Музыка и электричество. часть третья: как орган хаммонда остался органом

Патент на орган Хаммонда выдали с рекордной скоростью: прошло всего лишь три месяца. Инструмент показался в несчастливые времена, но, по всей видимости, под радостной звездой. Его слава до сих пор не померкла, не смотря на то, что «хорошие» органы Хаммонда больше не выпускаются.

Либо всё не так легко?

В прошлой статье рассказывалось о событиях, предшествовавших появлению на свет органа Хаммонда.

Необходимо подчеркнуть, что Лоренс Хаммонд (либо Хэммонд), — личность выдающаяся, значимость некоторых сделанных им изобретений и открытий ставит его в один последовательность с Эдисоном. Как раз ему, к примеру, принадлежит авторство идеи трёхмерного кинематографа — и первая реализация её.

И однако, почему-то сложилось так, что имя Хаммонда вспоминают лишь в связи с его музыкальным инструментом…

Итак, как уже рассказывалось, патент Хаммонд взял, причём взял очень скоро, всего за три месяца. Кстати, на это патентное свидетельство возможно посмотреть тут, при условии наличия в вашей совокупности QuickTime. Как и надеется, в совокупности представлен полноценный чертёж всех частей органа.

Слава же пришла значительно раньше, чем Хаммонд думал. Пришла она в виде двух ошарашенных инженеров компании Ford Motor, которых пару дней назад позвал к себе сам Генри Форд и, размахивая руками, приказал им срочно выстроить (!) ему электроорган «таковой вот высоты, таковой вот ширины и вот таковой вот длины».

Из эмоции самосохранения инженеры двинулись в Патентное Бюро и, к большому облегчению, нашли в том месте патент, выданный Хаммонду. Описание электрооргана идеально отвечало запросам сурового босса.

Это позже стало известно, что Форд и не планировал заставлять собственных инженеров строить ему электроорган, он планировал купить его у Хаммонда, но не желал этого афишировать, опасаясь, что Хаммонд смекнёт, что работа нужна к спеху и, как у Гоголя написано, заломит ровно вшестеро.

Генри Форд не обожал, в то время, когда ему что-то пробовали реализовать подороже.

В общем, озадаченные Фордом инженеры заявились в компанию Хаммонда, намекнули, что распоряжения мистера Форда выполняются по единому перемещению его брови, в другом случае возможно попасть на громадные проблемы, и задали вопрос, запрещено ли им приобрести орган прямо на данный момент?

В замыслы Хаммонда это вообще-то не входило. Орган планировали представлять лишь 15 апреля 1934 года на Выставке Промышленных Искусств (Industrial Arts Exposition), а на дворе стоял февраль.

О чём несчастным инженерам и было сказано. Через пара дней господин Форд отправил персональное предложение привезти ему орган «в то время, когда тот готовься ».

В общем, Хаммонд сотоварищи не стали дожидаться выставки, и в начале апреля орган Хаммонда модели А отправился к Форду.

Взглянув и послушав, Форд объявил, что через два десятилетия таковой инструмент обязан находиться в каждом доме. Но не приобрел. Вместо этого привезших его людей послали обедать…

И лишь затем Форд задал вопрос по поводу цены. Услышав цифру $1250 он срочно приобрел шесть органов и распрощался с людьми Хаммонда.

Так совершилась первая сделка, которая связана с органом Хаммонда. Считается, что именно Хаммонд и его люди придумали принцип шумливости компании и «максимальной» открытости (поняли, так сообщить, необходимость постоянной рекламной и PR-деятельности).

Но же подготовить «мышеловку» для Форда они опоздали, он, как говорится, сам пришёл.

Нужно заявить, что, по некоторым сведениям, Форд пригласил Хаммонда к себе домой (громадная честь, но же), и внес предложение ему инженеров и денег. Хаммонд культурно отказался, и, по всей видимости отклонил совет Форда держать цену на весьма низком уровне и стараться не делать больше $20 долларов с каждого органа.

В первоначальный же год компании Хаммонда удалось реализовать 1400 органов. По большей части они целились по всяческим учреждениям и церквям, но среди клиентов было и множество частных лиц.

В частности, Джордж Гершвин, по слухам, приобрел орган, чуть заметив и услышав его. Приобрёл президент и инструмент Рузвельт, выведший страну из Великой Депрессии. Символично, не правда ли?

Инструмент был дорог, но, однако, скоро получил неистовую популярность. Доходы компании в 1936 и 1937 годах исчислялись сотнями тысяч, а тогдашние много тысяч долларов — это, в общем и целом, нынешние миллионы.

И это далеко не всем понравилось. Этими «не всеми» были производители простых, духовых органов. Более лёгкие и в сотни и десятки раз более недорогие «Хаммонды» перебежали им дорогу и перебежали очень сильно.

Допустим, всё в том же 1936 году компания Хаммонда получила $228 393, — по большей части, на торговле с церквями. А один духовой орган стоил от $75 до $250 тысяч.

И производители духовых органов не нашли ничего лучше, как… подать жалобу в Федеральную торговую рабочую группу с требованием лишить Хаммонда права именовать собственную продукцию органами!

Доводы? «Указанный инструмент не в состоянии создавать целый диапазон музыкальных оттенков» и «целый диапазон гармоник, что наличествует у духового органа».

Это, в неспециализированном-то, было правдой. Либо, по крайней мере, весьма было похожим неё — легко вследствие того что степень детерминированности звучания у электронного инструмента неизбежно выше, чем у инструмента «живого».

Но для государственныхы служащих Торговой рабочей группе это не было через чур уж очевидным фактом. И потому был назначен поединок между творением и духовым органом Хаммонда. Собственного рода, суд Божий.

В часовню чикагского университета, где был установлен орган Скиннера (Skinner Pipe) ценой $75 тысяч, привезли орган Хаммонда. Его тон-кабинеты (фактически, то, через что выводился звук, некое подобие динамиков), были запрятаны среди труб духового органа, клавиатуры обоих органов скрыты за ширмами.

Музыка и электричество. часть третья: как орган хаммонда остался органом

Орган Хаммонда модели B3 с кабинетами Leslie по бокам (фото с сайта organhouse.com).

Почтенное жюри, собравшееся чтобы решить, возможно ли именовать орган Хаммонда органом, не имело возможности заметить, на чём играются сейчас.

Жюри складывалось из двух групп. В первую входили простые студенты, во вторую — именитые музыканты (а также, органисты) и дирижёры.

Им сыграли более тридцать разных пьес, причём любой раз члены жюри должны были помечать на бумажке, на чём, согласно их точке зрения, играются сейчас.

Студенты угадывали, в среднем, только в половине случаев. В противном случае говоря, они как раз угадывали, а не определяли источник звука.

У музыкантов дела обстояли немногим лучше. Кое-кто из них попадал девять раз из десяти, а кто-то — только один раз из десяти.

В общем, ощутить отличие толком не сумел никто.

Компания Хаммонда, почуяв, что дела обстоят не так уж и не хорошо, начала давить на Федеральную торговую рабочую группу, мол, сами послушайте и решите.

На это почтенный глава рабочей группы Гарланд Фергасон (Garland S. Ferguson) резонно отвечал, что ФТК, мол, представляет собой судебный орган, а не компанию музыкальных критиков.

В итоге, 12 июля 1938 года Федеральная торговая рабочая группа постановила, что орган Хаммонда имеет полное право именоваться органом.

Но в то же самое время, госслужащие предписали компании Хаммонда отказаться от утверждения, что электронный орган может выдавать нескончаемое количество звуков и показывать правильную цифру: 253 миллиона…

Орган Хаммонда на данный момент стал легендой. Фактически любая уважающая себя рок-группа прошлого XX века вычисляла своим долгом иметь в арсенале орган Хаммонда, не обращая внимания на то, что количество электронных инструментов во второй половине столетия стало расти стремительными темпами.

Джон Лорд (John Lord) из Deep Purple применял «Хаммонд» на всю катушку. Достаточно отыскать в памяти их Child in Time.

На «Хаммонде» же, разумеется, играется легендарная песня Whiter Shade of Pale группы Procol Harum. Их, кстати, продюсировал покойный Джордж Харрисон.

«Битлы» также не остались в стороне: «Хаммонд» звучит на альбомах Rubber Soul, The Beatles?68, Abbey Road и Get Back.

Неизвестная команда со необычным заглавием и немузыкальным басистом — Pink Floyd — также вовсю применяла «Хаммонд». Скажем, композиция Echoes (финальная композиция на альбоме Meddle), начинается со необычного «капающего» звука.

Это звучит орган Хаммонда с громкоговорителями Leslie, разрешавшими создавать ещё и дополнительные эффекты.

Suzuki Hammond XB-5. Похож, но это лишь воспроизводитель сэмплов ветхих «Хаммондов», талантливый заодно имитировать звучание громкоговорителей Leslie (фото с сайта theatreorgans.com).

Существует леганда, словно бы Дон Лесли (Don Leslie), создатель упомянутых выше громкоговорителей, начинал как подчинённый Хаммонда.

Но это не в полной мере правильно. Дело в том, что в то время, когда во второй половине 30-ых годов двадцатого века в некоторых частях Лос-Анджелеса начался переход с 50-герцевого электрического тока на 60-герцевый, многим органам было нужно заменить тон-генераторы, в другом случае они начинали звучать значительно выше.

Как раз этим Дон Лесли некое время и занимался. Вообще-то ему хотелось попасть на постоянную работу к Хаммонду, но вместо него забрали кого-то из друзей.

Через какое-то время Лесли начал делать громкоговорители для «Хаммондов» с разными увлекательными изюминками, наподобие вращающихся динамиков. То же самое пробовали делать и инженеры самого Хаммонда, но потом стандартом де-факто стала всё-таки продукция Дона Лесли.

Самое необычное, что между компаниями Хаммонда и Лесли появилась стойкая корпоративная неприязнь.

Сами Хаммонд и Лесли не были ни неприятелями, ни приятелями, но на людях подчинённые Хаммонда систематично вытирали ноги о продукцию Лесли, бесплатно, что большая часть из них втихую применяли в своей квартире громкоговорители Leslie Tone Cabinets.

В это большая часть, говорят, входил и сам Хаммонд.

Самое забавное, Дон Лесли ни при каких обстоятельствах очень не рекламировал собственные изделия, они получили популярность только благодаря собственному качеству.

До 1949 года они кроме того назывались все по-различному. Изначально они назывались Leslie Vibratone.

Позже Brittain Speakers — по имени партнёра Лесли Лу Бриттэна (Lou Brittain). Их совместное предприятие развалилось сразу после Войны.

Позже, в то время, когда громкоговорители начали собирать около Голливуда, их нарекли Hollywood Speakers.

Позже органист Джесси Кроуфорд (Jesse Crawford) начал заниматься распространением громкоговорителей в Нью-Йорке, и вот — громкоговорители приобретают гордое имя Crawford Speakers.

Наконец, во второй половине 40-ых годов двадцатого века их опять нарекли «Вибратонами», в то время, как целый честной народ уже давно именовал их Leslies.

Во второй половине 40-ых годов XX века вся путаница закончилась: Лесли сдался, и имя Vibratone провалилось сквозь землю окончательно, осталось лишь Leslie.

«Война» между ним и компанией Хаммонда закончилась в первой половине 80-ых годов двадцатого века, по окончании смерти Лоренса Хаммонда. Причём закончилась весьма несложным образом: Hammond Company попросту приобрела производство Leslie Speakers.

Увы, производство органов Хаммонда закончилось во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Но инструмент отнюдь не погиб. На Западе помой-му многие компании до сих пор занимаются ремонтом этих инструментов, кроме того, говорят, реализовывают для них запчасти.

Энтузиасты готовы собственноручно собирать эти органы (благо в патентном свидетельстве вся схемотехника изложена достаточно детально).

«Синтезатор» Casio с подсветкой клавиш. Может изображать орган Хаммонда, но лучше бы этого не делала.

Ну а позже, в обычный 128-тембральный комплект MIDI в обязательном порядке входит орган Хаммонда, и каждая «самоиграйка», по мере убогих возможностей собственного тон-генератора, тужится воспроизводить его звук.

Со звуком настоящего Хаммонда эти «игрушки» имеют мало неспециализированного.

Занимательнее другие опыты: в своё время автомобильная корпорация Suzuki решила купить марку Hammond. И выпустила серию инструментов называющиеся ХВ. К сожалению, это только цифровые муляжи.

Утешает одно. Сейчас, вопреки совершенствованию цифровых разработок, отмечается рост популярности аналоговых синтезаторов. В частности, сравнительно не так давно опять начался выпуск легендарного синтезатора Moog, о котором мы поведаем в одной из следующих статей.

Возможно, и настоящие Хаммонды начнут опять производить?

Продолжение направляться.

Случайное видео


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: