Новое звено в российской банковской системе
17 мая Президент подписал закон№ 82-ФЗ «О Банке развития». // Светлана Козлова. Специально для Банкир.Ру.
17 мая Президент подписал закон№ 82-ФЗ «О Банке развития». В отличие от большинства законов данный закон достаточно скоро и легко прошел процедуру рассмотрения, одобрения и принятия обеими палатами парламента. Это и неудивительно – в его скорейшем вступлении в силу были заинтересованы все, впредь до главы страны.
Законодатели совладали с задачей, поставленной Президентом, и приняли закон, обеспечив, тем самым, создание Банка развития до президентских выборов.
Университет «банка развития» есть новым для русского экономики, чего нельзя сказать о всемирный экономике. Национальные банки развития, главный капитал которых составляют деньги госбюджета, уже давно существуют и удачно действуют во многих развитых странах.
К слову сообщить, среди отечественных ближайших соседей из стран бывшего СССР удачно функционирует уже в течении шести лет Банк развития Казахстана.
Банк развития Казахстана финансирует шесть из семи перспективных областей экономики республики, утвержденных в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.. Это металлургия, транспортная логистика, текстильная и пищевая индустрия, нефтегазовое машиностроение, производство стройматериалов. Нельзя исключать, что часть из перечисленного войдет и в инвестиционные замыслы Банка развития России.
Но, Банк развития Казахстана создан не только как инструмент реализации инвестиционной политики страны в стране. В рамках Концепции выхода Банка на рынки ближнего зарубежья открыто представительство и в РФ.
Не секрет, что создание аналогичного университета в Российской Федерации произошло благодаря большому повышению стабилизационного фонда. Во всех странах (и Российская Федерация не стала исключением) Банк развития создается при наличии определенных условий.
Во-первых, для его создания нужны большие финансовые вливания, в первую очередь, национальные. Главной составляющей уставного капитала Банка развития являются бюджетные средства. Лишь при наличии в национальной казне «свободных» денег вероятна реализация идеи Нацбанка развития.
Во-вторых, потому, что главной целью создания Нацбанка развития есть, в первую очередь, развитие и поддержка национальных проектов и, так называемых, «бесперспективных» отраслей хозяйства, то для существования Банка развития требуется познание со стороны страны необходимости инвестирования в отрасли и такие проекты. А такое познание, как показывает опыт, приходит в один момент либо следом за стабильностью в экономике в целом. Исходя из этого неудивительно, что банки развития создаются, в большинстве случаев, в развитых государствах.
В-третьих, наличие Нацбанка развития есть для страны необычной визиткой при вхождении в интернациональные экономические сообщества. Так как одной из целей деятельности Банка развития есть привлечение зарубежных инвестиций, что, со своей стороны, вероятно лишь при увеличении инвестиционной привлекательности страны в глазах мирового сообщества.
Эта задача стоит и перед русским страной.
В Российской Федерации Банк развития стал называться национальной корпорации «Банк внешнеэкономической деятельности и развития (ВЭБ»). И это неслучайно. ВЭБ (в будущем – «ВЭБ» или «Банк») создается методом реструкуризации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР.
Исходя из этого неудивительно, что новое звено в банковской совокупности страны – ВЭБ – наделяется функциями реорганизованного Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Но эти функции не всегда отвечают деятельности Внешэкономбанка и целям создания. Исходя из этого Правительство, в соответствии с закону, должно выяснить даты, по окончании наступления которых Банк прекратит осуществлять несвойственные ему функции.
К таковым функциям относятся:
— банковское обслуживание заимствований бывшего РФ и СССР, включая организацию учета, выверки и расчётов задолженности по заимствованиям;
— доверительное управление средствами пенсионных накоплений в качестве национальной управляющей компании.
Помимо этого, будучи правопреемником Банка внешнеэкономической деятельности СССР ВЭБ не в праве расторгнуть соглашение банковского счета (вклада) с физическими лицами, арестант до даты реструкуризации Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Такое расторжение вероятно только в двух случаях: в случае если это прямо предусмотрено соглашением банковского счета (вклада) или в случае если обладатель счета (вклада) предъявил соответствующее требование. Сам ВЭБ, но, не имеет права завлекать во вклады финансовые средства физических лиц.
Местом нахождения ВЭБа есть город Москва. Как и каждый национальный орган, Банк имеет печать с изображением Национального герба РФ.
В соответствии с законом уставный капитал ВЭБа не может быть менее 70 млрд. рублей. В любом случае размер уставного капитала определяется Правительством. Законом предусмотрены 3 вида имущества, за счет которого формируется уставный капитал Банка.
Во-первых, это имущество Банка внешнеэкономической деятельности СССР, на базе которого и создается ВЭБ.
Во-вторых, это акции ОАО «Российский банк развития» и ЗАО «Национальный специальный Российский экспортно-импортного банк». Оба банка находятся в федеральной собственности. Оценка акций при внесении их в качестве имущественного взноса определяется законодательством об оценочной деятельности и акционерных обществах.
В-третьих, в качестве имущественного взноса может выступать любое имущество согласно решению Правительства. К примеру, предприятие как имущественный комплекс либо имущество вторых федеральных национальных учреждений.
Примечательно, что имущество ВЭБа (не путать с его уставным капиталом) формируется за счет более широкого списка. Так, не считая уже перечисленных видов имущества, имущество Банка складывается из доходов, приобретаемых от деятельности самого Банка, необязательных пожертвований и имущественных взносов, и за счет вторых законных поступлений.
Так, разумеется, что законодатель покинул данный список открытым, покинув на усмотрение Правительства включение того либо иного имущества в состав имущества ВЭБа, что, со своей стороны, обязан применять имущество только с целью достижения целей, для которых он, фактически говоря, и создается. Каковы же эти цели?
Они конкретизируются в ч. 1 ст. 2 закона. Целями деятельности и создания ВЭБа являются:
1) увеличение конкурентоспособности экономики РФ,
2) диверсификация экономики,
3) стимулирование инвестиционной деятельности,
4) развитие инфраструктуры, инноваций, особенных экономических территорий,
5) защита внешней среды,
6) помощь экспорта русских товаров, услуг и работ,
7) помощь среднего и малого предпринимательства.
Как видно из приведенного списка, ВЭБ есть не только субъектом, главной задачей которого есть развитие экономических взаимоотношений. Важную роль ВЭБу предстоит сыграть и в ответе таких общегосударственных задач, как защита внешней среды и помощь среднего и малого бизнеса.
Для исполнения задач ВЭБ осуществляет инвестиционную, внешнеэкономическую, страховую, консультационную и иную предусмотренную законом деятельность.
В любом случае ВЭБ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с целью достижения обозначенных выше целей. И в этом Банк схож с некоммерческими организациями. Не смотря на то, что, в соответствии с закону, на него не распространяются положения ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся раскрытия информации о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об применении имущества.
По большому счету необходимо подчеркнуть, что статус ВЭБа есть по-своему неповторимым. Будучи банком по заглавию, эта организация не всегда подпадает под воздействие законодательства о банковской деятельности и банках. В частности, на ВЭБ не распространяются положения, каковые регулируют порядок:
1) госрегистрации и выдачи лицензий,
2) ликвидации либо реструкуризации,
3) предоставления информации о деятельности,
4) осуществления отдельных видов банковских сделок и операций,
5) финансовой требований надёжности и обеспечения устойчивости, соблюдения иных нормативов и обязательных требований.
Эти исключения обусловлены самой природой ВЭБа – он создается, ликвидируется и реорганизуется в порядке, определяемом Правительством, его деятельность выяснена законом № 82-ФЗ. Но ВЭБ не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам ВЭБа.
Управление ВЭБом осуществляется наблюдательным советом ВЭБа, председателем Внешэкономбанка и правлением Внешэкономбанка.
Наблюдательный совет – это верховный орган управления ВЭБа. Он складывается из восьми председателя и членов. Так, обеспечивается нечетное количество голосов наблюдательного совета, что, со своей стороны, нужно для принятия ответов на совещаниях наблюдательного совета.
Ответы принимаются большинством, причем кворум совещания наблюдательного совета обеспечивается присутствием не меньше половины его участников.
Совещания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, главой совета, а в его отсутствие – участником наблюдательного совета, уполномоченным главой совета.
Должность главы не есть выборной, потому, что обязанности главы ВЭБа делает Примьер-министр. В отличие от него остальные члены наблюдательного совета не трудятся во ВЭБе на постоянной базе.
Члены наблюдательного совета назначаются на пост и освобождаются от нее Правительством РФ. Срок полномочий участника наблюдательного совета образовывает пять лет. Полномочия смогут быть прекращены досрочно согласно решению Правительства.
В этом случае срок назначения нового участника наблюдательного совета неимеетвозможности быть больше 2 месяцев с даты прекращения полномочий высвобожденного от должности участника совета.
Текущее управление деятельностью ВЭБа осуществляет правление. В правление входятглава ВЭБа и восемь участников, трудящихся в Банке на постоянной базе.
Глава ВЭБа назначается на пост Президентом в соответствии с представлением Примьер-министра. Срок полномочий главы ВЭБа неимеетвозможности быть больше пяти лет. Глава ВЭБа действует от имени ВЭБа без доверенности.
Нужно подметить, что закон № 82-ФЗ – не единственный документ, призванный регулировать вопросы создания, ликвидации и деятельности ВЭБа. В самом законе присутствуют ссылки на нормативные акты, так или иначе касающиеся ответы данных вопросов. К примеру, законодательство о банковской деятельности и банках, об оценочной деятельности, о несостоятельности (банкротстве), ФЗ «О некоммерческих организациях», правила ведения отчётности и бухгалтерского учёта, ФЗ «Об акционерных обществах».
Более того, законом предусмотрено и утверждение Правительством достаточно своеобразного документа – Меморандума о денежной политике ВЭБа. Этот документ обязан выяснить показатели и основные направления инвестиционной, денежной и кредитной деятельности Банка.