Приемы получения исходной информации для выявления структуры деятельности

Существует два подхода к изучению психотерапевтических и физиологических черт трудовой деятельности: «косвенный», основанный на регистрации трансформаций в организме человека, появляющихся благодаря исполнения им работы, и «прямой», основанный на обнаружении психологических и физиологических процессов, составляющих содержание деятельности. Полная картина структуры деятельности возможно взята лишь методом сочетания «прямого» и «косвенного» способов получения информации о трудовом ходе.

К ним относятся:

1) извлечение информации из документов (руководств по эксплуатации техники, нормативов оценки уровня квалификации экспертов и т. п.);

2) инженерно-психотерапевтическое обследование ЭС (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, связей между экспертами и т. п.);

3) наблюдение за ходом трудового процесса и поведением эксперта;

4) беседа со экспертами;

5) самоотчет в ходе деятельности;

6) экспертная оценка и анкетирование;


7) измерение и объективная регистрация составляющих трудового процесса (киносъемка показаний приборов и направления взора, запись перемещений органами управления с измерением силы действия, магнитофонная регистрация команд и т. п.);

8) анализ неточностей, допускаемых в работе;

9) измерение показателей и объективная регистрация факторов среды;

10) опыт.

Извлечение информации из документов. С позиций психофизиологического анализа деятельности документы возможно поделить на три группы:

1) характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство совокупности управления, особенности среды;

2) отражающие итоги деятельности;

3) характеризующие личностные изюминки экспертов.

Несколько 1 включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других аналогичных документах, наставления, инструкции и руководства по техническому обслуживанию и эксплуатации и т. п.

Изучение этих документов позволяет, в первую очередь, ознакомиться со техническими особенностями и структурой ЭС, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организацией сотрудничества между экспертами и между техническим устройством и специалистом.

После этого выделяются самые важные и сложные операции (связанные с недостатком времени, аварийными обстановками и т. п.) различных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность исполнения их экспертами. Уже на основании руководств возможно составить отдельные операционные схемы деятельности.

Из этих документов возможно кроме этого приобретать данные о режимах отдыха и труда и динамике показателей факторов среды. Нормативные документы позволяют примерно оценить степень своеобразной напряженности исполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности исполнения операций и т. п.).

Несколько 2 включает ведомости и журналы учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные документы, медицинские книжки и т. п.

Данный материал есть одним из источников получения данных для анализа производительности труда, ошибок и брака в работе экспертов, травматизма и заболеваемости. Помимо этого, он может дать данные для оценки личностных уровня и качеств опытного мастерства конкретных лиц.

Несколько 3 включает служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на пост, летные, водолазные книжки и т. п.

Инженерно-психотерапевтическое обследование ЭС. Яркое ознакомление с рабочим и техникой местом есть предстоящим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и нужной предпосылкой перехода к приемам наблюдения за протеканием рабочего процесса.

Оборудование изучается выяснением назначения разных технических устройств, с которыми взаимодействует человек (эксперт, оператор), составления схем потоков информации, последовательности обращения эксперта к органам и приборам управления при ответе типовых и самые сложных производственных задач. Наряду с этим нужно всегда сопоставлять приобретаемые эти с инженерно-психотерапевтическими требованиями (в частности, с правилами построения информационных моделей).

Наблюдение за ходом трудового процесса и поведением эксперта. Замечая за ходом трудового процесса, необходимо иметь в виду получение ответов на следующие вопросы, применительно к определенным производственным задачам.

I. Черта каналов перемещения информации:

1) число информационных каналов;

2) динамика перемещения информации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещенная).

II. Черта сигналов (сообщений), поступающих к эксперту:

1) неспециализированные информацию о сообщениях:

а) содержание главных сообщений, поступающих к эксперту при исполнении разных задач;

б) характер и путь поступающих сообщений (от кого поступают; конкретно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, при помощи световой сигнализации, необходимо ли их запоминать, передавать дальше и т. п.);

2) черта информации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное и т. д.):

а) краткое описание каналов поступления информации (откуда подается, имеется ли передаточные звенья);

б) черта информации (физическая сила, частота поступления по этому каналу, продолжительность отдельных информаций, продолжительность пауз между ними, наличие интерференции информации (одновременного поступления); в) черта разных каналов поступления информации: относительная «загрузка» каналов, возможность ( и частота) одновременного поступления информации по двум и более каналам; г) помехи в передаче информации по этому каналу (шумы — их характер и интенсивность, неточности в передаточном звене);

3) черта сотрудничества комплекса анализаторов (частота переключения с одного анализатора на другой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работы анализаторов).

III. Информацию о функции опорно-двигательного аппарата:

1) поза при работе и на протяжении «активного спокойствия»;

2) частота и характер трансформации позы при разных манипуляциях, самая типичная поза при определенном виде деятельности;

3) темперамент рабочих движений рук (направление перемещения, амплитуда, темп, прилагаемые упрочнения);

4) положение головы, темперамент ее перемещения;

5) информацию о степени и скорости мышечного утомления и нарушениях координации перемещений;

6) энергетическая загрузка во время рабочей деятельности.

IV. Информацию о процессах переработки информации экспертом.

1) черта оперативной и долгосрочной памяти:

а) количество своевременных единиц информации, которое нужно запоминать на промежутки времени определенной длительности;

б) форма запоминания сведений (в уме, записать на бумаге, отметить на приборе и т. п.);

в) темперамент материала для запоминания (цифровой, образный, словесно-логический и т. п.).

2) черта процессов, снабжающих принятие решений и анализ информации:

а) особенности устройств, используемых для синтеза и анализа поступающей информации и принятия ответов (таблицы, схемы, формулы, счетно-решающие устройства и т. п.); б) черта преимущественных способов переработки информации;

— реакции прямого замыкания, автоматизированные реакции выбора, слежение и т. п.;

— принятие ответов, мыслительные операции: логические, вычислительные, творческие.

V. Волевая и эмоциональная напряженность:

1) появляются ли, и как довольно часто, ситуации, требующие громадных волевых упрочнений (исполнение работ в негативных условиях окружающей среды и т. п.);

2) обстоятельства и степень эмоциональной напряженности (аварийные обстановки, громадная ответственность, недостаток либо «избыточность» времени и т. п.).

Наблюдение за трудовым процессом целесообразно проводить, имея готовую графическую схему метода исполнения самые важных операций. Одним из результатов наблюдения должно быть обнаружение узкой структуры контура управления, в кЬтором трудится человек, при ответе определенной задачи. Как пример на рис. 1 приведена схема потоков информации при пилотировании самолета.

Вероятны различные варианты аналогичных схем.

Приемы получения исходной информации для выявления структуры деятельности

Рис. 1. Схема потоков информации при пилотировании самолета

Наблюдение за поведением эксперта в ходе трудовой деятельности позволяет получить данные, с одной стороны, о своеобразной и неспецифической напряженности деятельности, а с другой — об уровне опытного мастерства и личностных 126 качествах конкретных лиц. Наблюдение нужно дополнять инструментальными способами оценки сдвигов в физиологических совокупностях и в психологическом состоянии.

Беседа со экспертами. Беседа со экспертами может преследовать две цели: получение информации о трудовой деятельности сверх того, что получено методом наблюдения и изучения документов за рабочим процессом, получение информации о субъективном отражении у эксперта тех либо иных трудовых действий (к примеру, для обнаружения подлинных своевременных единиц восприятия сигналов).

Самоотчет в ходе деятельности. Данный способ пригоден для анализа той части деятельности, которая протекает как мыслительный процесс на базе активного отражения в сознании. Лишь в этом случае устный отчет о делаемых экспертом операциях значительно не нарушает психофизиологическую структуру деятельности.

К примеру, попытки применять радиорепортаж для оценки времени восприятия пилотом показаний пилотажных устройств в полете-появлялись малоэффективными. Результаты оказались чрезмерно завышенными ввиду того, что в настоящей деятельности пилот реагирует штурвалом автома-тизированно, без перевода значений показаний устройств в речевой код.

экспертная оценка и Анкетирование. Анкетирование, т. е. получение письменных ответов на поставленные вопросы, может проводиться по двум главным типам: «свободного ответа» и «выбранного ответа». В первом случае вопросы формулируются так, что обследуемый эксперт может написать любой ответ и в любой, произвольной форме. Во втором случае по окончании каждого вопроса предлагается список вероятных ответов, из которых эксперт обязан выбрать один и выделить.

Тип «выбранного ответа» содержит в себе разновидность «других» вопросов, поставленных так, что необходимо отвечать «да» либо «нет».

Анкеты типа «вольный ответ» имеют то преимущество, что не сковывают инициативы эксперта. Недочётами являются громадное время для ошибки и заполнения анкеты, которые связаны с непониманием смысла вопроса либо с забыванием вероятных ответов.

Анкеты типа «выбранный ответ» заполняются существенно стремительнее, но ограничивают возможность получения ответов, не предусмотренных экспериментатором. Преимущество содержится кроме этого в легкости последующей статистической обработки. Время от времени комбинируют в одной анкете вопросы различных типов.

Экспертная оценка со шкалированием является анкетированиемвесьма умелых экспертов с применением совокупности оценок в баллах. При анализе трудовой деятельности экспертные оценки смогут быть использованы, например, для определения степени своеобразной напряженности. Специалистами тут должны выступать пара экспертов по эргономике, изучавших данных вид деятельности.

измерение и Объективная регистрация составляющих трудового процесса. Громадный количество информации о количестве отдельных операций в трудовой деятельности, их напряжённости и временных характеристиках возможно взят следующими видами регистрации: перемещений глаз; перемещений органов управления; речевых сообщений; показателей некоторых физиологических функций; хронометражем.

Регистрация перемещений глаз. Существует последовательность правил регистрации направления взгляда и времени фиксации глаза. самая точной есть регистрация посредством датчиков (световых — «зеркальце» либо электромагнитных — «виток»), укрепленных посредством присоски на глазном яблоке.

Посредством способов, основанных на этом принципе,, удается достигнуть различения двух направлений взгляда, каковые отличаются менее чем на Г. Но временное системы ограничения и сложность регистрации (2—3 мин) значительно снижают сокровище способов для анализа настоящей трудовой деятельности.

Менее правильным (1—3°), но намного более несложным и эргономичным в практике есть принцип синхронной индикационного поля и киносъёмки глаз (к примеру, приборной доски) с последующей покадровой визуальной расшифровкой направления взгляда посредством эталонов. Более эргономичным и экономным есть способ электроокуло-графии при помощи электродов, расположенных на коже.

Результаты регистрации перемещений глаз комфортно воображать в виде схем перемещения взгляда с приложением таблиц длительности фиксаций взгляда на различных источниках информации.

Регистрация перемещений органов управления. Для этого в большинстве случаев употребляются потенциометрические датчики с записью и последующим усилением электросигнала на осциллографе. Используются и разные методы регистрации перемещений рук либо ног.

Регистрация речевых сообщений (команд, докладов и т. п.) в ходе трудовой деятельности имеет две особенности. Во-первых, в большинстве случаев, приходится записывать обращение минимум двух лиц. Во-вторых, требуется правильная временная «привязка» фраз к операциям и другим процессам. Первая задача решается применением параллельно включенных нескольких ларингофонов либо применением многоканальной магнитной записи.

Для решения второй задачи используется или метод параллельной записи звукограммы (методом преобразования звука в механические колебания) на ленте осциллографа, или на магнитофоне устанавливают особую графическую приставку (графитный писчик с электромагнитным управлением). окончания произнесения и Моменты начала слов отмечаются на обратной стороне магнитной пленки. Это разрешает достаточно совершенно верно измерять длину участка ленты, соответствующего определенному сообщению, а после этого вычислить время, зная скорость протяжки.

По чертям речи методом особого ее анализа возможно делать выводы о степени эмоционального напряжения эксперта.

Регистрация показателей некоторых физиологических функций. Реакция физиологических совокупностей организма на трудовую деятельность отражает (не смотря на то, что и не в полной мере конкретно) «физиологическую цену» труда, т. е. неспецифнческую напряженность. Для этого регистрируют: электрокардиограмму, электромиограмму, артериальное кровяное давление, пневмограмму, кожногальванический рефлекс.

Регистрация производится известными в физиологии способами.

Громаднейшие трудности заключаются не в самой регистрации, а в диагностике состояний организма (уровень «бодрствования», утомления, напряжения внимания и т. п.). Существует последовательность диагностических приемов различной степени автоматизации.

Нужно перечисленные группы способов использовать в комплексе. Наряду с этим требуется хорошая синхронизация во времени всех каналов регистрации и последующий корреляционный и другие виды статистического анализа.

Хронометраж. Основная предпосылка верного проведения хронометража пребывает в выделении действий, операций. Лишь по окончании четкого определения уровня «составления» рабочего перечня и квантования процесса регистрируемых на этом уровне операций возможно приступать к хронометражу. Способы измерения времени смогут быть разными -— от пружинного секундомера, включаемого наблюдателем, до осциллографической регистрации с точностью до миллисекунд.

Нужно применять приемы автоматической регистрации, без яркого участия наблюдателя.

Анализ неточностей, допускаемых в работе. Изучение неточностей, обнаружение их обстоятельств дает богатый материал для оценки своеобразной и неспецифической напряженности и обнаружения самые трудных операций. Зная психофизиологическую сущность операций, возможно сделать вывод о самые важных для данной профессии личных качествах человека.

Для обнаружения неточностей используются разные, обрисованные в других разделах, методические приемы (наблюдение за рабочим процессом, беседа, анкетирование, участие в совещаниях методических советов и т. п.). Анализ распознанных неточностей строится на основании их классификации.

измерение показателей и Объективная регистрация факторов среды. В эту группу приемов входят, в первую очередь, простые способы измерения физико-химических факторов (газовый состав воздуха, температура, звуковые шумы, освещенность и т. д.).

Особенное место занимает измерение черт психотерапевтической среды. Для этого употребляются уже обрисованные способы наблюдения, беседы и заполнение анкет. Целесообразно использовать и кое-какие приемы социологических измерений.

Опыт. Эргономический опыт возможно использован для ответа многих вопросов, каковые тяжело узнать лишь на основании изучения проектных документов и конечно протекающего рабочего процесса. Имеются две группы опытов: на базе настоящей деятельности, и на базе моделированной деятельности.

Опыты на базе настоящей деятельности.

«Трудовой способ» психофизиологического анализа профессиональной деятельности. Его сущность пребывает в том, что исследователь — эксперт по эргономике лично сам овладевает профессией и после этого дает характеристику на основании собственных ощущений. Применимость способа ограничена несложными видами трудовой деятельности.

Способ дополнительных задач. Степень напряженности деятельности возможно оценена постановкой перед трудящимся экспертом дополнительных задач, каковые легко дозируются. В качестве таких задач применяют дискретные сенсомоторные реакции с маленьким алфавитом сигналов, арифметические примеры, простые логические задачи [35]. Главным условием успешного проведения для того чтобы опыта есть высокая мотивация эксперта в отношении дополнительных задач.

Исходя из этого нужно выбирать задачи, входящие в структуру настоящей деятельности.

Ситуационны,и опыт. Громаднейшее значение имеют обстановке, вызывающие стрессовые психологические реакции. Фактически только в таких условиях возможно взять качественные характеристики эмоциональных и волевых качеств экспертов и надежность эргатических совокупностей в непростых условиях.

Модели стрессовых обстановок должны отвечать трем условиям: иметь определенную мотивационную направленность, адекватную задачам опыта; испытуемые субъективно должны принимать их как действительность; должны быть соблюдены этические нормы.

примеры и Основные виды мотиваций ситуационных моделей:

— ответственность и самосохранение за здоровье коллектива — имитация пожара, болевое электрическое раздражение;

— рвение к достижению трудовых целей — введение весьма тяжёлых либо неразрешимых заданий, введение отказов рабочей аппаратуры;

— самоутверждение — провоцирование распрей во взаимоотношениях между экспертами.

Дабы обстановки воспринимались как настоящие, их осуществление и замысел должны быть известны только весьма узкому кругу лиц. По окончании опыта кроме этого должна быть сохранена тайна. На любой опыт нужно придумывать новую форму модели.

Опыты на базе моделированной деятельности.

Вычисление отдельных составляющих рабочего процесса для детального изучения. В эту группу входят все способы изучения на моделирующих стендах: тренажерах, имитаторах, тахистоскопе и т. п.

Обследование экспертов аналитическими психофизиологическими методиками. В большинстве случаев аналитические психофизиологические методики используются для отбора экспертов по окончании обнаружения важнейших для данной профессии личных качеств. Но посредством этих методик возможно решать и обратную задачу: определение психофизиологической сущности самые трудных и ответственных операций. Принцип содержится в следующем.

Посредством методик, психофизиологическая сущность которых прекрасно известна, обследуют группы лучших и нехороших экспертов. После этого определяют корреляцию взятых данных с показателями эффективности деятельности. Те методики, каковые продемонстрируют высокую корреляцию, разумеется, отражают психофизиологическую сущность самые трудных операций в изучаемом виде деятельности.

Создание сводной таблицы в Excel


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: