Активные установки берут людей неожиданностями
Хорошее мастерство не имело возможности ввести в заблуждение зрителя. Само собой разумеется, кое-какие живописцы разрешали себе оптические трюки, но дальше этого не шло. на данный момент же показались интерактивные произведения, сделавшие очень многое непонятным.
Сейчас не осознаешь элементарного – что тут пространство, что звук, а что свет.
Об интерактивности в первый раз заговорили ещё в 1960-х годах, применительно к счётным автомобилям. Правильнее, к тому факту, что учёному приходилось вмешиваться в работу компьютера, которая сначала была независимой. Неспешно интерактивность стали понимать саму по себе – независимо от того, с кем либо чем взаимодействует человек.
В частности, этому содействовало развитие и появление новых явлений в мастерстве, к примеру, перформансов либо так именуемого кинетического мастерства, потребовавших необходимого участия зрителя.
Но где-то в 1970-х представлений и посетителей выставок участие в проектах прекратило интересовать. Как раз тогда живописцы стали создавать видео-инсталляции, каковые открыли новые возможности для интерактивности. Добавление разных разработок разрешило сделать инсталляциями «зависимыми» от поведения зрителя, соответственно, и более привлекательными.
А сравнительно не так давно нидерландский Университет медиа-мастерства (Het Nederlands Instituut voor Mediakunst) решил собрать некоторых из самые характерных представителей интерактивного арта на собственной экспозиции называющиеся Sensorium.
Подобранные инсталляции немогут не заинтересовать визитёра. Оно и ясно – как не привлечёт к себе внимания произведение искусства, которое всегда «занимается» тем, что переводит чьи-то произвольные перемещения в образы, звуки, тексты либо в другие жесты. Всё это увлекательно до таковой степени, что визитёр делается больше чем легко зрителем.
Бродя по экспозиции со «светоприёмниками» в руках, люди с удивлением знают, что звук и пространство – это, в сущности, одно да и то же (фото с сайта evdh.net).
Одна из таких работ — Sound Modulated Light Эдвина ван дер Хейде (Edwin van der Heide). Она собрана из несложного светомузыкального оборудования. Лампочки, приделанные к стенкам, должны освещать зал, но у них это вовсе не основная функция.
Дабы в данной инсталляции показался хоть какой-то суть, визитёрам раздают особые устройства со наушниками и световым датчиком. Это устройство будет улавливать свет и преобразовывать его в звук. «Светоприёмник» как замена радиоприёмника.
Все лампочки светят мало по-различному, соответственно, то, что слышно в динамиках, будет зависеть от того, в каком балансе находятся между собой излучения от каждой из них. Но в случае если приёмник перемещать, то будет получаться какая-то звуковая композиция. Выходит, что звук динамически изменяется в зависимости от перемещения человека (кстати, мы сравнительно не так давно посвятили отдельную статью похожей тенденции в мастерстве).
В Time Ring человека под кольцом показывают на проекционном экране; возможно, дабы совсем запутать его в пространстве (фото с сайта ctrlaltdelete.org).
Приблизительно для того чтобы же замысла и инсталляция Time Ring, сделанная Биллом Спинховеном (Bill Spinhoven) и Мишелем ван Бакелем (Michiel van Bakel). Time Ring – электромагнитное кольцо, подвешенное к потолку. В случае если поднять к нему руку, то магнитное поле исказится, что, со своей стороны, приведёт к звуковому эффекту – звонку.
Казалось бы, чего тут занимательного – фактически тот же терменвокс. Но в действительности — это поверхностное сравнение. Так как такие инсталляции не претендуют на «звание» музыкальных инструментов. Помимо этого, это не устройства сами по себе.
Любой из них занимает много места, ненавязчиво внушая визитёрам, что звук, перемещение, пространство, свет – не такие уж и различные вещи: они смогут легко переходить приятель в приятеля.
И Sound Modulated Light, и Time Ring заставляют что-то делать визитёра. А вот инсталляция Лоренса Мальстафа (Lawrence Malstaf) Compass, напротив, сама манипулирует визитёром. Получается, что она делается тем, что задумал создатель, лишь на протяжении сотрудничества с ней человека.
«Сердце» Compass – громадное железное кольцо с магнитами в (его создатель именует «ориентационной машиной»). Оно надевается на визитёра, что ходит по залу.
Прямо скажем, Compass данный никак ни на какой компас и не похож. Было бы намного правильнее, в случае если данный проект посвятили, к примеру, балетной тематике (фото с сайтов ctrlaltdelete.org и 5daysoff.nl).
Но выясняется, что тут организует сотрудничество не столько зритель, сколько сама инсталляция. Своим полем кольцо взаимодействует с магнитами, расположенными в помещении, притягиваясь к ним либо отталкиваясь и заставляя человека перемещаться. Страно, но та траектория, по которой движется зритель, словно бы бы формирует архитектуру в помещения – несуществующую, но осязаемую.
Liquid Space – менее чувствительный и менее интерактивный предшественник Liquid 2.0 (фото с сайта interactivearchitecture.org).
Живописец Даан Роосенгаарде (Daan Roosegaarde) сделал вывод, что необходимо вести себя храбрее, и подошёл к созданию взаимодействующих скульптур ещё радикальнее.
Его проект Liquid 2.0 начал разрабатываться сравнительно не так давно, но уже завоевал звание культового. Не смотря на то, что Liquid (либо Vloeibaar на родном для Даана голландском) свидетельствует «жидкость», во всех пресс-релизах Liquid 2.0 именуется не в противном случае, как «живой кокон».
Данный объект является группойтаинственных устройств в форме колец с мягким эргономичным полом для сидения либо лежания. В общем, смотрите фото.
Liquid 2.0 реагирует на звуки и движения, издаваемые визитёром, заходящим вовнутрь скульптуры. Цель инсталляции – поменять собственную форму по периметру в соответствии с тем, что скульптура «слышит» либо «чувствует».
Как говорят, Liquid 2.0 так комфортна и синхронна с визитёром, что делается его «второй кожей» (фото с сайта ctrlaltdelete.org).
В заглавии имеется ещё и добавка «2.0» – это вследствие того что вторая версия, которая от прошлой отличается более высокой технологичностью – как в конструкции, так и в новом софте, снабжающим бoльшую чувствительность.
В отличие от многих двигательно-музыкальных устройств, скульптуры Роосенгаарде не реагируют звуками и не отвечают на звуки – они реагируют по большому счету. То, что от них приобретаешь в ответ – это реакция, но такая неоднозначная, что он не может быть кроме того названная перемещением.
Неспециализированный вид 4d pixel. Стенки стеной… (фото с сайта rotterdamsekunstenaars.nl).
К примеру, вторая интерактивная скульптура этого автора — 4d pixel. Это стенки, пробитая сотнями отверстий-пикселей. В то время, когда поверхность «слышит» музыку либо второй неизвестный звук, из дырок выдвигаются маленькие цилиндры, причём в соответствии с окружающим звучанием (как это выглядит, имеете возможность взглянуть в видеоролике, формат MPEG; 6,8 мегабайта).
Что весьма интересно, принцип, приводящий к реакции и такому соответствию звука, вправду существует – совокупность трудится не спонтанно. То, что она делает, зависит от настроек ПО, управляющего двигателями. Но как она трудится – об этом зритель неимеетвозможности додуматься по внешнему виду, да ему это и не нужно знать.
Основной эффект от 4d pixel: начав испытывать его реакции, люди продолжительно не смогут остановиться (фото с сайта axis-stuifmeel.nl).
Но, интерактивность не всегда обеспечивается за счёт упрочнений человека. К примеру, говоря о собственной Liquid 2.0, создатель уточняет, что у неё имеется личная воля: «Если вы засидитесь внутри, то скульптура вам культурно „напомнит“ об этом. А если вы подходите к ней, то она поднимает собственную „крышу“, делая свободное пространство больше и как бы приглашая вовнутрь».
Для данной, как и для любой интерактивной скульптуры, в конечном счёте, самым главным выясняется достижение одного только результата: дабы и скульптура, и человек составляли единое произведение, максимально гармоничное для обоих.