Мини-шаттл устремился буквой x в туманное будущее
20 апреля 2010 года на околоземную орбиту обязан отправиться один из самых занимательных космических судов. Данный довольно малый многоразовый крылатый челнок способен решать в космосе различные задачи – от научных до военных. Его запуск ознаменует практическую реализацию давешней идеи универсальных космопланов-беспилотников.
Дебютанта с характерным наклонным оперением кличут X-37B OTV-1. OTV свидетельствует Orbital Test Vehicle, и данный экспериментальный аппарат есть последней итерацией конструкции, развиваемой с 1999 года в ходе проекта орбитального самолёта Boeing X-37.
Первоначально проект X-37 пребывал в ведении NASA, позднее он перешёл под крыло пентагоновского агентства по передовым изучениям DARPA, а сейчас руководят данной программой ВВС Соеденненых Штатов (USAF), что прозрачно намекает на армейские возможности автомобили, не смотря на то, что она проектировалась как универсальная.
Эксперты NASA, но, остаются в контакте с ВВС, рассчитывая получить от теста OTV-1 собственную порцию новых знаний о различных качествах работы для того чтобы челнока, в особенности его теплоизоляции. композитные элементы и Керамические плитки теплового щита нового аппарата – следующий ход в технологии, они более долговечны и стойки к ударам, чем те, что использовались на шаттле.
Выстроила X-37B несколько Phantom Works – отделение передовых изучений компании Boeing. На фото – финальная проверка X-37B OTV-1 перед отправкой на космодром (фото USAF).
В целом же по конструкции X-37B напоминает привычный всем шаттл, но новичок значительно меньше и легче него. Это и ясно – «птаха» X запланирована на куда меньшую нужную нагрузку (правильное её значение неизвестно, но соответствующий отсек в X-37B владеет размерами приблизительно как у кузова американского пикапа). И к тому же аппарат не несёт никакого экипажа.
по поводу последнего, кстати, имеется занимательные мысли. ВВС Соеденненых Штатов в далеком прошлом грезят взять в собственное распоряжение лёгкий пилотируемый многоразовый шаттл, талантливый быть подготовленным к старту в минимальные сроки и могущий скоро достигать удалённых районов земного шара.
X-37B – это самое важное приближение к таковой мечте, какое до тех пор пока смогут взять армейские. И это возможность обкатать в действительности все узлы и все технологии, нужные для для того чтобы «расторопного вестника». А на базе аналогичного проекта спроектировать пилотируемый вариант будет уже несложнее, чем с нуля.
Главные характеристики X-37B OTV-1: полный вес практически 5 тысячь киллограм, протяженность – 8,8 метра, высота – 2,9 м, размах крыльев – около 4,5 м. Габариты грузового отсека 1,22 х 2,13 м. Высота орбиты – до 925 км (иллюстрация NASA Dryden Flight Research Center).
В хвосте X-37B установлен ракетный двигатель Rocketdyne AR-2/3, трудящийся на керосине и перекиси водорода. Он может поменять орбиту челнока в довольно широких пределах. В каких как раз совершенно верно – ВВС умалчивает.
В любом случае добирающийся до космоса на плечах хорошей ракеты-носителя X-37B обязан потом быть более свободным в манёврах, чем классический шаттл.
X-37B обязан отправиться в космос с мыса Канаверал на вершине ракеты-носителя Atlas V (иллюстрация United Launch Alliance).
Это свойство, как и молчаливость всех организаций, занятых в проекте, сходу породили разные спекуляции о вероятных областях применения нового аппарата.
Первая версия – носитель ракет-перехватчиков спутников, талантливый подолгу дежурить на орбите и поменять её параметры для выхода на новую цель.
Вторая – носитель cтрел Всевышнего — кинетического оружия для разрушения наземных объектов из космоса.
Третья – универсальная совокупность разведки, запускаемая по требованию в момент необходимости (сам челнок кроме этого способен производить в космос миниатюрные специальные спутники). Ко мне же направляться отнести разведку не Почвы из космоса, а инспекцию чужих орбитальных аппаратов с большим сближением для подробной съёмки.
Четвёртая – научная ипостась. Вывод исследовательских аппаратов и кроме этого возврат опытов на Землю с целью изучения результатов. Пятая – многоразовый грузовик-снабженец для орбитальных станций, той же МКС, к примеру.
Но о нужной нагрузке, которая будет (в случае если будет) размещена в грузовом отсеке мини-челнока в первом полёте, ВВС ничего не может сказать. Да и будущее использование X-37B – покрыто завесой тайны.
Но светло одно: наипервейшая задача нынешнего аппарата – шлифовка самой технологии автоматического шаттла, талантливой повлиять на развитие космической отрасли. Потому так принципиально важно, что этот проект, не смотря на то, что и с задержками, остановками и находками «финансирования» и «периодическими» пропажами, настойчиво движется вперёд.
«Атмосферная» тестовая версия X-37. В 2003 году она ещё дорабатывалась (фото Boeing/R. Davis).
В 2005 году было заявлено о начале атмосферных опробований первого прототипа X-37. Аппарат должны были сбрасывать с самолёта-носителя WhiteKnight.
Но в том году удалось только выполнить опробования в воздухе в прицепленном к «Рыцарю» режиме, а первые броски и планирующие полёты с последующим приземлением на полосу X-37 совершил в 2006-м.
Наземные тесты X-37 в 2007 году (фото USAF).
Сейчас программа подошла к решающему этапу. Всецело функциональный космический X-37 готов к дебютному вояжу на орбиту.
Стартуя во Флориде, по окончании исполнения заданного числа витков около планеты, X-37B OTV-1 обязан совершить посадку в Калифорнии на посадочной полосе авиабазы ВВС Соеденненых Штатов Ванденберг (Vandenberg Air Force Base), а вдруг подведёт погода – то Эдвардс (Edwards Air Force Base).
Правильную длительность первого полёта X-37B OTV-1 источники не показывают, но как мы знаем, что технически данный мини-шаттл способен оставаться на орбите до 270 дней.
Размещение X-37B при запуске. В отличие от простого шаттла, применяющего для старта собственные двигатели плюс ускорители, новый мини-челнок полетит на орбиту как нужная нагрузка, к тому же аккуратно защищённая обтекателем – было нужно забрать самый большой из всех имеющихся для ракеты Atlas V (иллюстрация United Launch Alliance).
Целый приземление и полёт OTV-1 впредь до пробега по взлётно-посадочной полосе должны пройти всецело в автоматическом режиме. Практически американский орбитальный беспилотник повторит то, что проделал коммунистический челнок Буран в собственном первом и единственном космическом рейсе во второй половине 80-ых годов двадцатого века.
Как тут не отыскать в памяти, что «Буран» создавали как ответ шаттлу, «напугавшему» управление СССР потенциальными армейскими возможностями.
Спустя десятилетия стало известно, что в роли военной такая машина была тщетной, а в качестве средства выведения космических аппаратов – чрезмерно дорогой. «Буран» остался не у дел, его программу «зарезали». Американские шаттлы же сыграли важную роль в строительных работах МКС, но по завершении последнего должны уйти на покой.
Второе опробование X-37B запланировано на 2011 год. Его будущее, но, зависит от успеха первого старта (иллюстрация NASA/Marshall Space Flight Center).
Возможно заявить, что X-37B – это шаттл, выучивший уроки истории. Радикальное сокращение габаритов и массы, как и удаление экипажа (нужного в действительности далеко не во всех задачах), должно сделать новую машину куда более недорогой, чем предшественник, и оправданной и экономной.
«Вы не должны отправлять в космос грузовик Mack, в случае если ту же задачу выполниткупе Toyota Celica», — так охарактеризовал отличие между простым шаттлом и X-37B один из участников проекта, эксперт по аэродинамике Марк Льюис (Mark Lewis) из университета Мэриленда (University of Maryland)
И в случае если простой шаттл для выработки электричества надеется на топливные элементы, новичок оборудован выдвижной солнечной батареей. Для управления аэродинамическими поверхностями X-37B применяет электромеханические приводы вместо гидравлики. Имеется и другие отличия – в известной степени X-37B извлёк из хорошего челнока наилучшее и отправился дальше.
Пресловутое военное амплуа X-37B может так и остаться невостребованным, да и целесообразность боевого применения мини-шаттла приводит к большим сомнениям. А вот как грузовик-универсал и исследовательский многоразовый аппарат X-37B может оказаться полезным. Потому захотим учёным успеха и заокеанским инженерам и 20 апреля скрещиваем пальцы, на манер буквы X.
ИНДЕЕЦ С ТРОТУАРА_аудио-книга_философско-приключенческая сага_полная версия одним файлом_индейцы США
Темы которые будут Вам интересны:
-
Лифт на небо поставил рекорды с прицелом на будущее