Нюанс и нюансировка

Контраст в композиции приводит к необходимости в узком сопровождении, в сопровождающих нюансах — без этого композиция, в большинстве случаев, делается твёрдой и примитивной. Нюансировка формы тесно связана с тем, каков темперамент контраста,— она неимеетвозможности развиваться независимо от него. Так, при цветото-нальном контрасте больших частей автомобили нужно отыскать смягчающие переходы, распознать в цвете подробности, каковые подготавливают контраст.

Казалось бы, по значимости в композиции нюанс не сравним с контрастом, но он заслуживает никак не меньшего внимания, потому, что нюансировка формы в опытном отношении задача более сложная. В действительности, контраст во многих случаях обусловливается самой компоновкой, всей базой конструкции изделия —это в известной мере предопределяет и облегчает работу над композицией.

От проектировщика зависит не столько выбор контрастирующих начал, сколько их умелое применение (за исключением приемов второй группы контрастов). Что же касается нюанса, то ни инженерная компоновка, ни объемно-пространственная структура практически не обусловливают его. Это сфера чисто материала и художественного осмысления формы,

В художественном конструировании, как, возможно, и в каждый области деятельности, имеется особенно тяжело осваиваемые элементы процесса. К ним прежде всего относится нюансировка формы изделия, требующая не только развитого вкуса, мастерства, но и точной интуиции, формы и особого чувства материала, умения распознать ее темперамент.

Вот так как, думается, и композиция прекрасно задумана, и форма органично связана с конструкцией, и смотрится изделие хорошо, а сравните его с лучшими аналогами, и что-то на первый взгляд неуловимое завлекает к одному изделию, тогда как форма другого как будто бы тускнеет на глазах. Секрет особенной привлекательности изделия разъясняется тщательной нюансировкой формы впредь до небольших подробностей.

Такое свойство формы, как ее темперамент, во многом связано с проявлениями нюанса. Проследим на примерах, как это происходит. На рис. 71, а, б, в три поисковые модели переносного телевизора.

Композиционные приемы достаточно схожи, но темперамент формы у каждой из моделей личен. Из этого и значительные различия в подходе к нюансировке в каждом конкретном случае. На поисковых карандашных эскизах /—б (рис. 71, а, б, в) нюансы лишь начинают проявляться.

Сделаны только первые шаги в отыскивании неспециализированной нюансной картины, но именно на данной стадии особенно принципиально важно найти нюансы, соответствующие характеру формы. Если судить по опыту квалифицированных дизайнеров, в этих отыскивании ничто неимеетвозможности заменить картинок, кроме того детальный макет. Лишь рисунок оказывает помощь во всех тонкостях проштудировать небольшие подробности строения формы, все ее пластические изюминки. Он разрешает проектировщику самому глубоко осознать и ощутить, к чему направляться хотеть попасть в форме данного изделия 6.

Не станем детально разбирать приемы нюансировки, продемонстрированные на рис. 71,— полагаем, это сделает сейчас сам читатель. Увидим лишь, что нюансное моделирование сложной формы предполагает уяснение закономерностей ее строения от общего к частному. Это частное должно включать в себя движения формы и тончайшие элементы. Исходя из этого работе оказывает помощь конкретизация характера пластики формы, уточнение сечениями разных ее элементов (2 и 4 на рис.

71, а, б и в).

Коснемся вследствие этого еще одного нюанса. Пластическую примитивность формы обычно выдают за некое новое и якобы хорошее уровень качества, именуя его лаконизмом, обобщенностью и т. д. и ссылаясь одновременно с этим на ограниченные технологические возможности производства. Но так как если не ставить перед производством задачу обеспечения узкой отделки формы, то дело так и не сдвинется с места.

Наоборот, нужно задавать производству все более важные задачи, которые связаны с отделкой многих видов полезных изделий,— в противном случае нереально решить столь актуальную проблему, как увеличение их конкурентоспособности в мире, да и удовлетворить растущие требования отечественного клиента.

Ведя процесс нюансировки, принципиально важно не просто прорабатывать подробности, но строить форму посредством нюансов, т. е. двигаться методом ее пластического изучения, своеобразны дизайнерского прощупывания. Нюансировка—это собственного рода анализ формы с карандашом в руках. От линейных картинок к тоновым, от них снова к линейным—таков процесс! И постоянная сверка формы каждой, кроме того самой маленькой подробности с намечающимся характером формы изделия.

Эффект достигается не только благодаря четкой пластической проработке подробностей, но и нюансными отношениями обрабатываемых поверхностей по фактуре, характером отражения света, гармонизацией цветовых взаимоотношений, распределением бликов — то острых и четких на полированных поверхностях, то как бы размытых, приглушенных — на шлифованных.

В таких очень узких изделиях современной техники, как, к примеру, разные медицинские устройства, часы, фотоаппараты и т. п., как раз нюансная отработка формы во многом определяет неспециализированное уровень качества оборудования. В условиях хирургической операционной нюансировка диктуется всем процессом деятельности людей, т. е. органически связана с функцией.

Ну, а нюансная проработка наручных часов — чем определяется она? Само собой разумеется, тут дизайнер куда свободнее, но было бы неточностью вычислять, что какая бы то ни было объективная обусловленность нюансов тут отсутствует. В первую очередь — о каких часах идет обращение?

О выделено «приборных» по образу либо о часах декоративных, делающих дополнительную функцию нарядного браслета либо кулона? Прибор либо украшение? Уже одно это в значительной степени обусловливает подход к нюансировке.

Так как от этого будет зависеть и композиционный прием, и сила контраста, и темперамент формы, и, очевидно, тонкость нюансировки.

Нюанс и нюансировка

В технике, как и в мастерстве, нюансные отношения раскрываются неспешно. Проанализируйте превосходно спроектированную и изготовленную машину, сравните ее с аналогами, и вы станете делать для себя все новые открытия, начиная осознавать, из-за чего одна так завлекает, а вторая оставляет равнодушным. Таково значение, казалось бы, незаметного, «не сильный» средства компо-зии — нюанса.

Дабы воплотить в готовом изделии находки дизайнера в нюансировке формы, нужна, очевидно, высокая культура производства.

Само собой разумеется, различные части автомобили либо прибора требуют особенных способов нюансной отработки—в каждом изделии и в каждой подробности нюанс проявляется по-своему. Ясно, что методы и приёмы нюансировки маленьких подробностей маленьких правильных деталей и приборов экскаваторов с емкостью ковша в дюжина кубов не смогут быть однообразными. Нюанс— это разнообразие узких взаимоотношений, и в технике оно воистину беспредельно.

В случае если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная узкими нюансными отношениями, неизбежно окажется неотёсанной. Как замечательная колоннада, выделенная сильными тенями, лежащими в глубине, гармонично дополняется узкой пластикой красивого фриза, игрой сложных теней и рефлексов ее капителей, так огромный станок с его огромными формообразующими элементами получает законченность и особое изящество благодаря нюансной проработке всех тех элементов, каковые связывают его с человеком (операторское место в целом, органы и пульт управления и т. д.).

Часто проектировщик озадаченно наблюдает на правильный натурный макет будущего изделия, не осознавая, из-за чего вещь, созданию которой он дал столько сил, не радует его, не приносит настоящего эстетического удовлетворения. А ларчик данный и в действительности раскрывается не просто. Дабы обучиться его открывать, необходимо овладеть сложными приемами нюансировки формы. «Мастерство начинается в том месте, где начинается чуть-чуть»,— сообщил великий К. Брюлов, выразив, возможно, самую характерную линии мастерства.

Пускай техника—не мастерство, но так как мы разглядываем ее в особенном, эстетическом нюансе.

Остановимся на нескольких характерных примерах из практики, поскольку условная форма тут не окажет помощь разобраться в трудноуловимых проявлениях нюансировки.

На рис. 72 портативный магнитофон. Вряд ли необходимо намерено сказать о значении большого эстетического уровня отработки аналогичных изделий.

Некрасивое не продается—такова узнаваемая формула.

Совершим маленькой анализ того, как в этом случае выполнена нюансная отработка формы. Чёрная узкая пластмассовая окантовка железной панели управления (верхней плоскости прибора) должна быть особенно четкой по периметру, поскольку каждые нарушения размеров в ширине канта становятся сходу заметными (поз. 1, 9 по часовой стрелке).

Тут же сечение окантовки непрерывно изменяется (mi—тд), придавая неряшливый, кустарный вид всей верхней плоскости прибора. Особенно нечетки эти контуры в местах скругле-ния углов, что говорит о несовершенстве разработки (поз. 7). Столь же нечетки и примыкания лицевой поверхности к пластмассовому бортику: то они выполнены заподлицо с ним, то западают вовнутрь, а местами поднимаются над бортиком (поз.

7, размеры hi, /г2). Случайно изменяются и радиусы скруглений, как бы сминая форму (ri— г4 на поз. 7).

Неодинаковыми оказываются кроме того главные радиусы скруглений R i и R2 (см. на неспециализированном виде магнитофона). Такие технологические погрешности уж вовсе недопустимы!

Столь бессчётные технологические огрехи сводят на нет любую нюансировку, если она и была предусмотрена проектом. Для изделий типа магнитофона с позиций эстетического уровня нет мелочей. А тут?

Кнопки управления «посажены» в лючки панели без каких бы то ни было подштамповок, каковые подготавливали бы место посадки. Сами отверстия не хорошо согласованы с кнопками: с одной стороны образуется громадной чёрный зазор, а с другой кнопка конкретно примыкает к металлу панели; к тому же кнопки при посадке бывают перекошены (поз. 2, 4). Смотровое стеклышко над кассетой легко наклеено на панель без всякой пластической подготовки, и все это место воспринимается как кустарное (поз. 11).

Ремешок ручки переноски магнитофона выполнен на уровне, пригодном разве только для недорогих хозяйственных сумок, как и его крепление к корпусу, а ведь речь заходит о классном изделии (крепление ремешка продемонстрировано на поз. 8).

В случае если же обратиться к удобству пользования прибором, что тут конкретно связано с нюансной проработкой формы, то обнаружится много вторых недочётов. Так, движок включения собственной жестко геометричной формой (поз. 3) очень неудобен для манипулирования, никак не приспособлен к боковым смещениям, а основное —визуально не информирует о методе осуществления этих операций.

При анализе формы обнаруживаются и другие не меньше досадные погрешности: к примеру, перфорация решетки динамика неаккуратно примыкает к бортику (поз. 5); все элементы на панели управления магнитофоном композиционно не связаны между собой, и рисунок панели выглядит случайным (поз. 6); то же относится к элементам управления громкостью и их связям с другими подробностями панели (поз.

10).

Но кроме того все это только малая толика недочётов в нюансировке формы этого магнитофона — скрупулезный опытный анализ откроет множество вторых.

На рис. 73 подобный магнитофон, но форма его подверглась тщательной нюансировке. Не осталась без внимания кроме того организация световых бликов.

Все бортики, приливы, посадочные места (маленькие заглубления плоскостей), поперечные профили рычажков и кнопок управления отработаны до узких нюансов (поз. 1—9).

РИС.73

Особенное внимание тут уделено нюансным отношениям материалов, в совокупности формирующим внешний вид вещи. Прошла мода на бьющий в глаза блеск металла. Тонкость взаимоотношений выражается в сложнейших градациях шероховатости либо матовости, тонко сочетающихся с маленькими блестящими полированными элементами. Тут все строится с учетом распределения света на поверхностях, в то время, когда приглушенные све-тотона изящно дополняются более броскими и нежданно легкими полированными кромками.

Вторая линия взаимоотношений материалов начинается уже в цветовой, а не фактурной нюансировке. И тут всегда собственная узкая палитра цветов— холодных светло-голубых, более чёрных серых, серых тепловатых, а местами чёрных, как бы вороненых до черноты. Время от времени в такую гамму нюансных взаимоотношений нежданно вводится контраст.

И как прекрасна на светло-голубом металле тёмная риска, строгая фаска либо четкий бортик!

Тут нечайно снова вспоминаются рассуждения некоторых теоретиков о якобы неосуществимости объективной оценки эстетических особенностей промышленных изделий. Профессионально глубочайший анализ делает совсем несостоятельными подобные утверждения. Все в технике поддается довольно правильной оценке.

В тех случаях, в то время, когда приходится иметь дело с этими изделиями, как любительские кинокамеры либо фотоаппараты, т. е. с предметами, которыми пользуются с руки, нюансировка связана не просто с красотой вещи, но особенно с удобством пользования, с «прикладисто-стью» —с ощущением формы, как бы влитой в руку.

На рис. 74, а кинокамера, отличающаяся тщательной нюансировкой формы. Тут заметна четкая координация главных контуров — они составляют единую совокупность, согласованы между собой и подчеркивают неспециализированное перемещение формы.

Во многих местах поверхность чуть немного поднята, дабы избежать иллюзии ее вогнутости. Такая приподнятость, напряженность поверхности, время от времени на миллиметры а также доли миллиметра (в зависимости от полной величины площадки), придает форме особенную наполненность, и она лучше воспринимается. У модели а главные контуры в целом скорректированы по формообразующим линиям 1’ — /’ …— 7’ — 7’ , но при тщательном анализе убеждаешься, что в этот самый момент еще имеется большие резервы совершенствования формы.

Это продемонстрировано на модели (рис. 74, б): чуть энергичнее подан вперед козырек, прибавлено материала с тыльной стороны ручки. Потом все подробности от 2 до 10 по часовой стрелке относятся к нюансировке модели, продемонстрированной на рис. 74, б. Чуть больше заглублены углубления для пальцев 9 в передней части камеры, активнее сделана форма курка 8. В совокупности все эти нюансные коррективы придали форме законченность и большую выразительность.

Тут варьируются места примыканий, уточняется темперамент кроме того второстепенных формообразующих линий, подъемов поверхности, проводится тщательная корректировка размеров (пропор-ционирование). Очевидно, это происходит не столько на перспективных изображениях, сколько в ортогоналях, а после этого и на макетах.

Сравнивая модели а и б, возможно подметить, что форма последней как бы мало потяжелела. Достаточно сложно растолковать это нюансное изменение — его необходимо ощутить, поскольку это имеет значение для визуальной убедительности формы — камера лучше смотрится. На рис.

74, б заштрихованные цветом части показывают, сколько материала прибавлено в ручке и верхней зоне.

Нюанс как средство композиции может проявляться в пропорциях, ритме, в цветовых и тональных отношениях, декоре, пластике, в построении поверхностей со сложными лекальными образующими и т. д.

Нюансы пропорций создают необычную базу формы, спокойной, но не сходу разгадываемой, в отличие от формы, выстроенной на быстро контрастных отношениях.

Нюансы пластические, проявляясь в первую очередь в характере формы, придают ей особенную теплоту, которая заставляет в сугубо утилитарной вещи заметить подчас что-то от произведения искусства.

Но в случае если пристально присмотреться, форма прекрасна собственной элегантностью и простотой. Прекрасно продумана вся база композиции: мало поданный вперед количество с наклонными остекленными панелями удачно «посажен» на главную рабочую часть автомобили. Он нависает над ее нижней стенкой, в следствии чего создается совершенно верно отысканное горизонтальное членение, задающее пропорции всей автомобили.

Это членение пространственно развито и композиционно поддержано слева консолью с подачей подробностей, а справа (чуть ниже) — второй консолью, к которой крепится вертикальная стойка пульта управления.

Выше уже отмечалось значение координации главных формообразующих линий. И у данной автомобили она совершена очень последовательно. Форма имеет последовательность элементов и наклонов с тупым углом, каковые создают как бы целую систему характерных контуров. Но в этом случае нас в первую очередь интересует нюансировка формы данной автомобили. Нюансировка достигнута тут в первую очередь благодаря большому уровню технологических операций.

Конструктор как бы учитывает те много возможностей в нюансировке, каковые предоставляет ему уровень разработки. Вот, например, окантовка остекления 1 (рис. 75, б).

Она весьма ровно натянута, наряду с этим сечение канта узкое, радиусы.

Нюансировка во многом связана со спецификой материалов. Специалисты высокой квалификации остро ощущают и могут применять их узкие изюминки.

Вместе с тем представляется неверным некритическое отношение к применению классических художественных приёмов и средств. Так, для украшения принципиально новых по конструкции моделей охотничьего оружия, всем своим характером противоречащих классическому декору хороших ружей, используется все тот же древний орнамент.

На стенках многозарядного магазина, и отдаленно не напоминающего элементы хороших оружейных форм, гравируются лишь им свойственные сцены древней охоты. Это столь же неверно в принципе, как если бы ультрасовременные по форме электронные часы стали украшать подробностями часов в стиле ампир либо барокко. Проектантам, возможно, думается, что они обогащают изделие, а в конечном итоге оно эстетически обесценивается.

Нюансировка, а также ее художественное, стилевое осмысление, обязана строго соответствовать сути самого изделия.

скруглений строго однообразные. Эта чёрная узкая окантовка на фоне ярких панелей воспринимается как собственного рода графический рисунок. Перепады панелей минимальны, и, так, падающие тени кроме этого весьма узки и графич-ны. Нюансы ли это? Так как речь заходит о чёрном на ярком фоне — скорее прием контраста?

В принципе это так, но все дело в том, как количественно выражен контраст: в этом случае сам контраст получает показатели, характерные для нюанса. Так как световой блик, очерчивающий таковой кант, практически преобразовывается в трехмиллиметровую линию. И без того по всей машине: чёрное на ярком тут основное, что придает форме выразительность и остроту,— фирменные символы, кнопки пульта и их чёрные обрамления, окантовка, о которой уже шла обращение,— целый данный композиционный материал связан между собой, находит правильное место и организует форму не столько на контрасте, сколько на нюансах.

Маленький фрагмент 2 панели пульта управления с несколькими кнопками продемонстрирован на рис. 75, б. Нюансировка достигнута проработкой бортиков кнопок, яркими полукружиями фона над ними, узкой белой сеточкой промежутков между изящной рамкой и кнопками около всей панели.

Либо вот еще подробность 3: опорная площадка крепления консоли пульта к корпусу автомобили в ее нижней части (рис. 75, б). Крепится она четырьмя винтами, но головки их тёмные.

Для чего? Это перекличка чёрного со ярким в ряде композиционно значимых элементов автомобили. То же мы видим и в разработке фирменного символа, где две большие чёрные буквы дополнены совсем узкой тёмной строчкой под ними.

Все это продуманная, последовательно осуществленная нюансировка формы автомобили, причем весьма естественная, не кидающаяся в глаза и характерная для мастерства итальянских дизайнеров.

Отечественный дизайн за довольно маленький срок без шуток помог индустрии. Но, говоря о проблеме предстоящего эстетического совершенствования многих видов изделий, прежде всего не просто так касаются качества их отделки. Именно отделка и связана с нюансной проработкой формы.

Сущность неприятности—и в совершенствовании разработки, определяющей саму возможность узкой отделки, и в уровне мастерства дизайнера. Нюанс — самое узкое из средств в его палитре, и, лишь в совершенстве овладев им, он сможет создавать проекты изделий наибольшего эстетического уровня.

Тестируем пастельные карандаши


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: