Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух
Современные живописцы отважились на новые испытания. Сейчас они желают экспериментировать с пространством, и для их новых работ уже требуются, как минимум, отдельные залы. Но, сталкиваясь с этими произведениями, внезапно подмечаешь, что на ум приходит что-то необычное, к примеру, такое…
«…Голос Петерсена: Что произошло? Макаров! Где я?Макаров: Где ты? Я тебя не вижу!Голос Петерсена: А ты где? Я также тебя не вижу!..
Что это за шары?Макаров: Что же делать? Петерсен, ты слышишь меня?Голос Петерсена: Слышу! Но что такое произошло? И что это за шары?Макаров: Ты можешь двигаться?Голос Петерсена: Макаров! Ты видишь эти шары? Макаров: Какие конкретно шары?Голос Петерсена: Разрешите войти!.. Разрешите войти меня!..
Макаров!..(Негромко. Макаров стоит в кошмаре, позже хватает книгу и раскрывает ее).Макаров (просматривает): „…Неспешно человек утрачивает собственную форму и делается шаром. И став шаром, человек утрачивает все собственные жажды“…»
Данный необыкновенный диалог из рассказа Даниила Хармса приходит на ум, в то время, когда наблюдаешь на просторный зал, от пола до потолка заполненный шарами. И не только вследствие того что неясно, что это за шары. Но, пожалуй, ещё по причине того, что, глядя на них, возможно и в самом деле всецело потерять все жажды — только бы продолжительнее наблюдать на данный необычный мир, словно бы составленный из атомов.
Установка «Ядерного мира» заняла целых десять дней! Похоже, старания в полной мере окупились вниманием зрителей, и эта широкая пространственная скульптуры стала центром всей экспозиции (фото с сайта flickr.com).
«В то время, когда эта работа выставлялась в Мельбурне, я заметила одного парня, что подошёл к ней, сел наоборот неё и без того просидел два часа. По окончании он снова возвратился к ней на следующий сутки, и на следующий», — говорит создатель инсталляции Ника Саввас (Nike Savvas).
Изюминка инсталляции в том, что она непрерывно колеблется. Вот так (иллюстрация с сайта artgallery.nsw.gov.au).
Скульптура складывается из 50 тысяч раскрашенных шариков, приделанных к леске, укреплённой на стенах. Чтобы она «получила», включают настенные вентиляторы, и вся конструкция начинает вибрировать.
Всё это страно, завораживающе и всегда напоминает об кристаллических решётках и атомах… Кстати, инсталляция и именуется «Ядерный мир: полный любви, полный удивления» (Atomic: full of love, full of wonder).
Секрет этих подвешенных шариков, возможно, в том, что они необычно смотрятся с любого ракурса (фото с сайта flickr.com).
По словам самой Ники, на такую работу её вдохновили картины французского художника Жоржа Сёра (Georges Seurat), покрывавшего картины точками, из которых потом складывался ландшафт.
У некоторых критиков имеется предположение, что на создание «Ядерного мира» Нику Саввас вдохновил не Сёра, а детский уголок из «IKEA» (фото с сайта ikea.com).
«на данный момент я живу в Лондоне. И не смотря на то, что приезжаю к себе ежегодно, я поразительно тоскую по австралийскому ландшафту, — сообщила Ника, растолковывая, что цвета слоёв шариков символизируют цвета природы, например, красный и небо песок. А вибрация обязана напоминать дрожание тёплого воздуха. — Чем больше стоишь перед инсталляцией, тем больше осознаёшь это», — говорит художница.
Выставка «Приключения с пространством и формой» (Adventures with Form in Space), на которой это возможно заметить, проходит в эти дни в Австралии в Худоджественной галерее Нового Южного Уэльса (Art Gallery of New South Wales).
Кое-какие другие произведения Ники Саввас. Вверху: инсталляции «Что-то искрящееся» и «Киноэкран».
Внизу – световая инсталляция «картина» и Гимн «Улетай». Ну, в общем, всё ясно… (фото с сайтов artnet.com, roslynoxley9.com.au и evabreuerartdealer.com.au).
Она посвящена всяческим «изобретательствам», на каковые готовы пойти современные живописцы, только бы поэкспериментировать с формой, пространством и цветом в собственных скульптурах. Тут собраны работы австралийских авторов, очень абстрактные, ясные и которые содержат в себе самые различные художественные идеи.
К примеру, инсталляция, созданная Дамиано Бертоли (Damiano Bertoli) балансирует на границе между реалистичным и абстрактным мастерством. Его скульптура называющиеся «Продолжающийся момент» (Continuous Moment) основывается на картине «Смерть „Надежды“ во льдах» германского живописца Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich). Она представляет собой некое подобие айсберга, но сделанного, очевидно, не изо льда, а из страниц древесины и пластика, баллонов флуоресцентных ламп, ДСП и других предметов, где-то отысканных, а по окончании выкрашенных в белый.
«Продолжающийся момент» Дамиано Бертоли. Обломок флуоресцентной лампы, что возможно рассмотреть на нижнем снимке, возможно, символизирует корабль «Надежда» с картины Фридриха (фото с сайтов artgallery.nsw.gov.au и artdaily.com).
Цель данной достаточно схематичной работы в том, дабы продемонстрировать, что картина Фридриха также показывает действительность только примерно. В этом случае материалы выступают как бы сходу и сами по себе, и как что-то второе – всё будет зависеть от взора на них либо освещения.
Картина Каспара Давида Фридриха «Смерть „Надежды“ во льдах» (1823-1824) , вдохновившая на создание «Продолжающегося момента» (иллюстрация с сайта plattpartu.de).
Вот лишь почему господин Бертоли так невзлюбил (либо, наоборот, был громадным почитателем) этой картины как раз этого живописца – он так и не согласился.
Пара живописцев Клер Хили и Шон Кордейро (Claire HealySean Cordeiro) представила работу, которая также была хорошим опытом с пространством и формами. Их «Самохранилище» (Self Storage) в каталоге выставки назвали «криптореализм» – другими словами, реализм, но таинственный, непонятный. На первый взгляд, не совсем ясно, из-за чего.
Клер Хили и Шон Кордейро на фоне их «Самохранилища» (фото Edwina Pickles).
Что же содержит в себе это хранилище? Как ни необычно, море всякого барахла, которое живописцы выгребли из родительских гаражей и поместили в миниатюрный древесный домик. Записи Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), запчасти для компьютера, ящик пива, труба… Загадочно?
Неясно? То-то же.
Страно, но с пространством и формой удалось поразвлечься и Джонатану Джонсу (Jonathan Jones), сделавшему практически плоскую инсталляцию «Под руководством: человек идёт в прошлое» (Under the Aegis: A man walks past): это просто-напросто лампы дневного света, укреплённые на стене. С формой – по причине того, что размещение (по крайней мере, если доверять плану автора) имитирует линии австралийского ландшафта и мотивы изобразительного орнамента аборигенов, а с пространством – по причине того, что занимает это произведение искусства… 28 метров!
«Под руководством» Джонатана Джонса – 28-метровая инсталляция встречает у входа на выставку (фото AFP).
Хэни Арманиус (Hany Armanious) отправился приблизительно по такому же пути. В зале, предоставленном для его работы, находятся необычные предметы: швейная машинка, непонятная колонна, поддерживающая потолок и стоящая на футбольных мячах. А ещё, дабы придать некую форму занятому пространству, по стенкам и потолку совершена широкая полоса, складывающаяся из узких линий, напоминающих то ли дорожки на виниловой пластинке, то ли слои в геологических отложениях.
И, конечно же, эта работа занимает целый зал. Кстати, как и практически все остальные. Ничего не сделаешь – работа над темой пространства требует пространства…
Инсталляция Хэни Арманиуса требует простора (фото Jenni Carter).
Куратор выставки Вэйн Танниклифф (Wayne Tunnicliffe) заявил, что, организуя её, он желал увеличить определение скульптуры. «Скульптура – это не только статуя на постаменте», — говорит он.
Поясняя наименование выставки, Вэйн сказал, что «оно призывает присоединиться к приключению – несложнее говоря, поэкспериментировать и придумать что-то новое».