, не закрывающими ее текстуры, с целью подготовки под прозрачную отделку.

Цели крашения:

1) усилить натуральный цвет и текстуру древесины полезных пород;

2) выровнять цвет неодноцветных подробностей изделия;

3) придать яркой древесине более чёрный тон и вместе с тем небольшие недостатки на декорируемой поверхности сделать менее заметными;

4) придать древесине несложных пород вид и цвет древесины полезной породы;

5) придать древесине цвет, не характерный ей по природе.

Красители. Продолжительное время крашение древесины производилось лишь природными красителями, в основном растительного происхождения. Они владеют высокой светостойкостью.

Кое-какие из этих красителей используют до этого времени для отделки маленьких изделий художественного характера. В массовом производстве они заменены вторыми, в основном синтетическими красителями. Природные красители растительного происхождения приготовляют в виде отваров, к примеру из стружек и опилок красного дерева либо из корней морены (красный краситель), зеленой кожуры грецкого ореха либо коры яблони (коричневый краситель), коры ольхи, ивы (тёмный краситель) и др.

В массовом производстве для крашения древесины используют в основном анилиновые красители разных оттенков и цветов. Эти красители достаточно светоустойчивы, легко растворяются в тёплой воде (от 10 до 30 г на 1 л).

Широкое использование имеют гуми новые красители коричневого цвета (морилки). Их добывают из торфа и бурых углей. Морилки изготовляют кроме этого из смеси инфузорной почвы (диатомита) с главным анилиновым красителем. Громаднейшей известностью пользуется гуминовый краситель называющиеся ореховая морилка.

Используют и разные смесевые красители. Их довольно часто именуют бейцами.

Для крашения употребляют кроме этого водные растворы некоторых химикатов — солей, кислот, дубильных веществ. В следствии действия химикатов на древесину либо их сотрудничества в древесных волокнах образуются цветные соли, окрашивающие древесину либо придающие ей определенный тон.

Крашение растворами химикатов именуют протравным, а химикаты — протравами.

Протравное крашение отличается высокой светостойкостью.

Наровне с химикатами отечественная промышленность производит в сухом виде большое количество готовых составов, растворы которых приготовляются на фирмах.

Красители растворяют в чистой, мягкой воде в эмалированной либо луженой чистой посуде. Твёрдую воду смягчают растворением в ней маленького количества питьевой соды либо нашатырного спирта. Приготовленный раствор полезно прокипятить и отфильтровать.

В случае если краситель является смесьюнескольких растворов, то любой раствор приготовляют раздельно и после этого растворы смешивают. В порошках смешивать красители запрещено. Цвет раствора определяют на пробной дощечке.

Растворы направляться хранить в закрытой посуде.

Методы крашения древесины. Раствор красителя наносят на декорируемую поверхность при отделке вручную мягкой (волосяной) кистью, губкой, тампоном, мягкой тряпкой, каковые предварительно окунают в раствор. Вынутый из раствора тампон либо тряпку пара отжимают. Окрашиваемую поверхность лучше расположить горизонтально: крашение тогда получается более равномерным.

Крашение вертикальных поверхностей начинают снизу, чтобы краситель не растекался по неокрашенной части поверхности. Потеки красителя оставляют на древесине неустранимые следы.

Перед крашением всю декорируемую поверхность равномерно увлажняют чистой водой при помощи легко отжатой губки либо тряпки. Это содействует более равномерному окрашиванию. Открытые торцы увлажняют посильнее, в противном случае в них будет впитываться больше красителя и торцы будут выступать на неспециализированном фоне чёрными пятнами.

Крашение производится два-три раза не сильный раствором красителя с пятиминутными выдержками. Такое крашение дает отличных показателей, чем одноразовое крашение раствором высокой концентрации. При работе в теплом помещении раствор красителя глубже попадает в древесину, но подогревать раствор не нужно, поскольку при работе горячим раствором крашение получается неровным, с пятнами.

Крашение ведется стремительным темпом, практически без нажима на тампон либо тряпку, в основном на протяжении волокон. Запрещено делать пропусков, проводить тампон пара раз по одному месту либо задерживать его на одном месте. Потеки срочно снимают отжатым тампоном.

Через 3 — 5 мин. по окончании крашения поверхность протирают прекрасно отжатой тряпкой, удаляя избыток красителя.

На больших фирмах процесс крашения механизирован. Активно используется метод нанесения красителя распылением, и окунанием изделий в раствор красителя.

Окрашенным изделиям дают прекрасно просохнуть.

При указанных методах крашения анилиновые и протравные красители попадают в древесину на глубину до 0,3 мм, гумино-вые — до 0,4 мм.

Такое крашение именуют поверхностным.

Глубокое либо сквозное крашение создают в автоклавах под давлением либо вымачиванием нагретой токами высокой частоты древесины в холодном растворе красителя.

Для предохранения рук от загрязнения при крашении пользуются резиновыми перчатками. В случае если для крашения используют химикаты, пользование перчатками в обязательном порядке, поскольку в противном случае легко взять ожоги.

Шлифование тонированной поверхности. Шлифованием по окончании крашения удаляют поднятый в ходе крашения небольшой ворс, случайно оставшийся на декорируемой поверхности, и создают окончательное выглаживание данной поверхности.

К шлифованию приступают по окончании того, как тонированная поверхность всецело просохнет. В качестве шлифующих средств используют грубошерстное сукно, конский волос, морскую траву, мочало (луб) либо сухую узкую несмолистую стружку. Употребляют кроме этого мелкозернистую шкурку (№ 170 — 200).

Шлифование шкуркой по поверхностному крашению делают весьма легкое, дабы не протереть узкого окрашенного слоя, в особенности на ребрах изделия.

Требования к тонированной поверхности. На поверхности, окрашенной прозрачным красителем, не должно быть:

1) полос и тёмных пятен от потеков красителя либо другого происхождения;

2) неокрашенных мест (пропусков);

3) прошлифованных мест.

Тон окраски должен быть ровным, поверхность должна иметь не сильный глянец.

Имитация древесины прозрачными красителями. Выбор для имитации, породы древесины имеет громадное значение, поскольку при имитации красителями имитируемой древесине придают лишь тон и цвет полезной породы, не изменяя натуральной текстуры. Исходя из этого под имитацию выбирают древесину, подходящую по текстуре и строению.

Под красное дерево имитируют ольху, вяз, ясень, бук, кедр, вишню, березу; под тёмное дерево — граб, яблоню, вишню; под орех — бук и берёзу; под розовое дерево и палисандр — клен.

Имитируемая древесина должна быть здоровой, чистой и подобранной по разрезу (радиальный, тангентальный). Повышенная влажность древесины мешает проникновению в нее красителя и понижает его красящие особенности. Такое же препятствие создается наличием в древесине большого количества соков, дубильных и иных веществ.

Перед имитацией способом глубокой пропитки полезно делать выщелачивание соков из древесины методом пропарки.

Имитация методом поверхностного крашения производится так же, как крашение перед прозрачной отделкой. Растворы красителей при потреблении время от времени подогревают до 60 — 80° в целях более глубокого их проникновения в древесину при условии, в случае если образующаяся наряду с этим неравномерность крашения содействует сходству имитации с древесиной, под которую имитируют.

Для имитации в большинстве случаев используют смешанные растворы красителей. К примеру, для имитации под красное дерево берут смесь 4-процентных растворов кислотного коричневого красителя, нигрозина и кислотного красного красителя (в равных дозах) либо смесь кислотного оранжевого с прямым голубым.

Имитация методом травления содержится в том, что на имитируемую поверхность наносят последовательно растворы двух различных химикатов. Рецепты протрав даны в табл. 39.

Частенько используют кроме этого растворы коричневого красителя для меха 1 (первое нанесение) и смесь растворов кислотного хромовокислого калия и оранжевого красителя (второе нанесение). Количество красителей указано в табл. 40.

Имитация методом окуривания парами кислот и аммиака. Граб имитируют под тёмное дерево парами азотной кислоты.

Древесина, содержащая дубильную кислоту либо пропитанная раствором данной кислоты, получает под действием паров аммиака (нашатырного спирта) коричневый цвет. Это употребляется для имитации древесины под орех.

Древесину, имитируемую методом окуривания газами и парами, помещают в закрытую камеру, куда ставят открытую посуду с аммиаком либо с соответствующей кислотой, либо сжигают в камере серу. Сернистым газом создают отбеливание древесины, предназначенной для имитации под лимонное, оливковое либо розовое дерево.

Имитация методом окуривания отличается высокой светостойкостью.

Древесину подробностей, каковые по окончании имитации необходимо будет зачищать либо дополнительно обрабатывать, и подробностей, подвергающихся при эксплуатации изделий истиранию, имитируют методами глубокой пропитки красителями.

Имитация долгим вымачиванием в растворах красителей. Вымачивание продолжается до 5 дней и больше, исходя из этого данный метод используется относительно редко.

Крашение древесины

Рис. 1. Имитация древесины методом пропитки в автоклаве

Вымачиванию подвергают подробности маленьких размеров, в частности строганую фанеру. Для вымачивания пригодны водные растворы любых растворимых синтетических красителей, и смеси растворов.

Для вымачивания используют кроме этого красители растительного происхождения в виде отваров. К примеру, имитацию под красное дерево создают отваром корней морены, и отваром опилок и стружек красного дерева (10 весовых частей на 100 частей воды) с добавкой аммиака. Имитацию под орех делают отваром зеленой кожуры грецкого ореха либо коры яблони; под чёрное дерево и морёный дуб — отваром коры ольхи либо ивы.

При имитации под орех методом вымачивания обширно используют ореховую морилку.

Имитация методом пропитки с применением давления. Пропитку под давлением создают в автоклавах. Загруженные в автоклав подробности (рис.

1) пропаривают в течение 30 мин., по окончании чего пар производят и в автоклав накачивают раствор красителя, подогретый до 75 — 80°. Давление доводят до 8 ат. Продолжительность выдержки подробностей под давлением зависит от их плотности и размеров древесины, но не превышает полутора часов.

По окончании выдержки раствор из автоклава спускают и подробности выгружают для просушки. Просохшие подробности направляют для предстоящей обработки.

По окончании пропарки, т. е. перед тем как накачать в автоклав краситель, нужно выдержать подробности некое время в вакууме.

В автоклаве возможно имитировать древесину в подробностях, досках и в виде строганой фанеры.

Имитация методом пропитки с обогащением текстуры. Данный метод по исполнению ничем не отличается от прошлого, отличие состоит лишь в том, что в этом случае пропитку создают смесью растворов кислотного и прямого красителей с добавлением маленького количества кальцинированной соды. Кислотный краситель пропитывает сплошь всю древесину, прямой краситель попадает лишь в поры.

В следствии этого на неспециализированном фоне древесины, прокрашенной кислотным красителем, образуются точки и штрихи, по собственному цвету (цвет прямого красителя) отличающиеся от общего фона. Это обогащает текстуру. Березу, имитированную обрисованным методом под красное дерево, тяжело отличить от натурального красного дерева.

обжиг, браширование и пропитка маслом сосновой доски woodaging


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: