Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе
Всего $20 в месяц, выкроенных из домашнего бюджета, работа в свободное время без праздников и выходных, подручные материалы, помощь детей и, само собой разумеется, вера в себя. Так когда-то начинался проект, сейчас готовый вылиться в занимательный бизнес по продаже в мире персональных летающих ранцев, стоящих, как хороший спорткар. Вы готовы обойти Карлсона на повороте?
Тогда в путь.
Новозеландская компания Martin Aircraft полным ходом движется к старту мелкосерийного производства необычного аппарата — летающего ранца Martin Jetpack. Публичный дебют данной лёгкой автомобили прошёл в американском Ошкоше (Oshkosh) летом прошлого года. Тогда мы достаточно детально поведали о ней.
Напомним до тех пор пока только основное: «Мартин» поднимается в небо за счёт тяги пары вентиляторов, заключённых в кольцевые обтекатели, а приводит их один бензиновый движок (горючее используется автомобильное).
Martin Aircraft именует собственную разработку первым в мире вправду практичным летающим ранцем, подразумевая его повседневное применение, простоту обучения управлению данной машиной и, на что делается особенный упор, высокую безопасность.
Martin Jetpack летал уже неоднократно, но пока, Наверное, его не испытывали на предельные возможности, ограничиваясь осмотрительными подъёмами (фото Martin Aircraft Company).
А что в данной области теоретически не редкость ещё? «Заплечные» вертолёты с хорошим громадным винтом над головой пилота (об их долгой истории возможно прочесть тут), ракетные ранцы (вот их история, а тут имеете возможность определить об одном из самых идеальных образцов) да любая уникальность типа ранца с маленькими турбореактивными движками.
Изобретатель «джетпака», основатель компании Гленн Мартин (Glenn Martin). Первые идеи, которые связаны с летающим ранцем, появились у него ещё в первой половине 80-ых годов XX века, но компания была основана лишь в 1998-м. Первые прообразы «Джетпака Мартина» (было сделано, как минимум, 9 прототипов) обучились устойчиво парить только в 2005-м, а широкая публика определила о существовании автомобили, подготовленной к серийному производству, лишь в прошедшем сезоне (фото Martin Aircraft Company).
В атмосферу эти аппараты поднимались. Но или время полёта выяснялось ничтожным, или сам полёт страшным, или оказались вопросы к управляемости и надёжности. В общем — экзотикой всё это и осталось, не обращая внимания на десятилетия эволюции. Вариант персонального воздушного транспорта, предлагаемый новозеландцами, выделяется кучей параметров.
И среди них потребители в первую очередь оценят длительность полёта — до получаса.
Правда, пока не завершён целый цикл опробований, о настоящих свойствах ранца делать выводы негоже. Однако имеется обнадёживающие моменты.
За прошедшие месяцы бессчётные поклонники «транспортных средств будущего» неоднократно высказывали недовольство: на опубликованных ранее снимках и в роликах ранец Мартина страхует в весьма низком полёте пара «пеших» ассистентов, придерживающих машину за особые поручни сбоку. Дескать, без коррекции этих людей аппарат будет тяжело управляем, в противном случае и вовсе перевернётся.
И вот Martin Aircraft отреагировала на критику: несколько недель назад она выпустила ролик, в котором (пускай на маленькой высоте и в помещении) продемонстрировано, как ранец послушен в управлении.
Но и это не всё. Компания объяснила, что её аппарату свойственна естественная стабильность за счёт размещения суммарного центра давления выше центра весов автомобили вместе с пилотом (его положение, кстати, регулируется один раз перед рейсом ). Причём эти точки находятся одна под второй как при взоре анфас, так и в профиль.
Эта схема поясняет, из-за чего аппарат Мартина пытается стабилизироваться сам собой (иллюстрация Martin Aircraft Company).
Так, чтобы машина начала перемещение вперёд, назад, вбок либо вращение на месте, нужно создать некомпенсированную силу, для чего помогают поворотные аэродинамические рули, расположенные в ниспадающем потоке, идущем от винтов. Этими пластинами и руководит пилот, как раз они чуть-чуть наклоняют аппарат в ту либо иную сторону, создавая горизонтальную составляющую неспециализированной силы тяги установки.
Создатели «джетпака» пишут, что на протяжении одного из тестовых полётов пилот кинул ручки управления и машина исправно зависла на месте — удерживаясь ровно и без движений.
На сайте компании систематично появляются новости, свидетельствующие о постепенном развитии проекта.
Так, в декабре 2008-го компания взяла практически $970 тысяч от новозеландского правительственного фонда изучений, технологий и науки (Foundation for Research, Science and Technology). От данной суммы ещё на большом растоянии до $20 миллионов, нужных для развёртывания полномасштабного выпуска «джетпака». Однако новозеландцы обещают, что первые 10 аппаратов будут поставлены клиентам уже в этом году.
Новую модель (другими словами самую последнюю версию эволюционировавшего «джетпака») отличает весьма широкое использование углеродных композитов. Это не только лопасти винтов-вентиляторов, например, но и несущая рама аппарата, и воздуховоды, и топливный бак, и ударопоглощающая клетка в нижней части автомобили, и ещё громадный список подробностей (фото Martin Aircraft Company).
А по большому счету компания ведёт переговоры с более чем полусотней потенциальных клиентов, показавших интерес к летающему ранцу. Эти люди воображают различные государства от Малайзии до Швеции. Но большая часть — из америки. Некая несколько предпринимателей в Штатах кроме того высказывала идею о переносе к ним на родину производства «Джетпака Мартина», но пока об этом обращение не идёт.
В Новой Зеландии уже фактически собрана сеть поставщиков комплектующих, — поясняет компания.
И однако рынок американских, по всей видимости, будет для Martin Jetpack главным. Не напрасно заказать новинку возможно уже на данный момент — но лишь через американское подразделение компании — Martin Jetpack США (цена, как ранее и было заявлено, — $100 тысяч, предоплата 10%, срок выполнения заказа — год).
Потенциальные клиенты, как уверяет компания, были чётко разбиты на две группы: одни желают купить Martin Jetpack для отдыха, другие — для работы, таковой как спасение и поиск людей, наружная инспекция сооружений и зданий (вентиляторы в кольцах разрешают нормально подлетать на данной машине к стенкам).
Мотор «джетпака» был создан специально для этого аппарата. Это двухтактный V-образный четырёхцилиндровый движок рабочим количеством 2 литра.
Он развивает 200 лошадиных сил, а весит всего 60 килограммов (фото Martin Aircraft Company).
Что ещё стоит определить про аппарат? Вес безлюдного «джетпака» образовывает 113 килограммов, большой взлётный — 243 кг (из них вес пилота — до 127 кг), топливный бак — 19 литров, дальность полёта — 50,7 км, большая скорость — 101 км/ч, статический потолок — 2,44 км (в теории, потому, что так высоко машина ещё не летала).
Увидим, весьма похожий на Martin Jetpack американский Trek Aerospace Springtail в самой последней модификации, именуемой EFV-4B, владеет более солидными параметрами. Вес безлюдного аппарата — 170 кг, большой взлётный — 378 кг (а также пилота — порядка 128), топливный бак 46,6 литра, максималка 182 км/ч, предельная дальность полёта 296 км или два с лишним часа в воздухе, статический потолок практически 3,5 км.
Вот лишь проект тот – настоящий долгострой, бесплатно что показался мало раньше, так и не дождался ни славы, ни потока клиентов.
А ведь первый рабочий прототип данной автомобили с опаской оторвался от почвы ещё в декабре 2001 года, а усовершенствованный пример совершил уверенный полёт без привязи ещё в 2005-м. Фактически с того времени приятных новостей от Trek фактически не было. Разве что в 2008 году в арсенале компании показался аэрокатер (мы поведали о нём во второй части данной новости).
Серийный Martin Jetpack комплектуется аварийным парашютом от компании Ballistic Recovery Systems, выручающим целый аппарат. Открывать его возможно кроме того на маленькой высоте, причём выбрасывает парашют особый заряд, сходный с таковым в автомобильных подушках безопасности (фото Martin Aircraft Company).
Может, дело в том, что более тяжёлый Springtail находится на половине пути к сверхлёгким вертолётам с закрытой кабиной? И в этом замысле он не весьма эргономичен. Наподобие уже и не ранец, но ещё и не полноценный вертолёт.
Новозеландская «газонокосилка» (жужжит больно звучно) ближе по весу к хорошим летающим ранцам (будем вычислять таковыми ракетные пояса, в силу их давности). Не смотря на то, что на деле и её никак на пояснице не потаскаешь — громоздкая вещица, что и сказать. (Кстати, весьма интересно сравнить размеры аппаратов Martin Jetpack и EFV-4B: высота 1,52 и 2,5 метра, ширина 1,68 и 3 м, протяженность 1,52 и 1,6 м соответственно.)
Но мы не стали бы придавать такое значение чертям. На отечественный взор, значительно ответственнее личности, каковые толкают проект от плана к реализации. Может, дело именно в том, что компания Martin Aircraft выросла из увлечения одного фанатичного самодельщика, что увлёк собственной мечтой сперва семью, а позже и сотрудников по новорождённому бизнесу?
Финальный вариант новозеландского ранца может похвастать красивой проработкой подробностей. Аппарат легко красив (фото Martin Aircraft Company).
Обращение, само собой разумеется, о главе семейства Мартинов, — мистере Гленне. Его супруга сыновья и Ванесса Харрисон (ему 16 лет) и Вильям (11 лет) пара лет деятельно помогали Мартину-старшему в работе над первыми прототипами и машиной. «В то время, когда Гленн изложил нам идею, семья ни 60 секунд не сомневалась, что за неё нужно браться», — поведала Ванесса.
Семья Мартинов (фото Martin Aircraft Company).
Примечательно, что первоначально работа производилась по ночам в гараже Мартинов на весьма скромные индивидуальные средства семьи. Секретность была такая, что дети не могли кроме того в школе говорить приятелям, над чем трудится их папа.
Первым тест-пилотом «джетпака» стала Ванесса, а позднее опробования взял на себя Харрисон. Они поднимали сырой ещё аппарат в атмосферу без посторонних глаз. Супруга Гленна, например, ухитрялась совмещать маленькие тесты около дома с хлопотами по хозяйству — ухаживанием за подрастающим поколением Мартинов, к примеру.
А Харрисон в первый раз опробовал изобретение отца в деле, будучи ещё 15-летним ребёнком. В то время в школе были каникулы, и его друзья хвастались, что подрабатывают в «Макдоналдсе», а Харрисон, вот жалко, не имел возможности ответить им, что у него работа куда занимательнее — он испытатель фантастического летающего ранца.
Это позже к проекту подключилась целая команда инженеров, дизайнеров, менеджеров и финансистов, и — пара промышленных партнёров и исследователи из инженерного факультета университета Кентербери (Mechanical Engineering, University of Canterbury). А тогда…
Ванесса вспоминает, что младший сын — Вильям — так по большому счету был уверен, что все отцы по ночам изобретают в гаражах какие-нибудь тайные штуковины, и был весьма удивлён, выяснив, что это не верно.