…Плюс чипизация всей страны

…Плюс чипизация всей страны

Введение универсальных электронных карт порождает множество вопросов.

Универсальная электронная карта, в соответствии с законом «Об организации предоставления национальных и муниципальных одолжений», – документ, удостоверяющий личность гражданина, права застрахованного лица в совокупностях необходимого страхования, иные права гражданина.

Карта будет иметь необходимые внешние показатели: фамилию, имя, отчество и фотографию обладателя, срок и номер карты ее действия, страховой номер в совокупности необходимого пенсионного страхования. На электронном чипе карты кроме дублирования названных выше разрешённых будут содержаться: дата, пол владельца и место рождения карты. Помимо этого, на карте может находиться в электронном виде дополнительная информация, список которой пока не уточнен.

Что касается сроков выпуска карт, то в 2012 и 2013 годах их сможет взять кто угодно, написавший особое заявление, а с 1 января 2014 года карта выдается обязательно всем гражданам России, не считая тех, кто напишет прошение об отказе от нее.

Наряду с этим уже к 1 июня 2011 года будет подготовлена правовая база, а создание всей инфраструктуры по обслуживанию и выпуску карт завершится к 1 января 2012 года.

Россияне вправе отказаться от уже взятой карты на базе заявления, карта наряду с этим будет уничтожаться. Дубликат карты при ее потери будет выдаваться в течение месяца с момента подачи заявления. Принципиально важно подчернуть, что на самой карте не будет храниться все данные о ее обладателе, все сведения останутся в базах данных госведомств.

Карта – только необычный «электронный ключ» для доступа к ним.

На электронном чипе карты будут установлены особые программы-приложения, каковые обеспечат авторизированный доступ пользователя к получению одолжений. Необходимый перечень таких приложений – приложение для идентификации пользователя, для получения госуслуг необходимого медицинского страхования и необходимого пенсионного страхования, и приложение для получения банковских одолжений. Выбор конкретного банка будет вероятен из банков, участвующих в проекте.

На карте смогут находиться и иные приложения, список которых до тех пор пока находится в стадии дискуссии.

Открытые вопросы

Кем будут устанавливаться и настраиваться приложения – кроме этого пока не выяснено законом. Сообщено только, что это будут уполномоченные организации субъекта РФ, заключившие особые соглашения с эмитентами электронных приложений.

Что же касается банковских приложений, то для начала их применения необходимо будет обратиться в банк, или к уполномоченной организации субъекта РФ, действующей от имени банка, для заключения соглашения на предоставление банковских одолжений.

Как видим, в законе до тех пор пока точно не выяснены организации, каковые будут заняты выпуском, заменой и выдачей карт, наряду с этим организация деятельности по выпуску, обслуживанию и выдаче карт возложена на уполномоченные органы власти субъектов России.

Простор для желающих увеличить области применения карты покинут очень широкий. Так как на карте смогут находиться как федеральные, так и региональные приложения. Кроме того в первые выпуски карт планируется установить около 20 приложений.

Если судить по замыслам, проект универсальной электронной карты россиянина будет очень масштабным, а также – революционным. Президент Медведев, один из основных инициаторов проекта, выразился на данный счет очень определенно: «Фактически везде по всей стране главным средством идентификации будет универсальная карта Паспорт – документ формальный, он будет предъявляться в редких случаях».

Но в связи с весьма неспециализированными и расплывчатыми формулировками закона, появляется много вопросов.

Начнем с того, что до сих пор неясно, как же будет смотреться сама карта. К примеру, Министерства экономики предлагает размещать на поверхности карты дополнительно к вышеперечисленным данным данные о поле обладателя, дате его рождения, номер самой карты, логотип банка-эмитента, логотип самой платёжной системы и карты, и номер полиса необходимого медстрахования. А Медведев настаивает на наличии на карте флага России и изображения герба.

В случае если добавить эти сведенья к названным выше, делается ясно, что либо карта должна быть больших размеров, либо вся внешняя поверхность карты будет заполнена данными, нанесенными весьма небольшим шрифтом.

Неясно кроме этого, какие конкретно конкретно приложения, не считая необходимых, будут установлены на карте. Так как от этого напрямую будут зависеть возможности ее применения.

В частности, Медведев уже высказал предположение, что на карте смогут быть установлены банковские приложения, разрешающие расплачиваться картой как в Российской Федерации, так и за границей, приложение-дублер водительских прав, приложение, разрешающее расплачиваться картой в транспорте Предлагается, что посредством карты возможно будет кроме того зарегистрировать брак. Выдвигаются и предложения применять карту для упрощенной регистрации россиян при их передвижениях по стране.

Нет окончательной ясности, кто будет осуществлять процессинг электронных одолжений. Глава Сберегательного банка Герман Греф предлагает применять для этого уже существующую банковскую инфраструктуру, а министр связи России Игорь Щеголев – создать особую госструктуру «межведомственного электронного сотрудничества». И не смотря на то, что Медведев и выразил собственные сомнения в возможности обеспечения и создания обычной работы аналогичной национальной структуры, закрепленного законодательного ответа до тех пор пока нет.

Неясен и вопрос, какой электронный чип будет снабжать работу карты. Зарубежные чипы не смогут до тех пор пока обеспечить планируемый функционал карты, а российский будет сертифицирован лишь через год-полтора (а вдруг не забывайте, то выпуск работоспособных карт в соответствии с закону необходимо обеспечить уже через 9 месяцев). Медведев разрешил указание готовить к выпуску карты на зарубежных чипах, потом заменив при необходимости их на карты с отечественными.

Но ясность имеется с требованиями к банкам-эмитентам карт. Как мы знаем, уполномоченной организацией по обслуживанию и выпуску карт стало ОАО «Универсальная электронная карта», акционерами которого являются Сбербанк, «УралСиб» и АК «Барс». Ряд других банков смогут присоединиться по окончании утверждения требований к участникам совокупности.

Для этого они должны иметь минимальный капитал в размере 3 млрд. руб., быть участниками совокупности страхования вкладов, не приобретать запрет Центрального банка на проведение каких-либо операций, и иметь опыт выпуска банковских карт не меньше 3 лет, банкоматную международные рейтинги и сеть. Этим требованиям удовлетворяют на данный момент более 100 российских банков.

Цена проекта

Неясен вопрос с требуемой для реализации проекта инфраструктурой. Так как в случае если карта будет функционировать лишь в режиме онлайн, то для этого в самых отдаленных районах России, где на данный момент нет не только Интернета, но кроме того сотовой связи, нужно будет решать вопрос с обеспечением нужных каналов по передаче данных. В случае если же карта будет функционировать в режиме оффлайн, то смогут появиться дополнительные неприятности.

Возможно представить себе кроме этого масштаб компании, которая станет нужна для обучения россиян старшего возраста чудесам работе и современной технологии с 20 программными приложениями.

Не до конца прояснен вопрос источников финансирования проекта. Так как Медведев прямо сказал, что карта – не источник громадных доходов для участников проекта, а прежде всего – социальная миссия. Но, вероятен и таковой вариант, при котором банки, не принявшие участие в проекте, де-факто лишатся большей части собственных «карточных» клиентов.

Неясно да и то, в каком размере проект универсальной электронной карты россиянина будет дотироваться из бюджета, а в каком – его участниками. Да что в том месте – кроме того цена реализации проекта пока остается под вопросом.

В момент начала дискуссии проекта главой Сберегательного банка Германом Грефом приводиласьоценка затрат в 150 млрд. руб., а главой ВТБ Михаилом Задорновым – в 300 млрд. руб.

По оценкам Министерства экономики за 5 лет затраты на выпуск карт составят 40 млрд. руб., региональный процессинг – 12 млрд. руб., инфраструктуру приема карт – 70–100 млрд. руб. Все эти затраты должны лечь на банки-участники проекта, а государство планирует лишь оплату затрат на проведение трансакций – 10 млрд. руб.

Но Герман Греф уже пересмотрел вероятные затраты на проект – за 5 лет по новым расчетам Сберегательного банка они смогут превышать 450 млрд. руб. Быть может, это не окончательная сумма и последняя оценка будет как в большинстве случаев в Российской Федерации быть больше изначально запланированную и достигнет триллиона рублей?

Но ясность с грядущими в 2012 году затратами национальных средств на проект наступит очень не так долго осталось ждать – Медведев поручил правительству России в срок до 1 мая представить обоснование финансирования проекта и предусмотреть нужные средства в бюджете на 2012 год.

Вывод «идеологических соперников» карты, пожалуй, яснее всего изложено в обращении группы москвичей в моссовет: «Без отечественного согласия объединяется информация о всех сторонах судьбы человека: здоровье, доходах, собственности, социальном обеспечении, совершении человеком всех юридически значимых действий, личной и домашней тайне

Граждан вынуждают пользоваться одолжениями банков, не зная об характере и условиях банковских одолжений. В нарушение Конституции отказ от универсальной электронной карты делает человека изгоем в обществе».

Критики закона кроме этого говорят, что в нем нигде прямо не говорится, что органы власти будут обязаны предоставлять национальные и муниципальные услуги тем, кто не будет пользоваться универсальной картой.

Пробы пера

В Астраханской области, Башкирии и Татарстане, Москве и Краснодаре уже около 2 лет реализуются так именуемые пилотные проекты по внедрению карты. Обширно известны и такие проекты как социальная карта москвича.

К примеру, в Башкирии уже выпущено более 900 тыс. социальных карт, в Москве – более 4 млн. Само собой разумеется, функций у применяемых в том месте карт значительно меньше, да и на их реализацию до тех пор пока существует много жалоб.

В Татарстане заявлено о наличии 100 пилотных универсальных электронных карт, а массовый их выпуск начнется в осеннюю пору 2011 года.

Москвичи смогут опробовать новшество одни из первых – с 1 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года карты им будут выдаваться на основании заявления, а с 1 января 2013 года карты выдадут всем остальным. Прежде всего планируется поставить работу с двумя приложениями – пенсионным и медицинским.

в первых рядах планеты всей

Закон «О национальной платежной совокупности», принятый Государственной думой в первом чтении 10 декабря 2010 года, поправки ко второму чтению которого на данный момент бурно обсуждаются, как ни необычно, не будет иметь прямого отношения к универсальным электронным картам россиянина.

Однако, отдельные его положения смогут косвенно сильно оказать влияние на масштабы применения этих карт. Так как может оказаться очень непросто приучить тех россиян, кто на данный момент деятельно применяет пластиковые карты нескольких банков в один момент, забыть собственные ветхие привычки и перейти к применению универсальной электронной карты в качестве главной. А ведь это – принципиальный вопрос для банков, вкладывающих большие средства в новый проект.

Помимо этого, некоторым русским предпринимателям не дает нормально дремать приобретаемая интернациональными платежными совокупностями прибыль от применения их карт при расчете на внутреннем русском рынке. Быть может, исходя из этого на данный момент деятельно обсуждаются поправки, в соответствии с которым информацию о расчетах россиян банковскими картами в стране не должны выходить за пределы России.

В случае если эти поправки будут приняты, то интернациональным расчетным совокупностям VISA и MasterCard нужно будет строить процессинговый центр в Российской Федерации. Для справки – затраты на подобное учреждение в Европе составили около 500 млн. евро.

Кстати, ни в одном из больших зарубежных стран до тех пор пока нет аналогов российской универсальной электронной карте. Что-то подобное лишь планируется ввести в Китае, да и то – в течение 10 лет.

США, Британия, Германия и Франция отказались от аналогичных проектов из-за опасений собственных граждан попасть под тотальный контроль страны.

В Российской Федерации же для ограничения доступа одних национальных ведомств к данным, относящимся к вторым (к примеру, ГИБДД – к истории заболевания автовладельца) предложено реализовать подобное разграничение доступа программным способом.

Не придется ли нам с 2014 года носить с собой универсальную электронную карту россиянина не вместо, а в дополнение к паспорту, водительским правам, медицинскому полису, свидетельству и пенсионному свидетельству о выдаче ИНН? Время продемонстрирует.

ЧИПИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Срочные Новости


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: