Россыпи круглых домов-деревень свернули с пути

Война — это путь обмана. Исходя из этого, даже если ты способен, показывай сопернику собственную неспособность(Суньцзы. «Искусство войны»). В конце 1980-х американским армейским легли на стол спутниковые снимки китайской территории. «Святые угодники! — вскрикнули янки. — Как именно мы проморгали неслабую группировку межконтинентальных ракет шахтного базирования!?»

Причём в каких-то 200 километрах от «дружественного Тайваня»! Ястребы из Пентагона не на шутку испугались. И, по слухам, попросили оказать помощь рыцарей без упрёка и страха.

В ЦРУ были счастливы: наконец-то стало возмможно применять стоившую миллиарды долларов диверсионную разведгруппу, при подготовке которой были использованы технологии, полученные в зоне 51.

Пробравшись-таки к горам Уишань, что в провинции Фуцзянь, цэрэушники были пара разочарованы: то были не шахты, а круглые дома-деревни – прекрасные, кстати.

Россыпи круглых домов-деревень свернули с пути

Поэтажный разрез жилища. Он учитывает в собственной архитектуре предписания «Книги Изменений» (И-Цзин), старейшего монумента китайской культуры.

Первоначально это был гадательный сборник, но потом он послужил, в той либо другой степени, исходным пунктом рассуждений для главных философских школ. Внешнее кольцо условно разделено на восемь секторов – это соответствует восьми триграммам, дописьменным гадательным знакам (иллюстрации с сайтов dstaiji.com, chinadwelling.dk/Jens Aaberg-Jorgensen).

Около не было ни колючей проволоки под напряжением, ни автоматчиков с псами. Более того, гостеприимные хозяева имели возможность свободно пригласить горе-шпионов на классическую чайную церемонию. Ну да история об этом умалчивает.

Хорошим молодцам урок: в Китай не следует пробираться тайком без знания его богатейшей культурной традиции. Лучше бы американцы просматривали Конфуция, а не книжки по военной тактике.

Ну да хорошо. А вот что же это за дома такие, каковые кроме того из космоса смогут заинтриговать?

Береговая линия пролива, соединяющего оба китайских моря, потрясающе прекрасна. Негромкие бугры равнинного Китая тут преображаются и встречают Тихий океан цепочкой красивых и весьма комфортных гор Уишань.

По одной из предположений, как раз горы Уишань являются колыбелью китайской нации. В соответствии с преданию, в глубокой древности прародитель Пэн Цзу привёл собственных сородичей в столь прекрасное место, что они не могли удержаться и обосновались в том месте (фото с сайтов picasaweb.гугл.com, connexions-edu.com, photos.igougo.com, jingtea.com).

В этом месте, в провинции Фуцзянь, и расположена бoльшая часть неповторимых и ни на что не похожих домов-сёл тулоу (Tulou).

Термин «тулоу» в большинстве случаев употребляется для обозначения замка, нужно круглого, высотой три-четыре этажа, возведённого домашним кланом народности хакка (этнически это китайцы, действительно, живущие пара обособленно). Но самое основное: в нём селятся лишь члены рода – иногда свыше сотни семей в один момент!

Показались эти неповторимые дома (либо их прототипы), возможно, ещё во времена семейств Южная Сун (960-1279) и Юань (1271-1368), в то время, когда первые хакка, жившие тогда на севере Китая, мигрировали на юг, одолеваемые кочевниками.

В тулоу смогут жить по 500-600человек, воображающих три либо четыре ветви одного клана. Рекорд: более 800 человек (фото с сайта wikipedia.org).

Совсем концепция кланового жилища сложилась уже в новое, по отечественным меркам, время – в правление семейства Цин (1644-1911).

Не обращая внимания на то что кроме того китайские официальные источники на данный момент продвигают тулоу в качестве «земляного замка», кое-какие из них были выстроены вовсе не из глины, а из обожжённого кирпича а также из гранита. Не смотря на то, что как правило однако использовалась композитная смесь из глины, извести и песка, укладываемая и высушиваемая прямо на солнце.

Тулоу так органично вписываются в окружающий пейзаж, что их возможно принять только за один из элементов ландшафтного парка, заботливо устроенного на эйфорию туристов китайскими товарищами. Необычно, что американцы заподозрили в них неладное.

В большинстве случаев высота тулоу образовывает три либо четыре этажа, но попадаются и пятиэтажные экземпляры. Уникальная круглая форма присутствует не у всех. Имеется и прямоугольные строения.

Попадаются и круглые. В действительности прямоугольных именно больше всего: сохранилось пара тысяч домашних замков хакка, и круглых из них – около тысячи (иллюстрация с сайта chinadwelling.dk/Jens Aaberg-Jorgensen).

Чувство контекстуальной инсталляции дополняет цвет домиков, под стать каменистой земле окружающих холмов и гор.

Настоящая действительность в слове невыразима. Как раз с этим связана узнаваемая конфуцианская притча. в один раз Чжуан Чжоу снилось, что он бабочка: он радостно порхал, был радостен и не знал, что он – Чжоу.

А проснувшись неожиданно, кроме того удивился. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он – бабочка, либо бабочке снится, что она – Чжоу.

Однако при виде необыкновенной и прекрасной социально-архитектурной концепции начинают посещать смутные подозрения, что всё это показалось не просто так. В итоге, тулоу строились в течение сотен лет.

В голове, соответственно, множатся вопросы. Из-за чего тулоу так закрыты от внешнего мира? Из-за чего они напоминают муравейник, и как все эти люди в том месте уживаются?

Из-за чего они круглые? И, наконец, из-за чего их прекратили строить?

Попытаемся в этом разобраться. Для начала нужно осознать, что такое по большому счету эти кланы, каковые в земляных замках живут.

Кстати, в отношении Китая не следует принимать термин «средневековый» практически: в случае если сравнивать китайское общество того времени с европейским, то это скорее Новое время, другими словами где-то XVII-XVIII века (фото с сайта wikipedia.org).

Конфуцианство придало глубочайший суть культу предков и перевоплотило его в первейшую обязанность каждого китайца: сыновняя почтительность и другие нужные наработки.

Всё содействовало упрочнению роли семьи. Причём семьи не в современном урбанизированном представлении, а клана, являвшегося де-факто реликтом ещё первобытной эры. В средневековом Китае данный принцип взял дополнительный стимул в виде возможностей роста благосостояния путём концентрации ресурсов.

А тут ещё и грустная история самих хакка внесла собственную специфику: они были чужими на чужой почва, и по большей части им доставались непригодные для земледелия предгорья Уишаня.

Приходилось бороться за собственные права сообща. Сплочённость клана была залогом успеха его участников.

«Это неповторимая архитектура, ни на что не похожая кроме того в Китае», — вычисляет Хуан Ханьминь (Huang Hanmin), основной эксперт Фуцзяньского университета архитектурного дизайна (Fujian Institute of Architectural Design and Research). Вправду впечатляет (фото с сайта wikipedia.org).

Суньцзы сообщил: «Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы зависит от неприятеля».

этнические конфликты и Внешние угрозы закалили этих людей. Так и показались громадные сёла. Но отчего же они стали столь обособленными?

Издержки уездной политики: центр власти был на большом растоянии. Частенько изменяющиеся семейства, разъединения и объединения земель, личные устремления и дворцовые интриги императоров Поднебесной – всё это не додавало популярности ответу неприятностей прибрежного региона в Центре.

Приходилось решать появляющиеся коллизии самостоятельно. Но не всегда получалось это сделать в соответствии с Дао и по заветам Конфуция. Кроме того по окончании всех общекитайских пертурбаций стало ясно, что появившиеся в качестве инструмента самозащиты кланы сами внезапно стали главным источником угрозы.

вендетты и Междоусобицы в сицилийском духе горные районы Фуцзяня. Таков путь всех горцев, по всей видимости.

Диаметр круглых тулоу образовывает от 17 до 91 метра (фото с сайта wikipedia.org).

В следствии развернулось массовое строительство тулоу. Но, пыла враждующих сторон это вовсе не охладило.

«Земляные замки» почему-то не раскрывались и не обрастали внешней, более активной судьбой, как это случилось с европейскими крепостями. Напротив, они становились ещё более монументальными и обороноспособными. И всё больше уходили в себя.

Возможно, это – характерная черта китайской культуры. Обладая морями, китайцы не запустили маховик великих географических открытий, а напротив, замкнулись в себе.

Толщина внешних стен тулоу достигает 2,5 метров (кверху они сужаются), высота – 18 метров.

Плюс бойницы, плюс покрытая сталью обычно единственная входная дверь, плюс много отважных хакка в. Более того, основной вход был, в большинстве случаев, укреплён противопожарной совокупностью с файерволом (самым настоящим! – из огнеупорного материала) и цистернами для своевременного тушения возгорания.

Не страно, что императоры не стремились приводить в том направлении собственные армии.

Кроме того сравнить это не с чем. Пожалуй, только с теми же средневековыми замками, но в том месте так как не вся община жила (фото с сайта tembusu.org).

Клановые войны были обыденным явлением. Ещё во второй половине 50-ых годов XIX века один христианский миссионер отмечал: «Не столько пираты и разбойники докучают хакка, сколько непрекращающиеся междоусобицы».

И это были не просто соседские ссоры, а самые настоящие родовые проклятия, каковые люди смывали кровью и снова заливали ею же много поколений.

Один из выдающихся синологов англичанин Морис Фридман (Maurice Freedman) установил статистическую зависимость между усложнением структуры кланов и ростом числа их столкновений.

При том что споры за почву были к концу XIX века по большей части в прошлом. Уже лет 500 как минимум. По всей видимости, тулоу – одна из тех вещей, которая сама себе неприятности создаёт и уже без них жить неимеетвозможности.

Автокаталитический процесс.

В прямоугольных тулоу дворики бывают безлюдными (фото с сайта wikipedia.org).

Домашние.

Наверху сильная черта.

В обладании правдой суровость.

В итоге счастье.

А в «домиков» как с междоусобицами было? Весьма интересно. Выясняется, жизнь в таком компактном жилище содействовала происхождению неповторимых для иерархичной китайской культуры моделей поведения.

Толстая внешняя стенки как будто бы разделяет мир на две части: «в том месте» – чужие, а «тут» – отечественное всё. Строгие линии, укреплённые входы и редкие высокие бойницы как будто бы говорят: внешний мир нам мало занимателен.

Тулоу – плотная архитектура. В них компактным образом умещается пара десятки семей и сотен жителей.

Везде – симметрия. У всех – одинаково мелкие окна, расположенные по периметру. Как снаружи, так и в – наблюдающие на скрытый от посторонних глаз дворик.

Посёлок хакка имеет несколько замков, а время от времени и вовсе из одного, с россыпью лачуг по сторонам. Дело в том, что сам тулоу – также деревня.

Лишь компактная (фото с сайта twip.org).

Внутренний дворик, кстати говоря, есть классическим для всех хороших китайских домов. У хакка он в большинстве случаев служил для подсобных помещений, уборных, кухонь а также домики для гостей, бывало, в том месте размешались.

Но самое основное – алтарь. В том месте воздают почести основателям рода. На стенах в большинстве случаев висит портрет старого старца с висячими бровями. То предок.

Частенько изображён журавль – знак продолжительной судьбе.

Алтарь крайне важен для китайцев. В том месте, к примеру, проходит обучение мальчиков, выполняют домашние заседания, принимают гостей, а дамы информируют друг другу наиболее значимые новости.

В Южном Китае успех в жизни в большинстве случаев разъясняется сверхъестественными силами, каковые попадают в нашу жизнь как раз через алтарь предков: для этого он расположен на центральной оси строения, наоборот входа (либо в центре периметра, в случае если тулоу круглое).

Поклонившись алтарю, гости смогут попасть в жилые покои. Доступ в помещения на протяжении галереи на верхних ярусах им, но, закрыт – это старая традиция.

Кое-какие помещения смогут быть и совместного применения, но в целом они делятся между жителями по совести – две-три помещения на семью.

Алтарь в большинстве случаев находится в северной части тулоу (фото с сайта wikipedia.org).

Причём расположены эти помещения, в большинстве случаев, приятель над втором – любая на своём ярусе. Такая вот вертикально-интегрированная коммуналка.

На первом этаже – кухня, время от времени – столовая, и она же гостиная. Над ними – будуар и опочивальня. На последнем этаже – кладовые и другие потаённые места.

В том месте лучше вентиляция, а в условиях мокрого климата это важно.

Двери жилых помещений выходят вовнутрь строения, на террасы, опоясывающие стенке изнутри.

Считается, что в тулоу более справедливо распределена жилплощадь, чем в других классических китайских жилищах. Размер домохозяйства диктовался по большей части размером семьи, но какие-то статусные привилегии, конечно же, были, не обращая внимания на кажущуюся симметрию помещений.

Так как это Поднебесная как-никак. Много народа и обширные пространства требуют изощрённых управленческих инициатив.

Но интересен второй факт: земляные замки не выявляют никаких следов изоляции дам, что нехарактерно для восточных культур в целом и китайской в частности. Не совсем ясно, чем это позвано. Теснотой?

Быть может, но так как она, теснота эта, устраивала поселенцев.

С одной стороны, напоминает «свободу» жилища первобытной фратрии, но так как тулоу ещё в начале прошлого века строили! Локальная девиация в рамках культурной эволюции, другими словами. Да и собственные все около.

Экспертами подсчитано, что при том же самом расходе материалов возможно было выстроить строение с 13-процентной прибавкой к жилой площади и 41-процентной — к площади внутреннего дворика. Это если сравнивать с прямоугольным тулоу (фото с сайта wikipedia.org).

Суньцзы сообщил: «С теми, кто рядом, ожидай далекого; с отдохнувшими ожидай усталого; с сытыми ожидай голодного. В этом путь управления силой».

Круглые тулоу – тайная и очей очарованье. При том что вторых всецело круглых строений во всём Китае днём с огнём не сыщешь.

Имеется, действительно, смотровые башни, но не в качестве независимых сооружений. Кое-какие исследователи предполагают, что именно их архитектуру подсмотрели призванные на работу хакка.

Другие уверены в том, что цилиндрические строения появились самостоятельно – в следствии долгого пути конструктивных ошибок и проб.

В любом случае у круглого строения был последовательность ощутимых преимуществ.

В хороших тулоу неуклонно соблюдалось одно правило: внутренние строения не должны быть выше внешней стенки (фото с сайта core77.com/Aurorin).

Во-первых, круглое легче строить – ввиду секционной симметрии проекта. Несложнее возводить крышу, снова же.

Во-вторых, более экономно расходуются материалы, в особенности дерево. Внешний глиняный слой шире и дольше, чем внутренний, где положен древесный каркас, – математика тут несложная.

В-третьих, цилиндрическое строение более устойчиво, в особенности при землетрясениях.

В-четвёртых, появляется меньше скандалов при разделе помещений: свет поступает во все покои фактически равномерно – со стороны внутреннего дворика, вентиляция — однообразная. Нет «прочих поводов» и угловых комнат для неизбывной зависти.

И в-пятых, в соответствии с местным поверьям, злые духи находятся везде, и любой лишний угол в доме – легко табличка «Вам очень рады!» для них.

Но, современные эре происхождения тулоу источники не информируют ничего конкретного о обстоятельствах появления «круглого» стиля.

Вверху: фундамент, устойчивый и талантливый выдержать удар порохового заряда враждебного клана. Внизу: колодец.

До сих пор в жилых тулоу многие живут без современных удобств (фото с сайта wikipedia.org).

«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает» (Лао-Цзы).

Да… В далеком прошлом это было. Тулоу – целая эра в истории Китая. Они смогут поведать нам больше об истории данной великой цивилизации, чем почтенные монографии.

Но сейчас эта эра закончилась: новые публично-политические формации, новые разработки, новые люди.

Потрясения XX века не обошли стороной и неповторимую культуру хакка с её архитектурным апофеозом. Иногда рядом с древними башнями «новые китайцы» строят прекрасно нам узнаваемые с нехорошей стороны краснокаменные чудища.

Но кроме того в случае если б не потрясения: один тулоу строили в течение шести либо семи лет. Сейчас подобное количество квадратных метров возможно возведено стремительнее, а основное – дешевле.

Пришли в кланы и упадок: урбанизация. Сейчас перспективно сохранять надежду только на себя, не на помощь сородичей.

новое и Старое, с показателями индивидуализма (фото с сайта twip.org).

Что же ожидает тулоу? Непременно, Китай не может быть музеем на открытом воздухе. Страна динамично начинается, и возможно захотеть ей всяческих удач.

Но как не допустить полного разрушения монументов?

Так как они ещё день назад таковыми вовсе не казались. Это как если бы вы жили в Кремле, «в палатах»: виделись бы они вам древним историческим монументом, имели бы символическое значение? Маловероятно.

Будем сохранять надежду, что новые социальные веяния не идут вразрез с ходом мирового свершения. Но, обитатели Китая известны почтением, без которого, согласно их точке зрения, нереально проявление подлинной человечности.

Захотим им удач на данный поприще.

А ещё – удач всем участникам и нашей сборной Олимпиады в Пекине!

Круглый дом: конструкция стратодезического купола // FORUMHOUSE


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: