Самосознание обезьян проявилось в зеркальном отражении
В первый раз мартышки не из человекообразных определили себя в зеркальном отражении. До сих пор такая проверка разрешала сказать о когнитивном разрыве между низшими и высшими приматами, а шире — между коротким списком и большинством животных созданий, владеющих достаточно развитым интеллектом. Получается, или разрыв не столь велик, или тест некорректен.
Сюрприз учёным преподнёсла проверка на самосознание при помощи метки, либо зеркальный тест (Mirror test). Сущность его несложна: подопытному наносится на тело броская метка в таком месте, где он неимеетвозможности рассмотреть её конкретно. Потом перед животным ставится зеркало.
В случае если существо пробует развернуться так, дабы лучше рассмотреть пятно, пробует нащупать его лапами либо зубами, делается вывод: зверь осознаёт, что в зеркале видит самого себя, а не сородича. Наряду с этим такое узнавание считается свидетельством свойства животного полностью понять границу между собой и остальным миром.
Испытания с малым зеркалом. На снимке A мартышка отклонилась влево, дабы заметить себя в зеркале, на кадре B она же поправляет зеркало рукой.
Стрелками указана рука, применяемая для груминга (перебора шерсти) (фото Abigail Z. Rajala et al./PLoS One).
Макаки-резус (Macaca mulatta) ранее проваливали опробование с меткой, как, например, и обезьянки капуцины. Неудача эта смотрелась достаточно необычной, в случае если учесть, что макаки неоднократно демонстрировали приличные для нечеловекообразных мартышек таланты. В частности, испытания продемонстрировали, что резусы способны складывать и вычитать.
Но зеркальный тест когда-то прошли шимпанзе и орангутаны, бонобо и гориллы, косатки и афалины, сороки и слоны (единственное не млекопитающее). О прохождении этого опробования человеком достаточно заявить, что младенец начинает распознавать в отражении самого себя в 15-18 месяцев.
Чтобы выяснить, как сенсорные сигналы оказывают помощь мозгу вырабатывать представление о мире, Луис применяет испытания как с животными, так и с людьми. Самым тяжёлым тут есть корректное сопоставление результатов (фото с сайта wisc.edu).
Разброс во времени, в то время, когда предки упомянутых животных разделились на древе судьбы, вышел солидный. И вооружённые списком выясняющих себя созданий биологи прочно задумались над происхождением самосознания, его эволюционных корнях. Тут макаки со своим неожиданным успехом пришлись как запрещено кстати.
И открытие это выяснилось тем более приятным, что было совсем случайным.
Первоначально Луис Попьюлин (Luis Populin) и его коллеги из университета Висконсина в Мэдисоне вовсе не планировали проводить тест с маркером на обезьянках резусах. Биологи контролировали на макаках воздействие лекарств, борющихся с синдромом гиперактивности и недочёта внимания. Паре таких мартышек вживили в мозг электроды, чтобы взглянуть на трансформации работе последовательности нейронов в коре.
Зеркала в клетки повесили легко для развлечения животных. Но, к удивлению учёных, сразу после возвращения с операции макаки принялись смотреться в зеркало, очевидно пробуя рассмотреть новоприобретённую «шапку», а также ощупывали пальцами область около имплантата (на кадрах и снимках он закрашен).
Для дополнительной проверки Луис совершил с теми же обезьянками тест с пятном-маркером, что они провалили. Исследователи сделали вывод, что секрет успеха зеркального теста при с «мозговой шапкой» содержится в том, что она достаточно большая и «инвазивная», другими словами прекрасно ощущается на голове, тогда как пятно краски на шерсти либо коже ощутить затруднительно.
Может, этот дополнительный стимул оказывает помощь резусам преодолеть границу в самосознании? Авторы изучения именуют имплантат «суперзнаком», что побуждает макак искать его на своем теле.
Эта мартышка наклоняет висящее зеркало, дабы поймать собственное отражение. По большому счету же умение манипулировать с новым предметом у различных подопытных макак отличалось.
Авторы опыта показывают, что одна из мартышек с имплантатом не применяла зеркало вовсе.Одновременно с этим среди шимпанзе, например, не все обязательно делают стандартное задание с маркёром и зеркалом. Значит, в феномене самосознания смогут быть заметные вариации у отдельных экземпляров животных, а не только у различных видов (фото Abigail Z. Rajala et al./PLoS One).
Дабы совсем расставить точки над i, биологи расширили опыт ещё на пара макак с имплантатами. Животные с радостью рассматривали себя а также поправляли зеркало, чтобы получить более успешный ракурс. Причём они интересовались не только имплантатом и довольно часто рассматривали при помощи отражающего стекла личные гениталии.
Помимо этого, исследователи сравнили поведение мартышек в присутствии мелкого и громадного зеркала, разрешающего рассмотреть себя полностью. Во втором случае мартышки гляделись в стекло в два раза чаще.
Животные демонстрировали настоящую гимнастику, чтобы выставить перед зеркалом невидимые в простых условиях участки тела. Ещё они часто поправляли положение «чудесного стекла», дабы оно размешалось по отношению к ним под нужным углом.
Как информируют авторы работы в статье в PLoS ONE, два противоречивых свидетельства – провал стандартного зеркального теста и явный интерес к отражению с целью разглядеть имплантат – вынудили их задуматься о правильных параметрах доказательства осмысления животным, что в зеркале оно само.
Мартышки с радостью подыграли биологам. Занавешивание зеркала тёмным пластиком приводило к прекращению попыток успешнее повернуться. А ещё стало известно, что с зеркалом макаки дотрагивались до интересующих их имплантата и гениталий вдесятеро чаще, чем без оного.
Статистически это громадная отличие, дабы сказать о случайном поведении.
Акробатику мартышки использовали частенько, в то время, когда желали получше разглядеть в зеркале собственные гениталии. На манипуляции с ними показывают стрелки (фото Abigail Z. Rajala et al./PLoS One).
Но окончательные выводы всё равняется делать рано. его коллеги и Луис пишут в научной статье очень с опаской: «Не смотря на то, что мы не можем объективно утверждать, что эти животные владеют самосознанием, имеется все предпосылки предполагать, что в той либо другой форме оно у них имеется».
В пресс-релизе университета Попьюлин приводит такое объяснение замеченному: «В приматологии существует мысль о том, что вместо разрыва самосознание развивалось на протяжении всего континуума. Значит, мы отыщем его в разных формах в различных местах на древе эволюции.
Я думаю, тест с маркером не достаточно чувствителен, дабы найти самосознание в низших видах. Но оно может находиться в таких животных, пускай и в второй форме. И имеется шанс распознать его в иных обстановках, с применением вторых параметров».
Гэллап есть изобретателем того самого зеркального теста, потому вывод этого человека заслуживает внимания (фото с сайта albany.edu).
Иными словами, самосознание имело возможность показаться самостоятельно пара раз в достаточно удалённых друг от друга линиях животного мира. Исходя из этого открытие Луиса со товарищи — это собственного рода приглашение пересмотреть господствующие взоры на изменение и появление обсуждаемого явления.
В это же время Гордон Гэллап (Gordon Gallup), психолог из университета Олбани, оспаривает интерпретацию нового опыта. Учёный уверен в том, что свойство макак почувствовать и после этого нащупать имплантаты разрешает этим мартышкам распознать новый объект, но это умение не показывает, что животные определят себя.
«Имплантат — это легко неодушевлённый предмет, что возложен на голову мартышки резус. Имеется большое количество доказательств того, что макаки, каковые не смогут выяснять себя в зеркале, способны, однако, обучиться применять отражение, дабы отыскать в противном случае невидимые объекты», — растолковывает Гэллап.
Возражение оправдано. В этот самый момент полностью поднимается вопрос об интерпретации результатов нового опыта. Лишь вот забавно, что и сам зеркальный тест, не обращая внимания на собственную 40-летнюю историю, до сих пор является предметом споров.
Возможно ли ставить символ равенства между умением животного и феноменом самосознания смоделировать внешнюю среду с собой как её органичной частью? Корректно ли конкретно утверждать, что создания, проваливающие тест, сознанием не владеют? Может, оно у них имеется, но что-то мешает подопытным вести себя перед зеркалом так, как ожидают экспериментаторы?
Однозначных ответов на все эти вопросы до сих пор не отыскано. А потому испытания с макаками-резус не столько добавили ясности в познание сознания, сколько подлили масла в пламя.