Финансовая политика предприятия: жизнь с деньгами
Денежной политикой предприятия именуют совокупность мероприятий, относящихся к организации денежных взаимоотношений. Цель экономической политики – осуществление задач и функций, отражаемых в тактике и стратегии развития предприятия. Для действенного успехи цели экономическая политика учитывает не только внутренние, но и внешние условия функционирования предприятия.
Различают экономическую политику расходов и доходов. В случае если экономическая политика доходов имеет главное направление в получении больших денежных поступлений, то политика затрат направлена на оптимизацию применения денег.
В условиях рыночного общества не существует экономической политики, единой для всех фирм. Любой субъект хозяйствования может иметь задачи и собственные цели, каковые и являются основанием для принятия той либо другой экономической политики, решения вопросов формирования и доходов предприятия и использования прибыли, выплаты барышов, а также в регулировании (минимизации, оптимизации) производственных издержек и повышении количеств продаж. Огромное влияние на формирование экономической политики оказывают процессы инфляции, существующая совокупность таможенных пошлин и государственного налогообложения, и разные экономические кризисы (наподобие того, что на данный момент переживает всю землю).
На данный момент только немногие фирмы выполняют активную экономическую политику, большая часть же предпочитает обходиться реактивной, другими словами, управленческие ответы принимаются в качестве реакции на текущие неприятности. Подобный вариант никак нельзя назвать действенным, поскольку в нем отсутствует долговременная возможность – каждое ответ есть необычным «ответом коммунистов Керзону», и содействует только ответу сиюминутных вопросов. Выстроить на этом зыбком основании какой-либо долгосрочный замысел развития попросту нереально.
Кроме того, что при таковой форме управления интересы предприятия вступают в несоответствие с фискальными заинтересованностями страны, но предприятие не в состоянии оперативно реагировать на инфляционные процессы, и рентабельность производства перестает соответствовать рентабельности и цене денег денежных рынков. Аналогичных противоречий множество, и реактивная экономическая политика приводит только к не сильный доходности, в противном случае и к убыточности фирм. Мельчайшее потрясение рынка, уж не говоря о мировом кризисе, и предприятие просто не в состоянии не то что приносить прибыль, но кроме того удержаться на плаву.
Управление финансами предприятия должно осуществляться не в качестве «стремительного реагирования» и «скорой помощи», но на основании грамотного анализа экономического состояния. Наряду с этим направляться учитывать не только стратегические цели предприятия, но и адекватность рыночным условиям.
К главным стратегическим задачам экономической политики относятся:
- получение предприятием большой прибыли (максимизация прибыли);
- оптимизация структуры капитала предприятия;
- обеспечение денежной устойчивости;
- достижение прозрачности экономического состояния для собственников (среди них и для кредиторов и инвесторов);
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание действенного механизма управления;
- применение рыночных механизмов привлечения финансов.
При разработке экономической политики предприятия акцент делается на следующих направлениях:
- анализ экономического состояния;
- выработка политики кредитования;
- управление оборотными средствами;
- управление кредиторской и дебиторской задолженностями;
- управление издержками предприятия (к этому относится и выбор амортизационной политики);
- выбор дивидендной политики.
Экономическая политика предприятия ни за что не должна быть догматична, а тем более – опираться на данные и непроверенные факты. Строгое обоснование, гибкость и рациональность, адекватность экономической стратегии, а основное – денежному и рыночному положению предприятия – лишь в этом случае экономическая политика будет содействовать реализации задач, каковые нужно решать предприятию, содействовать его формированию. В неприятном же случае экономическая политика окажется только красиво написанной бумагой, практическое приложение которой к реалиям предприятия может закончиться катастрофически.
При разработке экономической политики крайне важно совмещение наличия развития и интересов предприятия достаточного количества денежных средств, дабы обеспечить это развитие, и сохранение высокой платежной способности предприятия. Это – тонкая грань, переступить через которую легко, и, увлекшись развитием, возможно ввергнуть предприятие в невосполнимые убытки.
К примеру, открытие новой производственной линии – в соответствии со стратегией развития – может оказаться фатальным: может не хватить денежных средств для закупки сырья, оплаты работников, оплаты аренды помещения и без того потом. Примеров неадекватной экономической политики множество. Так, начальники частных фирм скорее закупят оборудование и арендуют помещения для новой производственной линии, чем организуют работу в две смены на уже имеющемся оборудовании.
А, кстати, второй вариант значительно предпочтительнее для многих с позиций экономии на приобретении оборудования. И таковой подход имел возможность бы разрешить предприятию развиваться без очень глобальных затрат. Но, при отсутствии грамотной экономической политики речь заходит только о спонтанных ответах, продиктованных скорее сиюминутным наличием спроса и денег на продукцию предприятия, а вовсе не о продуманных ответах в области управления финансами.
Так что при определении экономической политики задача – приблизительно как у эквилибриста на проволоке. Пройти и не упасть. И каждое перемещение должно быть строго выверено.
София ВАРГАН