Второй robonaut принял эстафету внадежде заменить человека

«Трудясь вместе c людьми либо отправляясь в том направлении, где риск для людей через чур велик, такие автомобили, как „Робонавт“, расширят отечественные возможности для постройки и открытий», — заявил пару дней назад директор космического центра Джонсона Майк Котс (Mike Coats). Парадоксально, но, что второе поколение космонавта-робота явилось плодом сотрудничества инженеров космических и – автомобильных.

Предприятие, стартовавшее 10 лет назад в сотрудничестве с оборонным исследовательским агентством DARPA, вступило в новую фазу. В первых числах Февраля 2010 года перед публикой предстал Robonaut 2 (либо легко R2) — новейшее детище проекта «Робонавт» (Robonaut). Базирующийся в космическом центре Джонсона, он сейчас объединил экспертов NASA и Дженерал моторс.

Участие автомобильного гиганта в космическом проекте только на первый взгляд – необычное. Дело в том, что изучения, идущие в ходе проекта Robonaut, открывают дорогу к появлению и на Земле андроидов, предназначенных для работы не «вместо», а рядом с человеком. Обращение о автомобилях, вовсе не похожих на угловатые промышленные манипуляторы, а применяющих «человеческие» же инструменты.

И это указывает роботов, владеющих анатомически сходными с отечественными руками (тут сходу вспоминаются андроиды-партнёры «Тойоты»).

Второй robonaut принял эстафету внадежде заменить человека

Ног у «Робонавта» нет, но в невесомости они и не необходимы – машина обязана пользоваться станционной рукой-манипулятором как транспортом. При земного применения аппарата его нетрудно снабдить любым шасси, хоть колёсным, хоть гусеничным, хоть «на лапах», или устроить для автомобили на месте её работы какой-либо монорельс (фото NASA).

«Для GM речь заходит о безопасных заводах и безопасных автомобилях, — растолковывает интерес корпорации Алан Тауб (Alan Taub), вице-президент GM по развитию и глобальным исследованиям.

— В то время, когда мы говорим о будущем машин, успехи в области совокупностей управления, технологий и датчиков машинного зрения смогут быть использованы для разработки новейших совокупностей безопасности. Отечественное партнёрство содержится в изучении передовых роботов, трудящихся в гармонии с людьми для строительства лучших машин, и более надёжного производства, с более конкурентоспособной обстановкой».

В будущих космических полётах космонавты-роботы должны составить хорошую компанию разным паукообразным электронным созданиям (предназначенным для передвижения по внешней обшивке орбитального дома) либо, например, инспекционным роботам-мячам (1 и 2) (фото NASA).

Для NASA же, разумеется, главная цель проекта – появление в космосе «металлических» напарников космонавтов, могущих пользоваться любыми ручными инструментами, подавать и придерживать предметы, закручивать болты и без того потом. Это должно разгрузить исследователей Вселенной от некоторых рутинных операций, которые связаны с обслуживанием и ремонтом станции либо корабля.

Представленный сравнительно не так давно «Робонавт-2» (созданный при участии инженеров из Oceaneering Space Systems) — более стремительный, интеллектуальный и сильный, чем его предшественник.

В условиях почвы «Робонавт-2» способен поднять груз весом 9,07 килограмма как удерживая его вблизи туловища, так и на вытянутой руке. NASA пишет, что это приблизительно в четыре раза больше, чем у других «ловких» роботов, разумеется, подразумевая манипуляторы, пятипалые кисти которых смоделированы по подобию и образу людских (фото NASA).

О первом «Робонавте» и общей идее всего проекта мы подробно говорили ещё в 2002 году. Позднее инженеры выстроили его версию с подвижной ногой и обучили робота лазать по поручням, предназначенным для людских рук. В 2005-м было заявлено о грядущем запуске «Робонавта» на МКС, но не сложилось.

Потом «Робонавта-1» и вовсе установили на четырёхколёсную самоходную тележку и закинули в каменистую пустыню, дабы проверить его приспособленность к планетарным миссиям. Второму экземпляру «подарили» двухколёсную самобалансирующую Segway Robotic Mobility Platform. В общем, силы и время участников проекта не были израсходованы напрасно.

Robonaut 1: необычная подвижность данной автомобили вместе с её умением ориентироваться в окружающей среде и бережно функционировать, избегая травм напарника-человека, давала слово ей широкое поле для приложения сил не только на орбите. Сейчас же целый опыт, полученный от первого «Робонавта», партнёры по проекту положили во второе поколение андроида, улучшив его фактически по всем направлениям (фотографии NASA/JSC).

И всё-таки кроме того о запуске на орбиту улучшенной модели «Робонавта» с индексом II никто ещё не говорит. Может, мысль была неверной по собственной сути? Да наподобие нет — те же мысли так как приходили в голову не только экспертам NASA.

К примеру, у Космического агентства ЕС (ESA) имеется сходный по концепции «рукастой помощи космонавтам» проект Eurobot. Действительно, эта машина не владеет гуманоидным видом, но она также предназначена для движения снаружи выполнения и станции разнообразных операций с внешним её инструментами и оборудованием.

До тех пор пока Eurobot в разных вариациях тестируют на Земле. А в то время, когда он покажется на орбите — неизвестно. Не смотря на то, что мысль заманчива.

Проект предусматривает два режима для «Евробота»: «телеуправление и» интерактивная «автономия» при помощи совокупности, фиксирующей перемещения всей кисти и руки человека-оператора (другими словами космонавт применяет манипулятор робота, как будто бы собственную конечность).

Как и его предшественнику, второму «Робонавту» предстоит ещё отладить и натренировать множество собственных органов эмоций, дабы не просто выполнять записанные в программе операции, но и мгновенно реагировать на нештатное развитие обстановки. И не смотря на то, что космические челноки (на врезке одна из стратегий применения на них «Робонавта») уже уходят на покой, в будущем этому либо похожему роботу в полной мере может найтись место на вторых космических судах (фото и иллюстрация NASA).

Легко представить, что такие автомобили в некоторых случаях смогут исключить для людей необходимость выхода в космос. Но тут направляться отыскать в памяти потенциального сотрудника «Робонавта» — робота Special Purpose Dexterous Manipulator (SPDM либо Dextre) от компании MacDonald Dettwiler Space and Advanced Robotics и канадского космического агентства (Canadian Space Agency).

Данной очень талантливой двурукой машине когда-то прочили стать храбрецом беспилотной миссии по спасению орбитального телескопа Hubble (в итоге отремонтированного людьми). А в 2008-м Dextre отвезли на МКС.

Eurobot на испытательных стендах в ESA (вверху) и Dextre за работой на МКС (фотографии ESA, NASA).

Эпизодическое применение этого робота (он способен закрепляться на финише станционной руки либо во многих других разъёмов на модулях МКС) продемонстрировало его «полезность» и вёрткость в ответе последовательности задач, но о полноценной и окончательной замене им выходящих в речи и — космос людей ни при каких обстоятельствах не шло.

Из-за чего так? Быть может, для таких автомобилей настоящий звёздный час легко ещё не наступил. Не обращая внимания на всю электронную начинку, сенсоры а также некоторый уровень «интеллекта», роботы с «людскими» руками в основном остаются сложными манипуляторами.

Им ещё запрещено по-приятельски сообщить: «Отправься, посмотри, что в том месте у нас с внешней антенной приключилось», рассчитывая, что всё другое робот додумает сам.

Крис Ирке (Chris Ihrke), инженер GM, трудится над «Робонавтом-2» в центре Джонсона (фото NASA).

В настоящих работах вне корабля и станции космонавтам и астронавтам часто приходится надеяться на творческое озарение (и это не обращая внимания на твёрдый и заблаговременно составленный список действий) и интуицию.

При с «Робонавтами» любое творчество, которое они покажут на протяжении исполнения задания, возможно лишь творчеством сидящих у пульта управления людей. А это значит, что экономии рабочего времени, о которой обожают рассуждать приверженцы для того чтобы рода проектов, не произойдёт. Остаётся утешиться, что по собственной инициативе Robonaut вряд ли совершит нелепую неточность, наподобие утраты в космосе сумки с инструментами.

Вверху: GM неоднократно доводилось трудиться в области робототехники. Самый свежий пример – компания учавствовала в постройке и проектировании автомобиля-робота Boss, победившего гонку DARPA Urban Challenge 2007 года.Внизу: сотрудничество Дженерал моторс и NASA в области передовых разработок ведёт собственный отсчёт с 1960-х.

Так, GM проектировала навигационную совокупность для «Аполлонов», а помимо этого, учавствовала в разработке «лунных машин» (Lunar Roving Vehicle – LRV), колесивших по Селене в последних трёх лунных миссиях. На снимках: инженеры тестируют LRV в Аризоне, Юджин Сернан (Eugene A. Cernan) ведёт LRV на протяжении экспедиции Apollo 17 (фотографии Дженерал моторс, NASA).

Иначе, нереально достигнуть желаемой цели, не начав путь. Развитие проекта Robonaut радует– возможно, третья итерация электронно-механического ассистента космонавтов ещё посильнее будет приближена по «трудовым» свойствам к человеку.

Ну а до тех пор пока нам остаётся наслаждаться трюками второй модели на Земле. Полетит ли она в космос и в то время, когда – NASA не говорит.

Робот-астронавтRobonaut- 2


Темы которые будут Вам интересны: