Ломать, крушить и рвать на части: что делают со звуком эффект-процессоры
Оригинальность звучания музыкальных инструментов, показавшихся в ушедшем XX столетии, достигалась не только за счёт каких-либо вывертов со стороны исполнителей, но — в огромной степени — за счёт технических ухищрений.
Как уже было упомянуто в статье, посвящённой электрогитаре, большая часть музыкальных стилей, показавшихся в течении прошлого двадцатого века, явились порождениями в полной мере конкретных технических достижений.
К таковым относятся не только, фактически, музыкальные инструменты (те, о которых мы говорили в серии электричество и Музыка, и электрогитара), но и особые процессоры эффектов.
Нетрудно отыскать в памяти, что первыми эффект-процессорами были, по сути дела, усилители. В частности, усилитель (либо громкоговоритель) Leslie — «примочка» к органу Хаммонда, ставшая отраслевым стандартом вопреки настойчивой агитации компании Hammond против изделий Leslie.
Легенда гласит, что кроме того домашний орган Лоренса Хаммонда был оснащён «вражеской» примочкой. Но совсем совершенно верно как мы знаем, что подчинённые Хаммонда втихую применяли Leslie в своей квартире.
на данный момент эффект-процессоры чаще всего ассоциируются как раз с гитарной музыкой. Более того, отдельные эффект-модули именуют «примочками», а громкое наименование «процессора» заслуживают лишь устройства, разрешающие комбинировать сходу пара эффектов.
Гитарный процессор Zoom 505. В связи с низкой ценой и довольно пристойным качеством звучания, пользуется хорошим спросом.
Дело вкуса, но же…
В действительности, все эти «украшения» звука употребляются отнюдь не только гитаристами. На борту у любого современного и не весьма синтезатора в обязательном порядке имеется некое количество эффект-модулей (reverb, echo и chorus имеется кроме того у «самоиграек»).
Существуют эффект-процессоры, сделанные специально для вокалистов.
Tiamat в бытность собственную Doom Metal командой, отличалась необыкновенной тяжестью звучания.
Но в общем, «дисторшн» (Distortion) и «перегруз» (Overdrive) ассоциируются, первым делом, с гитарой — причём тяжёлой, не смотря на то, что эти эффекты употребляются фактически в произвольных направлениях гитарной музыки. Одновременно с этим реверберация (Reverb) только довольно часто употребляется для обработки вокала.
Разглядим кое-какие чаще всего используемые средства обработки звукового сигнала.
Амплитудные эффекты
1. Volume control — это, фактически, и не эффект вовсе, а просто регуляция громкости.
2. Tremolo и Auto tremolo — нередкое циклическое изменение высоты тона звука. Во втором случае чёрта тремоло определяются какими-либо ещё чертями (частотой тона, к примеру).
3. Panning/ping-pong — циклическое смещение звука по стереопанораме (грубо говоря, имитация метания источника звука слева направо).
4. Gating/repeat percussion — тремоло со стопроцентной модуляцией сигнала волной квадратной формы (Square Wave).
5. Compression — сжимание динамического диапазона; возрастает амплитуда не сильный сигнала, тогда как амплитуда сильного сигнала значительно уменьшается. Показались в 1970-е годы.
6. Expansion — эффект, обратный действию Compression: громкие звуки делаются громче, негромкие — ещё тише.
7. Assymetric/Peak Compression — компрессия налагается лишь на громкий звук, тогда как неспециализированный уровень огибающей сигнала (waveform envelope) остаётся на месте.
8. Noise Gating — «гейтирование» шума. Потому, что шум, в большинстве случаев, существенно тише главного сигнала, то при применении данного результата устанавливается порог громкости, ниже которого сигнал.
9. Attack Delay — замедленная «атака» сигнала, вариант Noise gating с замедленным возрастанием силы сигнала. Время от времени возможно создавать эффект проигрываемой задом наперёд плёнки.
10. ADSR (attack, decay, sustain, release) — неестественное формирование огибающей. Эффект разрешает задать длительность «атаки», спадания (decay), удержания (sustain) и конечного угасания звука (release).
11. Limiting — разновидность ассиметричной компрессии, где обработке подвергаются лишь сигналы с определённой амплитудой.
12. Auto Swell — «раздувание», увеличение уровня громкости сигнала (либо нескольких определённых нот) с какого-либо стартового уровня до максимума.
Эффекты задержки
1. Reverb — реверберация, имитация отражений звука от поверхностей в пространстве. Самый реалистично себя ведут, конечно, цифровые ревербераторы. на данный момент появляются всё более умные совокупности имитации акустики настоящих помещений (так как это всё — сугубая математика), но и от несложных «пружинных» ревербераторов исполнители не хотят отказываться.
Схема устройства ревербератора Шрёдера.
2. Echo, Reverse Echo — комментарии, разумеется, излишни.
3. Flanging — эффект, что создаётся при помощи смешивания главного сигнала с его пара задержанной по времени копией, причём время задержки всегда изменяется. Таковой эффект несложно взять, применяя стандартное оборудование, и, по легенде, данный эффект открыли Beatles на протяжении записи альбома. Компьютерщики в таких случаях говорят, что «баг» стал «фичей».
4. Chorus — дублирование сигнала с маленьким смещением высоты тона и рассинхронизацией.
Ну и самое увлекательное, пожалуй, — это эффекты искажения сигнала, а правильнее формы волны (waveform). Как раз ко мне относится Distortion.
Искажения формы волны
Эффекты Overdrive («перегруз»), Distortion («дисторшн») и Fuzz («фуз») отличаются, по сути, лишь степенью искажения.
При подаче сигнала на усилитель, он «сдавливается» лимитером и волна получает прямоугольную либо близкую к ней форму — в связи с «перегрузкой» (clipping).
Соответствующие иллюстрации в полной мере наглядно отображают происходящие процессы.
Чем острее углы, тем более скрежещущим оказывается звук.
Чем более «острыми» выясняются углы, тем более скрежещущим выясняется звук на выходе. Этим деятельно пользуются исполнители тяжёлой музыки, не смотря на то, что, чтобы поубавить немузыкального скрежета, употребляются особые фильтры, скругляющие углы.
Степень искажения звука зависит напрямую от того, как возрастает амплитуда обрабатываемого сигнала и как велика оказывается «перегрузка».
А чем она больше, тем более «квадратной» оказывается волна. Характерно, что звук «перегруженной» электрогитары напоминает звучание синтезатора, настроенного на тембр Square Wave/Lead.
Кое-какие «примочки», обозначаемые как Fuzz Box, разрешали придавать волне совсем квадратную форму. Это звучало прекрасно , пока исполнитель не брал две ноты сходу — тогда получалась грязь, потому, что появлялось интермодуляционное искажение (Intermodulation distortion).
В случае если забрать две чистых синусоидальных звуковых волны (синусоидальная волна лишена тембральных черт, это так называемый «белый» звук) и произвести их интермодуляцию, то зазвучат не только эти две волны, но ещё и две новые — разность и сумма частот обеих волн.
В случае если забрать ноты с частотами «ля»-440Гц и «ля»-880Гц (чистая октава), то не считая них окажутся ещё одно «ля»-440Гц, плюс «ля»-1320Гц (другими словами, ещё на октаву выше). Это будет звучать легко роскошно.
Но в случае если забрать «ля»-440Гц и какую-нибудь другую ноту, сумма и разность будут совсем вторыми, и с гармонией возможно будет распрощаться.
К тому же у синусоидальной волны, в отличие от тех, что создают другие инструменты, начисто отсутствуют дополнительные гармоники — каковые также воздействуют на интермодуляцию. В итоге получается чёрти-что.
Существует и другие методы «музыкального искажения» звука. К примеру, при помощи сильного лимитирования либо компрессии. В отличие от перегрузки, звуковая волна при таком методе сохраняет многие собственные характеристики, компрессии подвергаются лишь «пики» (самый высокоамплитудные части сигнала).
Существует кроме этого весьма занимательный эффект: играешься одну ноту, а приобретаешь октаву. Этого возможно добиться посредством полного либо частичного «выпрямления» сигнала (на иллюстрациях).
Постепенное выпрямление (rectification) сигнала. В итоге получается октавное звучание.
Это, конечно же, не все эффекты, применяемые в музыкальной сфере. Но об остальных мы поведаем мало позднее.
Продолжение направляться.