Музыка и электричество. часть пятая: бессмертный moog
Произведение Роберта Мога (Robert Moog) стало первым музыкальным инструментом, взявшим громкое имя «синтезатор». А правильнее, коммерческий синтезатор.
«Имел возможность?!» — как раз «Имел возможность», а не «Муг». По большому счету, по всем правилам английского фамилия эта обязана бы читаться и писаться через «у», но неприятность в том, что фамилия голландская.
Что же касается первого коммерческого синтезатора, то это, в общем, также не в полной мере справедливо: орган Хаммонда также так как был по сути синтезатором, не смотря на то, что и трудился по иным, нежели Moog правилам.
А по поводу коммерческого успеха, так его «Хаммонды» купили ещё тогда, в то время, когда фамилию «Имел возможность» никто не слышал, и не потеряли кроме того по окончании того, как уникальные органы прекратили производить вовсе.
Лев Орлов писал в издании «Звукорежиссёр», что Роберт Имел возможность очень многое почерпнул из опыта гениального инженера Харальда Бодэ, создателя нескольких музыкальных инструментов, во многом предвосхитивших предстоящее развитие электронной музыки.
К примеру, в его Warbo Formant Orgel, созданном во второй половине 30-ых годов XX века, показался электронный «формирователь» огибающей — envelope shaper, то, что сейчас именуется генератором огибающей — envelope generator.
Тому же Бодэ в собственности инструмент, именуемый Melodium (1938), владевший клавиатурой, чувствительной к касанию. Отметим, что и Телармониум также имел возможность похвастаться таковой изюминкой, но до 1970-х, приблизительно, годов «активная» клавиатура оставалась достаточно редким явлением.
Роберт Имел возможность, профессор физики , изобретатель синтезатора Moog. Кстати, за это он взял в 2002 году премию Grammy.
Самым главным событием, повлиявшим на развитии электронных музыкальных инструментов второй половины ХХ века, — это изобретение в первой половине 60-х годов прошлого века транзистора и интегральной микросхемы.
«В 1961-м Харальд Бодэ разместил в издании AES научную статью, в которой описывались схемотехника и способ работы синтезатора модульного типа», — пишет Лев Орлов.
«Электрические схемы всех узлов, по расчётам Бодэ, следовало изготавливать по транзисторной разработке, что разрешило бы существенно снизить размеры аппарата.
А принципиальная схема этого устройства на много лет послужила эталоном для синтезаторов».
Помимо этого, как раз Боде внес предложение именовать источник колебаний звуковых частот не генератором, а осциллятором, дабы избежать путаницы в терминах: так как были ещё и генератор огибающей, и генератор низкочастотных колебаний (LFO — low frequencey generator).
А вот авторство термина VCO (voltage controlled oscillator — осциллятор, управляемый напряжением), равно как и самого аппарата, носящего это имя, в собственности именно Роберту Могу.
Ну а сейчас кое-какие подробности.
Появившийся в первой половине 30-ых годов XX века Роберт Имел возможность с 19 лет занимался — легко для развлечения — конструированием терменвоксов (просматривайте об этих инструментах тут). «Это было хобби, с которого я, помимо этого, имел возможность приобретать кое-какие деньги», — сказал сам Имел возможность.
Герберт Дойч копается с одним из прототипов первого Moog?а. Фотография сделана самим Робертом Могом.
В первой половине 60-ых годов двадцатого века над ним нависла докторская степень по физике в Корнельском университете (Cornell University) — со всем вытекающими последствиями, наподобие диссертации.
Диссертацию он писал, само собой разумеется, но, Наверное, его больше интересовали транзисторные терменвоксы (но, позднее собственную докторскую степень он благополучно взял).
Одним из клиентов Мога стал композитор Герберт Дойч (Herbert Deutsch), с которым они повстречались на какой-то конференции.
Пообщавшись, они заключили о необходимости создания новых электронных музыкальных инструментов, и уже в первой половине 60-ых годов двадцатого века показался первый прототип.
В последующие три года создаётся пара моделей синтезаторов, каковые кроме того ещё не носили имени Moog. По большей части они назывались «Модульные совокупности» (Modular Systems). Их изображения возможно отыскать в галерее фотографий на «Мембране» либо по этому адресу.
Много поспособствовал продвижению «модульных совокупностей» Мога и Дойча инженер и музыкант Уолтер Карлос (Walter Carlos).
Самый первый синтезатор, созданный Могом и Дойчем.
Сам Имел возможность говорит, что Уолтер (он же, а вернее, она же — Уэнди Карлос: поменявший пол музыкант сейчас известен как раз под этим именем), достаточно очень сильно помогал им с Дойчем в разработках — в техническом замысле.
А позже свет заметила грамзапись «Switched on Bach» — «Подключённый Бах», где произведения великого германского композитора игрались именно на ранних примерах того, что в последствии будет именоваться «могами» (либо, опять-таки, «мугами» — Moogs).
Это принесло большую славу и Уэнди Карлос, и Могу c Дойчем.
Тогдашние инструменты Мога, кстати, имели совсем громадные размеры, и годились лишь для студии — на сцену их было не выволочь.
Эта неприятность решилась в течение двух лет: в первой половине 70-ых годов XX века на свет показался миниатюризированный переносной вариант синтезатора, названный Minimoog.
Самый первый Minimoog.
Неполных четыре октавы, древесный ящик, и никаких коммутационных проводов (Patch cords) — фирменной, так сообщить, особенности громадных Moog?ов.
Patch cords у студийных синтезаторов предназначались для соединения модулей, делавших разные функции, — осцилляторов, низкочастотных генераторов, и без того потом. Это было нужно для получения сложных звуков.
В «миниатюрной» — концертной — версии Moog, как уже сообщено, проводов не осталось, лишь ручки.
В первой половине 70-ых годов двадцатого века компания в первоначальный раз реализована. Выпуск Minimoog?ов прекращён.
Изменяется обладатель, изменяется расположение штаб-квартиры, кроме того наименование — да и то изменяется. Роберт Имел возможность сосредотачивается на разработках, а прочие глупости и «маркетинг» берут на себя другие люди.
Новый формальный обладатель, но, продержался недолго: его «ушли» подальше, потому, что уровень качества его управления было не на высоте. Обладатель опять сменился.
Одвременно с этим в компанию, названную Moog Musonics, а после этого — Moog Music Inc., приходит Дэйв Льюс (Dave Luce) и начинает разработку полифонического синтезатора. Все прошлые Moog?и были монофоническими.
Разработка стала называться Apollo, а её усовершенствованный вариант начал называться Polymoog.
Дейв Льюс воображает первый Polymoog — полифоническую версию синтезатора Moog.
В 1975 году компания снова меняет обладателя, а через два года, по окончании сроков собственного договора, Боб Имел возможность покинул собственное детище.
В том же году возобновляется выпуск Minimoog?ов, а помимо этого, компания начинает создавать массу новых инструментов, а также Vocoder, Taurus II (первый Taurus показался практически в один момент с Polymoog?ом) и без того потом.
В первой половине 80-ых годов XX века компания «завязывает» с музыкальными инструментами, и переключается на бытовую электронику, меняя наименование на Moog Electronics. В этом состоянии она протянула ещё десять лет, по окончании чего прекратила собственное существование.
А что же сам Роберт Имел возможность? Жив и здоров, трудится на другого производителя музыкального оборудования — Kurzweil, а заодно руководит собственной компанией — Big Briar.
На начало 1980-х годов пришёлся цифровой бум, и аналоговая аппаратура начала казаться чем-то устарелым.
Помимо этого, цифровое оборудование разрешило снизить уровень шума, от которого аналоговые аппараты избавиться не смогли.
Но в последние пара лет, не обращая внимания на совершенствование «цифры», всё больше музыкантов начало проявлять неподдельный интерес к «аналогу».
А рынок такие тенденции неизменно отлично ощущает. И не смотря на то, что многие ограничиваются (вынуждены ограничиваться) цифровыми имитаторами либо кроме того программными эмуляторами аналоговых музыкальных инструментов (а таковых делается всё больше, и уровень качества их растёт), спрос на аутентичную аппаратуру также имеется. И большой.
В 1995 году некоторый Майк Баки (Mike Bucki) возобновляет компанию Moog Music, действительно, сейчас она носит название Moog Music Custom Engineering.
Баки выкупил очень многое из того, что относилось к интеллектуальной и материальной собственности ликвидированной за два года до этого Moog Music Inc. (либо Moog Electronics), а также техдокументацию, оборудование, инструменты и без того потом. А основное, выкупил марку.
Moog Music Custom Engineering занималась техобслуживанием бессчётных Moog?ов, пребывавших во владении музыкантов, и поставкой и производством запчастей пользовательской документации.
Но вот в 2002 году всемирно известный врач Роберт Муг нашёл, у него накопилось порядочное количество денег.
И тогда он выкупил права на торговую марку Moog Music и сейчас его компания Big Briar стала действовать под наименованием Moog Music.
Производя терменвоксы, Minimoog?и (до тех пор пока, действительно, существует лишь одна модель в двух вариациях), и аксессуары и всякие процессоры к ним.
Вот такие вот Voyager?ы.
Сегодняшний Minimoog Voyager выглядит, само собой разумеется, куда более современно, чем аппараты 1960-х и 1970-х годов, но ручки и деревянный короб остались, по счастью, на месте.
Одно огорчает: стоит данный аппарат через чур уж приличных денег: $3495…
Продолжение направляться.