Соискатели x prize: израильтяне строят космический воздушный шар
Идёт время, уже не так много его осталось до завершения розыгрыша Х PRIZE, а конкурсанты всё лишь примеряются к стокилометровой высоте. Притом, что в состязании участвуют более 20 команд, событий до обидного мало. Разве что вот сравнительно не так давно проявился новый участник — из Израиля.
В случае если накал борьбы будет сберигаться на нынешнем чуть тлеющем уровне, то «Мембрана» в полной мере успеет за оставшийся год c маленьким поведать обо всех командах. Ну, а вдруг кто-нибудь дерзнёт совершить первую попытку, то отечественная многостатейная эпопея может закончиться в одно мгновенье. Вернее, в 14 дней, за каковые требуется повторить успешный старт.
Пока же, пользуясь затишьем, продолжаем «разборы полётов». На очереди команда IL Aerospace Technologies (ILAT), — приглянулась тем, что единственная из участников не имеет собственного сайта.
Но, у израильтян всё ещё в первых рядах. Заявку на участие в конкурсе они подали лишь 17 декабря 2002 года, а совместный с организаторами Х PRIZE пресс-релиз подготовили и того позднее — 2 июля 2003-го. А также имя для будущего сайта предусмотрительно зарезервировали, да лишь по указанному адресу обнаруживается совсем космический вакуум.
Ничего, в случае если кроме того ракету выстроить не успеют, то сайт уж совершенно верно развернут. Быть может, напротив, так заняты постройкой космического аппарата, что не до «сайтостроения».
И по большому счету, X PRIZE — дело интимное. Так, в команде ILAT всего 7 человек. Все имеют опыт практической работы в физике, механике, электронике, аэронавтике и материаловедении.
Сейчас трудятся в космической, биомедицинской и полупроводниковой областях, в самом Израиле и за границей.
Если судить по проекту, самодеятельные конструкторы трезво оценивают собственные скромные возможности, исходя из этого решили, подобно некоторым вторым, прибегнуть к хорошей двухступенчатой схеме запуска.
Приблизительно так обязан смотреться космический аппарат на воздушном шаре (изображение xprize.org).
Заберём кроме того смелость утверждать, что по идеологии израильский космический боеприпас определённо напоминает старую американскую летающую тарелку Pepp Aeroshell.
Резоны в полной мере очевидны: запуск трёхместной капсулы, пускай кроме того по суборбитальной траектории, требует достаточно замечательного ракетоносителя. Чем тратить индивидуальные, частные накопления на строительство и проектирование огнедышащего монстра, несложнее поднять лёгкую и компактную ракету меланхоличным воздушным шаром.
Таким методом возможно дотянуть до стратосферы, а уж в том месте, в разреженной обстановке, запустить ракетный двигатель. В полной мере здравая мысль.
Ещё упор делается на то, что применить в качестве ракетоносителя стратостат существенно эргономичнее, чем, скажем, самолёт, как планирует американская Scaled Composites.
Не нужно применять взлётно-посадочные полосы, снять в аренду дорогие самолёты, возводить особые сооружения и изобретать сложные конструкции. Про последние не скажем, а что касается взлётных самолётов и полос — мир не без хороших людей, помогли бы.
В случае если же вникнуть именно в сложные конструкции и специальные сооружения, то приходится признать, что о технической стороне разработок ILAT известно весьма мало.
По всей видимости, всё так легко, что и поведать не о чем, исходя из этого не считая упомянутого 4-страничного пресс-релиза никакой второй информацией мы сейчас не располагаем.
Схема полёта Nagev 5 (изображение xprize.org).
Про гелиевый стратостат сообщается только, что он за 2-3 часа обеспечит подъём ракеты на высоту в 25 километров (по другим данным из того же источника — 30 километров).
Учитывая, что на эту высоту нужно будет поднять ракетную капсулу неспециализированным весом в 3370 килограмм, стратостат пригодится весьма кроме того немаленький. Но, нет никаких принципиальных препятствий чтобы выкроить и сшить таковой баллон.
Саму ракету HALP (High-Altitude Launch Platform– высотная запускаемая платформа) планируется послать аж на 120 километров — на целых 20 километров выше, чем требуют соучредители X PRIZE. Кстати, весьма интересно бы знать, каким методом организаторы конкурса планируют фиксировать взятие заветной стокилометровой планки.
высота и: Габариты — 3 метра, диаметр — 2,5. В полной мере возможно вольно устроиться троим космонавтам, действительно, ещё требуется место для главного гибридного ракетного двигателя с тягой в 50 кH.
По окружности корпуса ракеты планируется разместить маленькие сопла 6 запасных двигателей с тягой по 2 кН — для небольших манёвров при отделении от создания и стратостата наклона ракеты в 70-80 градусов перед запуском главного двигателя.
Основной двигатель будет трудиться около 2 мин., и за это время HAPL достигнет 80-километровой отметки и соберёт скорость 3,5 М. Но подъём продолжится, и на высоте 100 километров экипаж испытает приятное состояние невесомости, в котором и будет пребывать 10-15 мин..
В пиковой 120-километровой точке HALP дожжёт покинутый про запас резерв горючего маневровых двигателей, дабы направиться обратно к Почва. По окончании достаточно продолжительного свободного падения, на высоте около 15 километров раскроется якорный парашют, а после этого и три главных. В момент приземления скорость HALP составит 25 км/час.
На случай приводнения предусмотрены надувные ёмкости.
Вся космическая экскурсия, от взлёта стратостата до посадки HALP, займёт предположительно от 3 до 4,5 часов. Расстояние между точками приземления и взлёта по расчётам составит 45-60 километров.
Столь малая расстояние говорит о том, что полёт собираются совершить, по всей видимости, в условиях полнейшего безветрия, в противном случае стратостат либо парашют может отнести на большом растоянии в сторону. Ближний Восток — дело узкое, и далеко не везде на данной территории израильских астронавтов будут ожидать с распростёртыми объятиями.
Эскизный проект космической капсулы HALP (изображение xprize.org).
По замыслу конструкторов тандема стратостат-ракета, уже через 10 дней они смогут повторить миссию, как то требуется условиями конкурса. Послеполётную судьбу стратостата по данным следствия проследить не удалось, а вот HALP будет аппаратом многоразового применения, сделанным из лёгких авиасплавов и композитных материалов и оснащённым управляющим компьютером и другой бортовой электроникой.
Вот таковой план. Остаётся тайной, какие конкретно из его составляющих реализованы к настоящему моменту. Сообщается только, что команда ILAT приступила к созданию нужного оборудования, но никакие опробования до этого дня ещё не проводились.
Тут необходимо подчеркнуть, что обрисованный проект стал называться Nagev 5 и обязан венчать напряжённую программу, в которой ещё значатся фазы Nagev c порядковыми номерами с первого по четвёртый.
Nagev 1 (декабрь 2003 года) — подъём стратостата и масштабной непилотируемой модели ракеты (1:3) на высоту 15-ти километров, без запуска ракетного двигателя.
Nagev 2 (апрель 2004 года) — подъём того же снаряжения на высоту 25 километров. К тому времени модель оснастят бортовой камерой и атмосферными датчиками для записи мероприятия.
Nagev 3 (октябрь 2004 года) — подъём с полноразмерным пилотируемым HALP на высоту 30 километров. Будут проверены коммуникационное оборудование и вспомогательные двигатели. Главный двигатель запускать несобираются.
Nagev 4 (июнь 2005 года) — запуск по полной программе, на высоту в 100 километров, но без пилотов. Фактически, Nagev 5 запланирован на октябрь 2005-го.
То же самое создание, в этом случае в три четверти (изображение xprize.org).
Кстати, намеченные сроки последних этапов борьбы за Х PRIZE приводят к недоумению. Предложение $10 миллионов истекает 1 января 2005 года, и на что рассчитывает ILAT — решительно неясно. Либо предполагается продление конкурса, если соперники никак себя не покажут, либо сама команда не через чур испытывает недостаток в призовых долларах.
А ведь соперники трудятся, не покладая рук. Scaled Composites проводит пробные полёты, а английская Starchaser Industriesсоорудила и начала испытывать космическую капсулу Nova 2.Чуть ли ILAT успеет вырваться вперёд, даже в том случае, если весьма попытается.
Думается, всерьёз смогут рассчитывать на X PRIZE только те участники, у которых уже имеется обещанные $10 миллионов. До тех пор пока что космический туризм не приблизился к самоокупаемости, и цена полноценной программы подготовки к конкурсу по всей видимости превосходит сумму самого приза.
Да и такие технически простые на первый взгляд суборбитальные космические полёты при ближайшем рассмотрении точно таят много подводных камней. С момента объявления конкурса X PRIZE прошло уже больше семи лет, а банк всё ещё не сорван.
Действительно, у команды ILAT имеется дополнительный стимул. В случае если не забывайте, в числе погибших членов экипажа американского челнока Columbia был и первый израильский астронавт Илан Рамон (Ilan Ramon). Что в случае если дело вовсе не в X PRIZE?
Освоение космоса, начавшееся для Израиля с трагедии, должно когда-нибудь стать привычным и безобидным сериалом.