Редкий тип батареи заявил о себе электромобильным рекордом
Самый дальний пробег без подзарядки для простого авто на загородной автостраде послужил рекламой молодому производителю батарей. Мало кому узнаваемая компания говорит, что её продукт — это высокая удельная ёмкость, отменная мощность, красивый КПД и потенциальная низкая стоимость. Трудновато поверить.
А ведь авторы новации говорят ещё и о скором серийном производстве.
Поразили мир две германские компании — энергетическая Lekker Energie и эксперт по аккумуляторная батареям DBM Energy. Они выстроили электрическое авто Lekker Mobil («леккермобиль») на базе в далеком прошлом снятого с производства хэтчбека Audi A2.
В ночь с 25 на 26 октября данный аппарат добрался из Мюнхена в Берлин, израсходовав на расстояние в 605 километров чуть менее семи часов.
Выбор модели для конвертации в электрокар понятен: A2 весит меньше тонны (благодаря алюминиевому кузову) и к тому же владеет хорошей аэродинамикой, а это предпосылки для низкого расхода энергии (фото с сайта green.autoblog.com).
У Бранденбургских ворот жёлто-фиолетовый экипаж ожидала пресса. Вышедший из-за руля A2 исполнительный директор DBM Energy Мирко Ханнеманн (Mirko Hannemann) пошутил: «В случае если кто-то из журналистов желает зарядить собственный iPhone, у нас осталось ещё мало электричества». Немцы утверждают, что по окончании пробега в батарее сохранилось 18% от начального запаса.
Для сравнения отыщем в памяти, что в мае нынешнего года малолитражка Daihatsu Mira, переделанная на электротягу японским клубом электромобилей (JEVC), проехала на одной зарядке 1003,184 километра. Но тот рекорд был поставлен на закрытом треке и при средней скорости 40 км/ч. А «леккермобиль» шёл по автостраде с темпом 88 км/ч.
27-летний Ханнеманн (на снимке он выходит из автомобиля) – физик, выпускник Технического университета Ильменау (TU Ilmenau) (фотографии green.autoblog.com, AFP).
Что касается пробега по простому шоссе, то та же самая Mira в прошедшем сезоне продемонстрировала 555,6 километра на одной зарядке. Так что немцы вправду покорили новую высоту.
Наряду с этим принципиально важно, что у японцев аккумуляторный блок занимал значительную долю нужного пространства в переделанного авто, а DBM ухитрилась не потревожить ни салон автомобили, ни её багажник.
29 января 2010 года Ханнеманн и его стартап взяли особый приз за инновации в рамках ежегодной премии «Интеллектуальный автомобиль» (Auto der Vernunft). Жюри высоко оценило батарею редкого типа, открывающую новые возможности для транспорта.На церемонии вручения Мирко объявил, что рассчитывает проехать на электромобиле от Мюнхена до Берлина без подзарядки, а вот сейчас осуществил задуманное (фото Guter Rat).
Ячейки от DBM Energy относятся к литиево-металл-полимерным батареям (LMP). Эта многообещающая разновидность химических источников тока показалась ещё в девяностых. Тогда над разработкой независимо трудились сходу пара компаний.
на данный момент и испытания длятся, а также единичные производители LMP имеется, но диапазон применений таких ячеек до тех пор пока мал. А для транспорта это и вовсе – невиданная диковинка.
Ёмкость аккумулятора, поставленного на A2, равна 115 киловатт-часов. Израсходованные на 605 километров 94,3 кВт-ч означают средний расход электричества в 156 ватт-часов на километр. Это хорошо, учитывая, что в ту холодную ночь Мирко включал в салоне обогреватель (фотографии с сайтов green.autoblog.com, evworld.com).
Главное отличие LMP от родственных литиево-ионных батарей: первые применяют железный литий, тогда как у вторых данный элемент существует или в форме оксида (либо фосфата), или в виде ионов в углеродного материала. Помимо этого, в LMP используется жёсткий электролит.
Над совершенствованием LMP трудятся не только в Европе. Опыты с этими ячейками ставит американский консорциум передовых батарей (USABC) при содействии последовательности организаций США и Канады. На верхнем рисунке – их проект.Внизу: американская компания Infinite Power Solutions производит совсем маленькие LMP-батареи THINERGY MEC, предназначенные для встраивания в микрочипы, сенсоры, смарт-карты и без того потом.
Прямоугольники MEC со сторонами от 1 до 5 сантиметров владеют толщиной всего 0,17 миллиметра и весят меньше грамма. По составу электролита и электродов они пара отличаются от американских собратьев, но в целом устроены весьма похоже (иллюстрации с сайтов p2pays.org, ipsbatteries.com).
Тему LMP инженеры и учёные чуть не закинули, поскольку продолжительно не могли решить последовательность неприятностей. Батарея нормально трудилась лишь при 60 градусах Цельсия, что потребовало сложной совокупности контроля за температурой. Да и вопрос безопасности стоял остро.
не меньше безрадосно смотрелся срок работы LMP-аккумулятора: сначала это были 100-200 циклов заряда-разряда. А ведь электромобилям требуется стойкость батарей хотя бы на 1000 циклов.
Основанная в 2009 году DBM Energy взялась преодолеть все эти трудности. И сейчас, по уверениям Ханнеманна, LMP стали пригодны для применения в электрических транспортных средствах.
Дабы догнать Корею и японию на ниве массовой электрофикации автотранспорта, например, совершенствовать технологии аккумуляторная батарей и развивать сети зарядных станций, германское правительство выделило разным германским компаниям $700 млн. А на проект Ханнеманна с рекордным А2 $380 тысяч предоставили власти Берлина, города, в котором базируется DBM Energy (фото с сайта evworld.com).
Собственную разработку LMP немцы назвали Kolibri AlphaPolymer. Но о её тонкостях компания — молчок. Разработчики только уверяют, что самопроизвольное возгорание данной батареи исключено, кроме того при ударах, и что аккумулятор Kolibri всецело работоспособен при температурах от -40 до +100 по шкале Цельсия.
Известно кроме этого, что в LMP употребляется меньше лития, чем в классических литиево-ионных аккумуляторная батареях, что в новинке нет дорогостоящего кобальта, что ячейки Kolibri пара легче и замечательнее нынешних литиевых батарей и к тому же владеют КПД в 97%.
Перед тем как выстроить рекордный электромобиль, немцы апробировали новые батареи на вилочном погрузчике в компании Papstar. Аппарат продемонстрировал, что способен трудиться по 28 часов без зарядки (фото DBM Energy).
И ещё приятный сюрприз: при наличии замечательной розетки с должным током и напряжением батареи Kolibri AlphaPolymer возможно заправить за шесть мин.. По этому параметру германские LMP смогут поспорить с японскими батареями-пятиминутками SCiB, появление которых на электромобилях лишь ожидается.
Мирко неимеетвозможности сообщить, сколько будет стоить его серийный аккумулятор. Это зависит от масштаба производства. Теоретически же себестоимость LMP возможно в два раза меньшей, чем у нынешних литиево-ионных батарей.
Мирко уже предлагали попытаться поставить новый аккумулятор на электрическое инвалидное кресло, но он вычисляет таковой проект через чур скромным, дескать, при таком малом энергопотреблении все преимущества Kolibri попросту не раскроются. Германский новатор сохраняет надежду на внимание производителей машин.
На вопрос «в то время, когда компания сможет начать широкомасштабное производство новых аккумуляторная батарей?» Ханнеманн ответил: «Оптимистично? Хоть на данный момент».