Учет эргономических факторов на стадиях разработки счм

Учет эргономических факторов на стадиях разработки счм

Накопленный к настоящему времени опыт участия экспертов по инженерной психологии и эргономике в разработке СЧМ лозволяет вычислять, что эргономическое проектирование, заключающееся в рациональном учете эргономических факторов при создании СЧМ, представляет собой не независимый этап, а входит необходимым элементом во все стадии разработки СЧМ.

Деятельность эргономистов простирается от логического лабораторных экспериментов и анализа чертежей до изучений СЧМ на опробованиях и в ходе эксплуатации серийных совокупностей; от субъективных, тяжело поддающихся количественному представлению суждений до строго экспериментальных и математически обоснованных способов.

Учет эргономических факторов нужен при:

— определении места человека-оператора в создаваемой СЧМ;

— распределении функций между человеком-машиной и оператором и в коллектива операторов;

— разработке внешних внутренних способов и средств деятельности её реализации: метода деятельности, приемов принятия ответов, формирования навыка;

— формировании производственной среды;

— обосновании методов и средств подготовки;

— оценке качества и обосновании показателей эффективности человека-системы и деятельности оператора.

существо и Смысл процесса проектирования состоит в ряде последовательных приближений, содержащих постоянную диагностику соответствия результатов разработки поставленным требованиям. Любая

задача, решаемая в ходе проектирования, детализируется, уточняется, корректируется и дополняется при последовательном переходе от одного этапа работ к второму. Процесс проектирования в этом смысле представляет собой многопетлевую структуру с гибкой привязкой и обратными связями решаемых задач к стадиям проектирования.

Конкретные характеристики звеньев (систем) СЧМ выбираются на базе анализа:

— задач, стоящих перед СЧМ, способов их решения и количествен ных значений показателей эффективности;

— ограничений по расходу ресурсов при эксплуатации и создании СЧМ;

— вероятного уровня централизации ответа задач и взаимоподчиненности звеньев в ходе их решения;

— вероятных вариантов распределения задач между звеньями (системами) СЧМ;

— параметров информационных потоков между звеньями;

— внешних условий, в которых будут трудиться операторы.

Выбранные и обоснованные так ответа анализируются

с позиций возможностей технической реализации требуемых информационных процессов, снабжающих исполнение совокупностью заданных функций. Эта работа сопровождается предварительной оценкой эффективности СЧМ с учетом экономических показателей и надёжности аппаратуры.

На данный момент в практике создания СЧМ сложился определенный порядок, предусматривающий стадии: разработки технического предложения; эскизного проекта; технического проекта; разработки, корректировки и выпуска конструкторской (рабочей) документации, “включающий этап опробований разного уровня. Данный порядок закреплен юридически в ГОСТ ЕСКД и отражает как логику инженерного мышления, так и циклический процесс разработки СЧМ.

Разглядим последовательность учета эргономических требований на стадиях разработки совокупностей.

Стадия разработки технического задания (ТЗ). Исходными материалами для составления ТЗ на любую совокупность являются:

— результаты анализа появившихся потребностей в создании совокупности;

— эти по эксплуатации систем-и систем предшественников-аналогов, т. е. совокупностей, решающих сходные задачи либо применяющих сходные правила функционирования, но предназначенных для других целей;

— результаты поисковых научных изучений (НИР) и умелых конструкторских работ (ОКР), и сведения из литературных источников, характеризующие дороги предстоящего развития (усовершенствование) совокупностей;

— результаты анализа динамики и предполагаемого развития тех объектов (предметов труда), для действия на каковые предназначена разрабатываемая СЧМ;

— сведения по неспециализированному техническому формированию головной и взаимодействующих индустрии.

Применяя перечисленные эти, формулируют цели и задачи, возлагаемые на совокупность, и определяют условия ее применения. Анализ “задач разрешает выяснить нужные для их исполнения чёрта совокупности.

Участие эргономиста в разработке ТЗ ограниченно, но оно имеет громадное значение. Разбирая перечисленные исходные материалы, характеристики будущей совокупности, и условия, в которых предполагается ее эксплуатация, эргономист определяет:

— возможность участия и принципиальную необходимость человека в работе совокупности;

— главные виды работы, каковые смогут и должны быть возложены на человека;

— условия и факторы, каковые смогут влиять на человека в ходе эксплуатации СЧМ;

— главные требования к операторам.

Применяя перечисленные эти, эргономист участвует в разработке требований к: уровню автоматизации совокупности; организации средств сотрудничества операторов с машинной частью совокупности; техническим средствам подготовки; условиям обитаемости; унификации средств и уровню стандартизации, которые связаны с деятельностью человека.

Исходя из обоснованного уровня автоматизации и предполагаемой длительности постоянной работы СЧМ, упомянутой в ТЗ, эргономист разрабатывает советы по ориентировочному количеству личного состава, нужного для эксплуатации совокупности.

При обосновании требований к организации средств сотрудничества эргономист определяет сложность и характер деятельности операторов, эксплуатирующих совокупность, и требуемый уровень обобщения информационной модели. Эргономические требования к техническим средствам подготовки задаются ла основании предполагаемого способа-подготовки, определяемого сложностью и характером операторской деятельности.

Самый подробно эргономист разбирает условия, в которых будет трудиться человек. В том случае, в то время, когда требуемые условия по техническим либо экономическим соображениям не смогут быть реализованы, эргономист обязан обосновать ограничения к деятельности оператора и техническим средствам, разрешающие исключить вредные действия внешних условий на результаты и организм труда оператора.

Применяя полученные эти, эргономист делает выводы о правильности учета возможностей Человека при обосновании технического задания к совокупности.

Стадия разработки технического предложения (ТП)

Исходным материалом для работы эргономиста на данной стадии являются: требования, изложенные в ТЗ на совокупность; отчетные материалы по эксплуатации ранее созданных подобных совокупностей; результаты поисковых НИР и ОКР; разные варианты вероятных структур совокупности, предложенные конструктором.

Главной формой работы на данной стадии являются НИР и ОКР, направленные на решение последовательности вопросов, принципиально уже известных, но не доведенных до конкретного применения.

В следствии анализа исходных результатов и материалов, совершённых НИР и ОКР, эргономист воображает эти, разрешающие оценить предложенные-варианты ответов совокупности с позиций учета в них возможностей человека-оператора, проводит предварительное распределение функций между машиной и операторами, определяет список функций, делаемых человеком, уточняет необходимое количество операторов для эксплуатации совокупности, средства и методы их подготовки, и участвует в компоновке рабочих мест операторов. Одновременно с этим эксперт по эргономике контролирует соответствие вариантов совокупности требованиям техники производственной санитарии и безопасности, участвует в оценке ее эффективности.

Стадия разработки эскизного проекта (ЭП)*. Основной задачей эргономиста на данной стадии есть разработка структуры деятельности оператора. Для этого прежде всего распределяются функции между машиной и операторами, определяется функциональные обязанности и характер деятельности каждого оператора и составляются образцовые методы их работы.

В следствии анализа функций, делаемых совокупностью, разрабатывается эргономическое обоснование принципиальных конструктивных ответов следующих элементов совокупности:

— средств защиты жизнедеятельности и обеспечения операторов их от действия негативных факторов окружающей среды;

— информационных моделей (какую данные направляться выдавать оператору, в каком виде, с какой дискретностью и т. д.);

— рабочих мест операторов, а также выходов согласования и средств входов технических устройств с возможностями человека;

— средств контроля состояния оператора.

Исходным материалом для работ на данной стадии есть ТП на совокупность, эргономические требования, материалы изучения совокупностей-аналогов и результаты ранее выполненных НИР.

Главная форма работы на стадии ЭП — обобщение и проведение анализа уже имеющихся данных. НИР и ОКР на данной стадии проводятся только тогда, в то время, когда при разработке эскизного проекта узнается, что принципиальное ответ конструктора предусматривает появление некоторых новых факторов, наличие которых не было предусмотрено техническим заданием.

К примеру, при разработке одного из транспортных средств конструктор ввел гидротормоза, что стало причиной появлению в совокупности не предусмотренных ранее ускорений. Это событие потребовало проведения дополнительной НИР по обоснованию нужных средств амортизации и выбору самые приемлемых из них.

Полученные на этом этапе эти разрешают оценить временную темповую напряжённость и загрузку операторов их деятельности, и уточнить эффективность и эргономичность разрабатываемой совокупности.

Стадия разработки технического проекта (ТПр). На данной стадии принимаются окончательные технические ответы, дающие полное представление о разрабатываемой совокупности. Эта стадия есть самая трудоёмкой и сложной, поскольку в ходе разработки ТПр подробно и конкретно решаются задачи учета эргономических факторов, обрисованных выше.

ТПр есть последней стадией, в которой метод нахождения и свободного экспериментирования есть допустимым.

Тут главной задачей учета эргономических факторов есть отработка конкретных ответов по отдельным элементам совокупности, с которыми будет взаимодействовать человек.

На стадии ТПр эргономист совсем уточняет алгоритмы и структуру деятельности операторов, их напряжённость работы и временную загрузку, состав и организацию информационных моделей, конструкцию рабочих мест, средств обеспечения условий обитаемости и т. д.

В ходе технического проектирования эргономист осуществляет детальную профессиографию операторской деятельности, разрабатывает требования к операторам, уточняет способы их подготовки и определяет необходимость опытного отбора отдельных операторов данной совокупности. Помимо этого, эргономист участвует в создании технических средств подготовки, обеспечения безопасности труда, контроля состояния оператора и в разработке предложений по технической эстетике.

При необходимости эргономист может настойчиво попросить изготовления особых макетов с целью проведения нужных психофизиологических изучений, что выяснено ГОСТами 2.118-73, 2.119-73 и 2.120-73.

В большинстве случаев, не все эргономические советы смогут быть выполнены на протяжении разработки совокупности. Часть технических ответов по разным событиям может противоречить требованиям эргономики. В таких случаях нужно обнаружить компромиссное ответ с оценкой вероятного понижения эффективности совокупности из-за неучета тех либо иных требований.

Главными исходными материалами для работы эргономиста на данной стадии являются: документация по частным конструкторским ответам, проекты эксплуатационной документации и рабочих чертежей, результаты НИР и ОКР, совершённых на прошлых стадиях. Главные формы работы — частные испытания деятельности и психофизиологический анализ операторов на макетах.

Стадия разработки рабочей документации. В ходе разработки документации, предназначенной для того чтобы изготовить (умелой серии), реализуются конкретные ответы по учету эргономических факторов в части, касающейся ремонта и эксплуатации совокупности. Исходя из этого важное внимание эргономист обязан уделять кроме этого и

разработке эксплуатационных и ремонтных документов, где определяется организация будущей деятельности операторов по управлению, ремонту системы и техническому обслуживанию.

На этапе изготовления опытного образца эргономисты оценивают и корректируют принятые ранее решения. На этом этапе появляется’ возможность организации контроля состояния оператора как по выходным показателям его деятельности, так и по чертям состояния его базисных функций. Результаты для того чтобы контроля разрешают оценить приемлемость конструкторских ответов, возможности операторов по управлению создаваемой совокупностью, создать советы по организации подготовки операторов и психофизиологического отбора, режимов труда и некоторых ффм социального обеспечения операторов.

На всех этапах опробований (заводских, совместных, национальных и т. д.) эргономисты оценивают степень соответствия совокупности эргономическим требованиям и при необходимости разрабатывают советы по корректировке конструкторской документации опытного образца.

По итогам опробований оценивается эффективность и эргономич-ность совокупности. При оценке эффективности совокупности задача эргономиста пребывает в обеспечении лиц, занимающихся таковой оценкой, исходными данными о качестве деятельности операторов в конкретных условиях.

14.2. последовательность и принципы учета эргономических факторов в ходе эксплуатации счм

Реализованный в ходе разработки совокупности уровень приспособления автомобили к человеку определяет во многом темперамент учета эргономических факторов на этапе эксплуатации. Сдавая в эксплуатацию совокупность с нарушениями эргономических требований, конструктор, по сути дела, заставляет лиц, занимающихся эксплуатацией совокупности, компенсировать ее недоработки методами и средствами приспособления человека к машине.

направляться иметь в виду, что эта работа сопряжена с намного громадными трудностями, чем учет этих факторов в ходе разработки совокупности, поскольку на этапе эксплуатации приспособление человека к совокупности проводится для каждого примера совокупности конкретно на местах эксплуатации, тогда как при разработке совокупности учет эргономических факторов возможно проводить централизованным порядком в КБ либо на заводе-изготовителе. Ясно, что централизованный учет экономически более целесообразен, поскольку требует меньше экспертов, затрат времени и средств. Особенно сложным есть учет эргономических факторов на этапе эксплуатации совокупностей с переменным составом операторов.

В ходе эксплуатации эргономические факторы должны учитываться при организации: психофизиологического отбора лиц, талантливых трудиться операторами; коллективов и подготовки операторов в целом; отдыха и рационального режима труда; сбора информации о качестве работы операторов, и комплектовании коллективов операторов.

Чем полнее были учтены эргономические требования на стадиях разработки совокупности, тем ниже, в большинстве случаев, требования, предъявляемые к психофизиологическим качествам кандидатов на операторские должности данной совокупности, и тем несложнее процесс психофизиологического отбора этих кандидатов.

При комплектовании учебных групп и коллективов направляться обратить внимание на обеспечение психотерапевтической и учебной совместимости лиц, входящих в состав коллектива либо группы.

Ввиду того, что для обеспечения психотерапевтической и учебной совместимости требуется рациональное сочетание не одного, а множества показателей, задача формирования коллективов решается компромиссным методом в соответствии с показателями, имеющими преобладающий вес в конкретных условиях.

Учет эргономических факторов при тренировок системы и организации обучения нужен при обосновании структуры и областей использования и последовательности подготовки разных средств подготовки.

Неспециализированные правила совокупности подготовки должны определяться на стадиях разработки совокупностей, пара опережая процесс создания технических средств подготовки.

Для оценки качества работы оператора должны быть обоснованы:

— показатели, характеризующие работу оператора в ходе подготовки;

— способы получения данных и методы расчета выбранных показателей;

— нормативные (граничные) значения показателей для оценки хода (уровня) подготовки.

На этапе эксплуатации направляться организовать сбор сведений о качестве функционирования машинных деятельности и звеньев операторов, каковые целесообразно фиксировать в особых изданиях и обобщать в интересах совершенствования эксплуатации подготовки и методов операторов СЧМ, и обоснования технических заданий на модернизацию существующих совокупностей и разработку требований к снова создаваемым СЧМ

При организации сбора информации о качестве работы операторов эргономист обязан исключить возможность корректировки первичной информации, завлекая для качества работы и анализа подготовки операторов особых лиц.

При отдыха режима операторов и организации труда эргономист Обязан прежде всего:

— установить распределение и длительность смен операторов в течении 24 часов, семь дней и на больший срок;

— выяснить состав и число смен, и характер и длительность отдыха между дежурствами.

Для отдыха режима и разработки труда нужна информация 0 Длительности фаз врабатываемости, о времени появления и распре-Делении ошибочных действий операторов в течение рабочей смены, 0 полноте развития восстановления и динамике утомления работоспособности человека по окончании отдыха.

Разведопрос: Сергей Марков об неестественном интеллекте


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: