Некоторые вопросы по порядку работы с кредитными картами
Кредитные карты, все еще оставаясь новым на рынке банковских одолжений продуктом, уже прекратили быть явлением необыкновенным, экзотикой. Особенно актуальным этот бизнес делается в контексте неспециализированной переориентации русских банков на розницу.
Вместе с тем в обслуживании пластиковых картах в русских условиях имеется собственная специфика, вопросы и свои сложности, на каковые мы и попросили ответить помощника главыбанка «Авангард», участника совета экспертов АРБ по платежным картам В.Л. Торхова и начальника управления платежных карт банка «Авангард» Е.И. Володину.//А.
Воронин. Методический журналРасчеты и операционная работа в коммерческом банке.№ 4/2004
В порядке учета операций с пластиковыми картами имеется по крайней мере одно узкое место — учет по суммам превышения так именуемого разрешенного овердрафта. Так как Центробанк, в соответствии с действующим нормативным документам, требует по таким суммам 100% резервирования как по неисправимым ссудам. Как Вы оцениваете данное требование?
Как на практике действуют российские банки в тех случаях, в то время, когда их клиенты превышают разрешенный по картам овердрафт?
Е. И. Володина: В большинстве случаев, подобные превышения происходят в связи с разработкой работы пластиковых картах. В большинстве случаев они обусловлены отличием направлений при их отражении и совершении операций на квитанциях, при обработке операций, идеальных без сетевой авторизации, и т.п. Исходя из практики, возможно утверждать, что лишь около 1% таких превышений вправду становятся неисправимыми. Остальные превышения погашаются в течение 8–30 дней с момента происхождения.
Представляется целесообразным дать на откуп банкам определение группы риска и, как следствие, процента резервирования по таким превышениям.
При происхождении аналогичных обстановок любой банк действует в соответствии со своей учетной политикой. В соответствии с разъяснениям Департамента платежных расчётов и систем Банка России от 29.09.2000 № 17-14/685 банк вправе вести учет сумм перерасхода средств на балансовом счете 47423 до дня оплаты долга клиентом.
Каким нормативным документом Национальный банк регламентирует порядок осуществления переноса на квитанции просроченной ссудной задолженности и просроченных процентов?
Е. И. Володина: Вопросы бухучёта просроченной ссудной задолженности и просроченных процентов за предоставление кредита регламентируются Положением от 31.08.98 № 54 «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных их возврата и средств (погашения)» и Инструкцией от 30.06.97 № 62А.
С какими еще сложностями сталкиваются российские банки, трудящиеся с пластиковыми картами?
В. Л. Торхов: Значительную проблему воображает организация действенного приема средств для оплаты долга. Одно из отличий русском банковской практики от западной — ощутимая рабочая группа, взимаемая банками за безналичное перечисление денежных средств из одного банка в второй. Так, Сбербанк взимает до 3% процентов от суммы перечисления.
Помимо этого, редко кто из держателей карт имеет возможность поручить бухгалтерии собственной организации перечислять заработную плат на указанный им счет. В следствии большая часть держателей пластиковых картах погашают задолженность внесением наличных.
на данный момент Банк России достаточно открыт для общения с коммерческими банками, а также в деле выработки действенных, соответствующих реалиям «банковской судьбе» нормативных документов. Кроме того публикуются проекты новых нормативных документов, и банкам предлагается высказать собственный компетентное вывод. Что возможно было бы предложить в части регулирования операций по пластиковым картам с целью упрощения учета, сейчас, как я осознаю, неоправданно усложненного?
Нужен ли отдельный нормативный документ по пластиковым картам?
Е. И. Володина: На отечественный взор, было бы оправдано введение отдельных балансовых квитанций для отражения неразрешенных и технических овердрафтов без ведения внебалансового учета кредитных лимитов. Что касается отдельного нормативного документа, то он не нужен, все нормативные акты по пластиковым картам в полной мере смогут быть включены в новую редакцию Положения № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских осуществления и карт расчетов по операциям, совершаемым с их применением».
Валерий Леонидович, в прошлом интервью мы обсуждали с Вами еще и такую проблему — невозможность назначения банком нулевой ставки по кредиту на так называемый «льготный» период (как это принято на Западе). Все-таки из-за чего практика западных банков допускает нулевую ставку, а практика русских нет? Какие конкретно трансформации нужно сделать в русском законодательстве, дабы нулевая ставка все-таки стала вероятной?
В. Л. Торхов: Неприятности, обусловленные налоговым законодательством, остались. При нулевой ставки, действующей кроме того в ограниченный период, появляются налоговые последствия. Держатель карты обязан платить налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы процентов по ставке 9%, в случае если счет ведется в зарубежной валюте, и 3/4 ставки рефинансирования, в случае если счет ведется в рублях.
В западных государствах нет аналогичной неприятности, исходя из этого льготный период есть обычной практикой. Наряду с этим банки смогут себе позволить беспроцентное кредитование на ограниченный срок (в большинстве случаев, льготный период — это 30–40 дней по окончании отчетного месяца). Компенсации в виде межбанковской рабочей группе, приобретаемой эмитентом от эквайрера (interchange/такжеобразовывает порядка 1%), достаточно для того, чтобы сделать такое кредитование экономически увлекательным.
Практически возможно сказать об действенной кредитной ставке приблизительно на уровне 10–12% годовых. Для западных банков это очень хорошая ставка. Для русского рынка такие ставки станут актуальными лишь через некое время.
В осеннюю пору 2003 года MasterCard повысила планку доходности по программам пластиковых карт для собственных участников (как мне известно, для русских банков — принципиальных участников эта планка установлена на уровне 100 тыс. евро). «Авангард» эмитирует карточки данной платежной системы. Не могли бы Вы прокомментировать обстановку в целом?
В. Л. Торхов: Вправду, платежная ассоциация MasterCard решила об установлении минимального годового уровня доходности, снабжаемого полноправным участником. , если банк — полноправный член в следствии всей собственный деятельности выплачивает в пользу платежной ассоциации сумму менее установленного порога, он обязан доплатить отличие. , если банк не делает этого, его статус понижается до аффилированного участника.
Банки, не дотягивающие до планки и не имеющие важных замыслов по росту бизнеса, сталкиваются с необходимостью перехода на статус аффилированных участников. Для тех, кто примет такое ответ, оно будет означать, с одной стороны, понижение ежемесячных затрат на участие в платежной совокупности, а иначе, вероятнее повышение количества отвлеченных средств на страховой депозит и/либо поддержание остатка средств на корреспондентском счете банка-спонсора.
В состав вознаграждения, приобретаемого MasterCard, входят фиксированные платы: и разнообразные суммы (к примеру, за доступ к совокупности), и платы, пропорциональные эмиссионному и эквайринговому оборотам, и комиссии, приобретаемые за счет деятельности аффилированных участников, и платы за технические работы (такие, как, к примеру, осуществление миграции к второму процессору). Для государств Европы планка установлена на уровне 200 тыс. евро, для государств с развивающимися рынками — ниже. Для российских полноправных участников на данный момент планка установлена на уровне 100 тыс. евро.
Ответ MasterCard направлено, очевидно, на увеличение неспециализированного дохода платежной ассоциации. Вместе с тем появляющаяся благодаря его реализации разделение с позиций бизнеса логична, она отражает существующее различие в подходах к эмиссии карт. В банках, выпустивших, возможно, и много карт, но карт сугубо зарплатных, внешний оборот по картам, другими словами количество операций, идеальных не в банкоматах банка, относительно мал.
Условия работы таких банков при понижения их статуса до аффилированного практически не ухудшатся. Потому, что размер страхового депозита и остаток на корреспондентском счете для расчетов, в большинстве случаев, зависят от внешнего оборота, изменение сумм отвлекаемых средств для них не станет значимым. Наряду с этим размер выплат в пользу MasterCard сократится, но с позиций платежной ассоциации кроме этого незначительно. Итак, на бизнесе ни MasterCard, ни банка понижение статуса значительно не отразится.
Иначе, банки, производящие карты, обширно применяемые для приобретений, в большинстве случаев, имеют в большинстве случаев большой внешний оборот. Он приносит доход и банку, и платежной совокупности. Так, ответ платежной системы стимулирует банки, находящиеся в «пограничной территории», расширить обращение собственных карт и тем самым повысить доходность эмиссионного бизнеса.
Что касается банка «Авангард», то нас это решение фактически не коснулось. Не обращая внимания на то что банк по результатам 2002 года не дотягивал до планки более чем в два раза, а по результатам прошедшего 2003 года кроме этого еще не вышел на уровень выплат в пользу MasterCard 100 тыс. евро в год, платежная ассоциация, учитывая рост отечественного бизнеса и соответствующие скорость увеличения сумм вознаграждения, не предъявила банку «Авангард» требования по доплате.
Ответ MasterCard, стимулирующее рост оборота, лишь подтвердило необходимость более скорого запуска маркетинговых программ, подготовкой которых мы занимались. Принимая к сведенью скорость увеличения отечественного карточного бизнеса, полагаем, что уже в 2004 году бизнес вырастет до количеств, при которых планка выплат в размере 100 тыс. евро будет преодолена.
Какую часть в доходах от «пластикового» бизнеса составляют доходы от программ пластиковых картах в банке? Как эти доходы значительны на данный момент, что вероятно ожидать в ближайшей и отдаленной возможности?
В. Л. Торхов: Карточная программа банка «Авангард» включает фактически все составляющие карточного бизнеса: и эмиссию, и наличный эквайринг и торговый эквайринг. Наряду с этим сразу же сообщу, что программа эмиссии пластиковых картах — главная составляющая карточного бизнеса. Мы предоставляем фактически все услуги. Вместе с тем отечественная карточная программа являет собой пример хорошего эмиссионного подхода.
Эквайринг же разглядываем как вспомогательный бизнес, это услуга, которую мы предоставляем своим клиентам, но не стремимся на ней большое количество получить. Торговый эквайринг в силу исторических изюминок развития этого рынка не есть для большинства банков предметом бизнес-интереса.
Что касается наличного эквайринга, то в прошедшем году мы развили собственную сеть банкоматов, в которых наличные выдаются безвозмездно, и ратифицировали договор, благодаря которому в банкоматах банков-партнеров наличные выдаются «фактически безвозмездно» (рабочая группа образовывает всего 0,2%). на данный момент объединенная сеть банкоматов лишь в Москве включает около 50 банкоматов. Для помощи программы пластиковых картах этого достаточно. Так как пластиковая карта предназначена по большей части для услуг и оплаты товаров.
А общее число банкоматов сейчас значительно выросло. Пологаю, что в Москве их пара тысяч. Банки уже давно соперничают за установку банкоматов в привлекательных местах. Увижу, что доходность банкоматного бизнеса как такового падает в связи со понижением платежными совокупностями MasterCard и Visa соответствующих межбанковских рабочих групп (ATM interchange/reimbursement fee).
Так, мы удовлетворены тем, что сделали ставку на эмиссионный бизнес.
Само собой разумеется, банк «Авангард» производит не только кредитные карты, имеется у нас и зарплатные проекты, мы установили пара банкоматов в помещениях корпоративных клиентов, но зарплатные карты — кроме этого не бизнес-направление, а услуга, которую мы оказываем своим корпоративным клиентам.
Кредитные же карты снабжают главную доходность. Мы производим кредитные карты в массовом порядке и стараемся обеспечить большую простоту их получения. В частности, мы не требуем справок о подтверждении доходов. Подать заявление на пластиковую карту возможно через Интернет. Интернет употребляется держателями и чтобы получить выписки.
Очень популярным сервисом получения информации об операциях среди держателей являются кроме этого SMS-сообщения на сотовый телефон. Эти виды информационного сервиса прекрасно дополняют хорошую круглосуточную работу помощи клиентов по телефону.
На данный момент количество эмиссии пластиковых картах составил приблизительно 7,5 тыс. штук, программа эмиссии снабжала в конце 2003 года каждый месяц чистый доход (до налогообложения) в размере нескольких десятков тысяч долларов. К концу 2004 года мы планируем увеличить ежемесячный чистый доход и сохраняем надежду, что он превысит сумму в 100 тысяч долларов.