Стоунхенджами атомного века стали автомобили и холодильники
Легендарный английский кромлех – столь замечательный знак, что легко будоражит воображение отечественных современников, кроме того не осознающих – что он, фактически, значит. Около тайны его назначения и происхождения сломано столько копий, что пора остановиться и перевести дух. И попытаться посмотреть на него совсем сдругой стороны.
C нескольких «вторых» сторон.
Стоунхендж (Stonehenge), выстроенный тысячелетия назад, в далеком прошлом завлекает к себе внимание и обывателей и учёных. О нём мы ещё скажем, а до тех пор пока отметим для себя вот что: каковы бы ни были цели создателей данной мегалитической постройки, она была для них чем-то крайне важным.
И, может, неслучайно далёкие «наследники» мастеров каменного века снова и снова обращаются к её форме, кроме этого пробуя создать что-то непреходящее, талантливое одним своим видом передать эмоции строителей.
«Стоунхендж» из машин, пожалуй, есть самой известной реинкарнацией английского каменного комплекса. О нём мы детально поведаем ниже (фото Kaler/Friends of Carhenge).
Вы понимаете, что в XX и XXI столетиях разных реплик, вольных интерпретаций и точных «копий» Стоунхенджа было выстроено, как минимум, пара десятков? Из бетона и гранита, пенопласта и дерева, тюков соломы и кинутых советских БТР, ветхих американских машин и в далеком прошлом неработающих холодильников…
С некоторыми из них мы как-то знакомились. Но весьма поверхностно. А ведь это интересные сооружения с занимательной историей.
Сперва, но, перенесёмся на 90 лет назад.
В 1918 году адвокат и американский бизнесмен Сэмюель Хилл (Samuel Hill), прославившийся среди другого постройкой асфальтовых дорог, заложил в городе Мэрихилл (Maryhill), что в штате Вашингтон, необыкновенный монумент — Maryhill Stonehenge WWI Memorial — Мемориал в честь павших на полях сражений Первой Мировой.
Maryhill Stonehenge стал первой репликой известного сооружения на солсберийской равнине и кроме этого первым монументом в Соединенных Штатах, возведённым в память о погибших в Первой мировой.
«Стоунхендж» в Мэрихилле находится рядом от местного музея искусств, что и «шефствует» над этим комплексом. Вход в мемориал, но, вольный (фотографии с сайтов en.wikipedia.org и maryhillmuseum.org).
Из-за чего Хилл выбрал такую форму? Сэмюель полагал, что уникальный Стоунхендж являлся местом жертвоприношений у друидов. Повторив английский кромлех, пацифист Хилл тем самым объявил, что человечество, увы, всё ещё приносит жертвы на алтарь всевышнего войны.
Так впечатлён был американский квакер кошмарами Первой мировой (дабы он сообщил по окончании Хиросимы?).
Строительство Maryhill Stonehenge было завершено в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а в 1931-м Хилл погиб, успев заметить собственный план во плоти.
А вот чего не заметил основатель города и создатель мемориала (названного им в честь дочери и жены — обоих кликали Мэри), так это сильного пожара, произошедшего в 1958-м.
Тогда от начального поселения остался чуть ли несколько лишь «Стоунхендж», да ещё основанный Хиллом же музей искусств (Maryhill Museum of Art).
Сэмюель Хилл не просто сделал Maryhill Stonehenge похожим на собственный английский прототип. Колонны в американском «Стоунхендже» ориентированы так, что отмечают точку рассветв сутки летнего солнцестояния (фото Gregg M Erickson с сайта en.wikipedia.org).
Примечательно, что соотечественники Сэмюеля не вычисляют его каменное детище легко курьёзом. Более того, в 1995-м поблизости от Maryhill Stonehenge вырос ещё один мемориал — в честь американцев, павших в других войнах столетия, – от Второй мировой войны до Вьетнама.
Ещё одна «копия» английского сокровища, возведённая в Соединенных Штатах во второй половине 80-ых годов XX века, кроме этого есть монументом погибшему (лишь одному), не смотря на то, что об этом знают не все, кто рассматривал снимки «Кархенджа» (Carhenge).
В это же время история его примечательна.
Живописец Джим Рейндерс (Jim Reinders) утратил собственного отца в первой половине 80-ых годов XX века. Через некое время члены и Джим его семьи решили увековечить память Рейндерса-старшего.
При помощи ветхих авто Рейндерс воспроизвёл все главные подробности Стоунхенджа, включая трилиты, круг Обри, алтарный камень и другие (фото Behlmann/Friends of Carhenge).
Неизвестно, продолжительно ли они думали, но наконец-то Джим внес предложение возвести на ферме, где некогда жил папа, реплику Стоунхенджа.
Рейндерс-младший некое время трудился в Англии и изучал эту постройку, так что знал о ней не понаслышке.
Лишь Джим решил внести некую модификацию в проект 4,5-тысячелетней давности: вместо тяжеленных сарсеновых блоков он закопал в почву и установил друг на друга 38 машин.
Вправду, ветхие авто раздобыть в окрестностях было пара несложнее, чем мегалиты.
Диаметр круга из машин образовывает около 30 метров. Часть автомобилей закопана на глубину более 1,5 метров (фотографии Loeffler/Friends of Carhenge и с сайта lizzy.smugmug.com).
Однако по неспециализированному замыслу Carhenge повторяет Стоунхендж. Тут кроме того имеется собственный Пяточный камень (Кадиллак 1962 года).
Для сходства с песчаником автомобили кроме того покрыли серой краской.
Открытие этого монумента прошло в сутки летнего солнцестояния, с шампанским, песнями и чтением стихов.
Как и надеется настоящему монументу, чувство от Carhenge во многом зависит от угла обзора, подсветки фотографии и цвета (неба Horst, Kelling, Ward/Friends of Carhenge).
Заметить это чудо возможно и по сей день. А находится оно рядом от города Альянс (Alliance) в Небраске.
Сейчас земля и эта скульптура под ней принадлежат группе местных обитателей, именуемых «Приятели Кархенджа» (Friends of Carhenge), которым некогда Джим Рейндерс подарил и то и другое.
«Приятели» поддерживают монумент в более-менее приличном состоянии, устраивают тут разные мероприятия и привечают гостей.
В случае если далеко Carhenge пародией на Стоунхендж, то вблизи его составные части навевают мысли об ядерном апокалипсисе, загадочных аномальных территориях и других страшилках отечественного времени (фотографии Klocko, Delahoyde/Friends of Carhenge).
А вот будущее ещё одного «Стоунхенджа», о котором мы вам желаем поведать, более печальна.
Именуется это творение «Стоунфридж» (Stonefridge) либо «Фриджхендж» (Fridgehenge).
В конце прошлого века его сотворил недалеко от города Санта Фэ (штат Нью-Мексико) живописец Адам Горовиц (Adam Jonas Horowitz).
Fridgehenge давным-давно украсили бессчётные граффити. Кстати, они имеется и на одном из авто Carhenge (фото longristra ).
Как видите, в полном соответствии с заглавием Stonefridge был выполнен из множества выкинутых и дарованных живописцу холодильников.
На возведение этого комплекса ушло 8 лет. Причём Горовиц и его ассистенты трудились только вручную, без кранов и автомобилей, только при помощи канатов, рычагов и блоков.
По одним данным, на постройку Fridgehenge ушло более 60 холодильников, по вторым — более чем 80, 100 а также – 200 штук. Если судить по бессчётным фото, верны первые значения — от 60 до 80 «шкафов». Посчитать все их на месте сейчас уже затруднительно.
Но мы забегаем вперёд.
Fridgehenge напоминает Стоунхендж снаружи, но не есть астрономическим календарём. Не являлся, вернее.
Кадры 2005-2006 годов (фотографии nicoalesce).
Забавно, что большая часть источников показывают высоту сооружения как 2,5 холодильника. Возможно, так больше впечатляет.
Fridgehenge на снимке из космоса (фото Гугл Sightseeing).
Примем эту единицу и отметим: в действительности такую высоту имела большинство кольца, но в некоторых местах Fridgehenge возвышался на 3,5 холодильника.
А в метрических единицах главные параметры сооружения выглядят так: диаметр — 30,5 метра, высота — 5,5 метра, что сравнимо с подобными значениями для Стоунхенджа.
Горовиц назвал собственное творение «постмодернистским, постапокалиптическим храмом отходов и потребительства».
Вместо звёзд и солнца Fridgehenge ориентирован на собственное «солнце» — ядерную лабораторию в Лос-Аламосе (Los Alamos National Laboratory) — место рождения ядерной бомбы, находящееся на северо-западе от сооружения живописца.
«Холодильниковый Стоунхендж» по праву считался одной из достопримечательностей Америки (фотографии nicoalesce, longristra ).
Нужно заявить, что полное кольцо из холодильников так и не было достроено до конца, а позже Fridgehenge стал медлительно разрушаться как «благодаря» вандалам, так и просто — от времени.
В 2007-м же местные власти поставили вопрос о сносе сооружения под предлогом его опасности для жизни и здоровья интересных.
По окончании того как сильный шторм повалил пара холодильников, так и было сделано — простоявшую приблизительно десятилетие скульптуру разобрали.
Сейчас это — уже ушедшая натура (фотографии nicoalesce, longristra ).
Как мы уже сообщили, копий Стоунхенджа в различных государствах было выстроено много. Как шутливых, так и не весьма.
Из свежих реплик нужно отметить астрономически правильный Стоунхендж Аотеароа.
Он не есть буквальной копией английского Стоунхенджа впредь до последнего камня. Но «настроен» по местному небосводу и владеет такими же особенностями часов и календаря с Солнцем в роли «стрелки», как и далёкий прототип.
Одна сохранившаяся арка на фоне холодильников, поваленных на землю, — Fridgehenge не выдержал столкновения с законом, ограждающим людей от «шатких» конструкций, талантливых упасть на голову. Кадр 2007 года (Julie Mangin/roadsideamerica.com).
За рамками рассказа остался Tankhenge у останков Берлинской стенки, созданный некогда из кинутой войсками СССР военной техники, Foamhenge в Вирджинии – весьма правильная реплика английского прототипа, выстроенная из крашеного пенопласта, и многие другие увлекательные объекты. О них вы имеете возможность определить в статье на Wiki.
Радостно, необычно, время от времени поучительно. Но всё это нисколько не приблизило нас к разгадке тайны назначения уникального Стоунхенджа. Предположений – куры не клюют.
И вот что весьма интересно: между постройкой и памятником неолита «стоунхенджей» Сейчас возможно совершить определённую аналогию. Легендарный кромлех очевидно владеет мрачноватым «отблеском». По крайней мере имеются веские свидетельства, что для людей каменного века Стоунхендж являлся городом мёртвых, обиталищем духов.
А в двадцатом веке Хилл и Рейндерс создали собственные «стоунхенджи» как раз в качестве символических надгробий. А также Горовиц, в случае если поразмыслить, символически «похоронил» за створками собственных холодильников всю современную потребительскую цивилизацию, разрушающую природу.
«Стоунхенджей» из пенопласта кроме того было два. Один, американский (вверху), второй — английский (фотографии Ben Schumin, Tom).
На Стоунхендж уникальный имеется, но, и более оптимистический взор. Новые раскопки английских археологов стали причиной появлению версии о «чудодейственно-целебном» действии мегалитического кольца. В глазах людей неолита, очевидно.
Ну а мы на большом растоянии ушли от каменного века? Может, посещение таких сооружений окажет некоторый лечебный эффект и на нас? Мы подразумеваем, само собой разумеется, не очевидное заживление ран.