Пенсионная реформа: цели и реальные результаты
Реформирование пенсионной совокупности уже традиционно есть одной из главных неприятностей социально-экономической сферы России. Актуальность этих преобразований обусловлена как необходимостью совсем перейти от советской к современной совокупности пенсионных накоплений граждан, так и наличием громадного количества имущественных неприятностей как раз у пенсионеров как самый незащищенного слоя общества. Исходя из этого пенсионная реформа, с перерывами насчитывающая практически два десятка лет, это особенная тема.
За что боролись
Пенсионные преобразования в действительности начали осуществляться фактически сначала существования России как независимого страны — уже в сентябре 1992 года президент Борис Ельцин издал указ «О негосударственных пенсионных фондах». Первые же настоящие шаги были предприняты в 1995 году, в то время, когда была поменяна совокупность учета сведений о пенсионных правах граждан: сведения обо всех страховых взносах стали храниться на пенсионном счете гражданина.
В мае 1998 года начал функционировать закон «О негосударственных пенсионных фондах», что регламентировал главные моменты деятельности этих фондов. Но, названные выше меры были только косметическими мерами, мало затрагивающими содержательную сторону пенсионной совокупности.
В двухтысячные годы начался второй этап преобразований: так, в 2002 году случились трансформации структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из конвертации и страховых взносов пенсионных прав. Ранее действовала следующая совокупность: из 35,6% единого социального налога, которым облагалась зарплата наемных работников, 28% поступали в Пенсионный фонд РФ и как раз из этих средств и выплачивалась пенсия.
В следствии трансформаций взносы были поделены на три части:
- 14% шли в бюджет страны для выплаты базисной национальной пенсии;
- в среднем 10% заработной плата уходили на страховую часть трудовой пенсии в зависимости от возраста;
- от 2% до 6% зарплаты формировали накопительную часть трудовой пенсии.
В следствии планировалось взять многоуровневую пенсионную совокупность, где в ходе перехода страны от классической накопительной совокупности с установленным размером пенсий к совокупности с установленным размером взносов будут параллельно существовать элементы обоих совокупностей. Последний сейчас этап реформы стартовал 1 января 2010 года, в то время, когда единый социальный налог был заменен на страховые взносы и произведена переоценка с целью увеличения пенсий. Эти меры призваны были стать фундаментом для реализации стратегии развития экономики Росси до 2020 года и достигнуть следующих главных целей:
- установить уровень пенсионного обеспечения не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- обеспечить личным коэффициентом замещения трудовой пенсии по старости не меньше сорока процентов дохода, на что начислялись страховые взносы;
- к 2016-2020 годам поднять средний размер трудовой пенсии до величины, минимум в два с половиной раза превышающей прожиточный минимум пенсионера.
На что напоролись
Запущенная в концептуальную разработку еще в начале двухтысячных и достигшая практического выражения сейчас пенсионная реформа сначала была связана с целой группой рисков. Эти риски были проанализированы пара лет назад Мировым банком и сформулированы следующим образом.
Во-первых, структура первого компонента связана с рисками, каковые смогут помешать созданию действенной совокупности. В частности, при внедрении условно-накопительной схемы с установленным размером взносов в нее не были включены многие элементы, каковые имели возможность бы стать дополнительными стимулами к отчислению взносов в течение более продолжительного периода времени. Тем самым между размером пенсий и размером взносов не устанавливалось достаточно прочной связи, которая укрепила бы стимулы к отчислению взносов и тем самым обеспечила платежеспособность совокупности.
Во-вторых, сначала было разумеется, что при замедления темпов производительности и роста экономики неспециализированная денежная устойчивость пенсионной реформы ставилась под угрозу и для обеспечения баланса совокупности пригодятся значительные вливания из госбюджета. Что и случилось в 2008 году, с началом глобального кризиса.
В-третьих, в Российской Федерации десять лет назад и сейчас отсутствует стабильно функционирующий рынок национальных ценных бумаг, талантливый компенсировать слабость денежных рынков. Нерегулируемые денежные рынки, оставшиеся без национальной продержки, означают фактически неисправимую обстановку для деятельности частных пенсионных фондов, каковые и будут базой реализации пенсионной реформы.
До тех пор пока что сложно сообщить, как оправдались опасения специалистов Мирового банка — с момента замены единого социального налога на страховые взносы прошло через чур мало времени. До тех пор пока что точно возможно сказать только о тех статистических показателях, каковые говорят о реализации преобразований.
Было произведено увеличение пенсионных прав, взятых гражданами до трансформаций пенсионной совокупности в 2002 году — средний размер пенсии возрос на 1014 рублей, средний размер трудовой пенсии по старости вырос на 1090 рублей, трудовой пенсии по инвалидности — на 354 рублей, трудовой пенсии по случаю утраты кормильца — на 675 рублей Единая ставка страховых взносов на необходимое пенсионное страхование составила 26% (в 2010 году действовала переходная ставка в размере 20%). Базисная часть трудовой пенсии преобразована в фиксированный базисный размер страховой части трудовой пенсии.
Индексация обеих составных частей трудовой пенсии сейчас обязана происходить в соответствии с росту доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера (раньше расчет производился по росту потребительских цен). Но кроме того на данный момент, по прошествии менее чем полутора лет, возможно констатировать, что главная неприятность последнего десятилетия — отсутствие действенного страхового механизма денежного обеспечения досрочных и льготных пенсий — так и не решена.
Александр Бабицкий