Эрозия почты

Эрозия почты

Миллиардные инвестиции, каковые Почта России требует из государственного бюджета, в который раз смогут раствориться в мутных потоках данной совокупности. Рассчитывать на другой сценарий нереально , пока предприятие не будет преобразовано из формы ФГУП во что-то более рыночное и прозрачное.

Количество жалобщиков на работу русском почты несколько дней назад, возможно сообщить, перешло в уровень качества: ФГУП Почта России подверглось публичной критике Высшего арбитражного суда. Глава ВАС Антон Иванов объявил, что сроки рассмотрения дел затягиваются во многом по причине того, что суды ожидают нужной корреспонденции по паре месяцев. Наряду с этим, как указал Иванов, стоимость услуг почты выросли за последние два года в четыре раза и все средства, выделенные ВАС на год, к маю уже закончились, почему возможно остановлена отправка внешней корреспонденции.

Во-первых, тарифы выросли не в четыре раза, а в два,— парирует глава департамента внешних связей Почты России Максим Лунев,— да и то только на заказную корреспонденцию, а на простые письма — только на 40%. И устанавливаются тарифы не нами, а ФСТ. А во-вторых, над сокращением сроков доставки корреспонденции мы трудимся.

То, что почта трудится над сокращением сроков доставки из рук вон не хорошо, стало очевидным в начале 2010 года, в то время, когда только что вышедшая на российский рынок наибольшая площадка интернет-торговли ebay припугнула уйти с русского рынка как раз из-за нехорошей работы федерального почтового оператора. В действительности неприятность частично была в таможне: в связи с облегчением таможенных процедур объем интернациональных отправлений в январе-феврале вырос на 60%, и таможня, не готовившаяся, как водится, подобающим образом, не справилась с этим валом.

Но то же самое случилось и с почтой. На данный момент Почта России уверяет, что она уже перевела пункт интернационального обмена на круглосуточный режим и увеличила в том месте штат работников, в следствии чего все нормализовалось. Но получатели интернациональных отправлений так не вычисляют: сайты интернет-площадок так же, как и прежде изобилуют причитаниями тех, кто собственные посылки не взял.

В компании не отрицают, что неприятности с качеством работы у нее имеется. Но ответ этих неприятностей, заявляют почтовики в очередной раз, нереально без важной помощи из бюджета страны.

С реформой по судьбе

ФГУП Почта России было образовано в 2002 году — создание предприятия рассматривалось как первый ход на пути реформирования обветшалого и разрозненного почтового хозяйства страны. Первоначально исходя из европейского опыта планировалось вести реформу по пути укрупнения почтовых отделений с сообразным уменьшением их количества. Сейчас у компании имеется 85 филиалов и 42 тыс. почтовых отделений, в которых трудится более 400 тыс. человек.

Практически все время работы почта была убыточна, а также в то время, когда она показывала прибыль, в этом была бухгалтерская казуистика, потому, что эту прибыль значительно превосходили дотации из бюджета. Так, по результатам 2009 года Почта России в первый раз с 2005 года продемонстрировала прибыль — 306 миллионов рублей., но наряду с этим взяла более 3 млрд руб. субсидий (в первую очередь на покрытие издержек, которые связаны с подпиской на печатные СМИ). А в 2008 году субсидий было 3,6 млрд.

Однако все это время управление почтовой работы уверяло, что реформы идут полным ходом. Сначала было чувство, что Почта России желает заниматься чем угодно, не считая оказания фактически одолжений по доставке почты. Она увлеклась одолжениями дополнительными, денежными, и вдобавок реализовывала товары народного потребления. Это разрешило нарастить выручку: товаров почта реализует на 3,4 млрд руб.

На денежные услуги (включая сбор платежей и доставку пенсий) в структуре доходов приходится 37%. Так, сейчас, не обращая внимания на сокращение рынка почтовых одолжений, по уровню доходов Почта России сравнима, к примеру, с одним из наибольших почтовых операторов Европы — австрийской Osterreichische Post AG. Но к сожалению, роста качества работы не случилось.

Так же мало помогли меры декоративного свойства. В 2006 году стартовала программа ребрендинга, созданная английскими агентствами Fitch и Interbrand. За 2009 и 2010 годы компания должна была израсходовать на реализацию очередного этапа данной программы 3 млрд руб.

Итогом стали новый логотип с двуглавым орлом в квадрате и ремонт 2,5 тыс. из 40 тыс. почтовых отделений.

Но, сейчас дошли у управления руки и до улучшения качества почтовых одолжений. В апреле в Подольске открылся первый в Российской Федерации современный автоматизированный сортировочный центр, до его ввода в эксплуатацию почтовые отправления обрабатывались по большей части вручную. Учитывая, что столичный регион снабжает 25% всего рынка почтовых отправлений, эффект от ввода в воздействие этого центра должен быть большим — но пока, как уверяют клиенты, не ощущается.

Банкирская гастроль

За восемь лет существования ФГУП Почта России у него сменилось пять начальников, и любой сказал о необходимости масштабного национального финансирования реформы национальной почты.

Четырех из пяти начальников Почты России специалисты именуют ставленниками бывшего министра связи Леонида Реймана. Единственное исключение — Андрей Казьмин, занимаюший ранее пост руководителя Сберегательного банка, назначенный главой ФГУП в конце 2007 года и покинувший компанию в конце 2008-го. Единого мнения по поводу правления Казьмина нет.

Его преемник на этом посту — Александр Киселев в интервью Коммерсанту отметил, что именно со второй половины 2007 года реформы Почты России начали сворачиваться. Он кроме этого упомянул, что предшественнику не удалось отстоять в правительстве размер компенсаций за выплату пенсий. Тариф на доставку пенсий сократился с 1,5% в 2008 году до 1,35% в 2009-м, а в 2010-м составил уже 0,97%. Отрицательная рентабельность по услуге в некоторых регионах образовывает 50-70%,— заявляют в Почте России.

Специалисты, но, показывают на то, что средний размер пенсий за это же время вырос практически вдвое, а заработная плат почтальонов практически не изменилась, следовательно, убытки не могли вырасти так значительно.

Сторонние наблюдатели в один голос уверяют, что именно Андрею Казьмину удалось высвободить компанию от множества посредников и навести относительный порядок в финансах, что стало причиной уменьшению убытка от своевременной деятельности в 2,5 раза и, разумеется, заложило базу для хороших денежных показателей следующего года. Но явное раздражение в правительстве позвал представленный Казьминым замысел развития компании, в соответствии с которому из бюджета требовалось выделить 200 млрд руб., по большей части на создание Почтового банка.

Сама по себе мысль создания банка вопросов не вызывала, она обсуждалась еще с середины 1990-х годов, в то время, когда был создан Связь-банк, открывший пункты обслуживания в почтовых отделениях по всей стране, и строились различные замыслы, как перевоплотить его в полноценного соперника Сберегательного банка. Но по всей видимости, в кризисный год столь замечательное госфинансирование данной программы сочли неприемлемым. Неприятности к тому же коснулись и главного участника будущего проекта.

Близкая соратница Андрея Казьмина по Сбербанку Алла Алешкина возглавила Связь-банк фактически в один момент с назначением Казьмина в Почту России, но в осеннюю пору 2008 года была начата процедура санации банка. Поменявший Аллу Алешкину на должности предправления Александр Житник говорил в интервью газете Ведомости, что у него позвал большое количество вопросов резкий, практически за пара месяцев, рост вызывающих большие сомнения кредитов в портфеле банка.

Скромность украшает

Следующий по окончании Андрея Казьмина начальник ФГУП — занимавший ранее пост директора Связьинвеста Александр Киселев кроме этого выступил с проектом развития Почты России, но средств из казны запросил в четыре раза меньше. Объем инвестиций в развитие предприятия обязан составить 101,3 млрд руб., причем планируется, что 53% этого количества составят личные и привлеченные средства федерального почтового оператора, а 47% поступит из бюджета.

Выговор на создании банка в этих замыслах сглажен, по большей части деньги отправятся на развитие инфраструктуры. В Российской Федерации на эти средства обещают выстроить порядка 40 центров сортировки наподобие упомянутого подольского и именно поэтому избавиться от лишнего персонала. Кроме этого на эти миллиарды будут улучшать логистику, выстраивать магистральный парк (почтовые вагоны, автотранспорт) — все это хозяйство будет в очень запущенном состоянии.

Но, от идеи создания Почтового банка отказываться также не планируют: до июля должен быть выяснен третий партнер по этому проекту; до тех пор пока в альянс входят Почта России и ВЭБ (которому сейчас в собственности Связь-банк).

Замысел развития уже приобрел помощь Минкомсвязи и сейчас находится на рассмотрении в Минфине и Министерство Регионального Развития. Мы думаем, что данный замысел имеет хорошие шансы на финансирование,— говорит аналитик компании Финам Эльдар Вагабов.— Но думаем кроме этого, что условия финансирования будут жестко привязаны к обязательствам управления компании по воплощению замыслов. В этом виде компания неконкурентна, управляется неэффективно, и всем уже разумеется, что необходимо что-то поменять.

Коммерческий собес

К замыслу реформы как таковому претензий в неспециализированном-то нет. Кое-какие сомнения вызывает мысль Почтового банка: через чур продолжительно она вылеживалась под сукном, и по сей день вряд ли возможно действительно обсуждать идею общероссийского соперника Сберегательного банка. Главные же сомнения связаны с Почтой России как такой в роли получателя бюджетных субсидий.

Совмещение в одном предприятии социальных и коммерческих функций с учетом полной денежной закрытости делает инвестиции в эту структуру мероприятием через чур рискованным.

На рынке в это же время зреет недовольство, которое связано с регулярными бюджетными вливаниями в Почту России. Дело в том, что законодательно закрепленный монопольный сектор у Почты России остался практически лишь один — письменная корреспонденция. В этом сегменте часть ФГУП — 96%.

Все остальные участки работы предприятия конкурентные, но различными методами государство снабжает ему некий гандикап. Так, на рынке подписки на данный момент часть Почты России образовывает 69%, и свободные подписные агентства систематично обращаются в Федеральную антимонопольную работу прося дать правовую оценку тому событию, что затраты на данный вид деятельности государство компенсирует только одному участнику рынка.

У Почты России имеется классический ответ на эти претензии: она, мол, имеет социальную нагрузку в виде доставки почты в удаленные и депрессивные регионы,— говорит председатель совета директоров свободного подписного агентства Урал-пресс Константин Астафьев.— Но отчетности собственной она не раскрывает — какое количество доставляется куда и прессы, а с нами компания соперничает на в полной мере удачных рынках Москвы, Петербурга и т. д., обычно по совсем демпинговым стоимостям. Ясно же, что, в случае если убытки компенсируются, наращивать их выгодно!

Соперники в сегменте экспресс-доставки огорчены вторым преимуществом национальной почты. EMS Почта России — филиал ФГУП Почта России входит в мировую совокупность EMS (Express Mail Service), созданную во второй половине 80-ых годов XX века в рамках Глобального почтового альянса и объединяющую национальные работы экспресс-доставки 190 государств, что машинально делает Почту главным партнером для интернациональных компаний.

Посылки, отправляемые операторами экспресс-доставки, не облагаются пошлиной при стоимости до 5 тыс. руб., Почта России — исключение, для нее порог — 10 тыс. руб. По собственным оценкам ФГУП, EMS Почта России занимает 16% рынка (по оценкам соперников, намного меньше, порядка 5%).

На рынке доставки пенсий, каковую деятельность сама компания именует социальной, она в конечном итоге кроме этого соперничает с другими компаниями. Часть Почты России в сегменте доставки пенсий и других социальных выплат в 2009 году — 54%. Оставшуюся долю рынка занимают коммерческие банки, каковые эту функцию делают без всяких жалоб на убытки.

Узнать же, какая часть жалоб Почты России обоснованна, а какая обоснованием для выкачивания бюджетных средств, выяснить в нынешней обстановке нереально.

Достаточно противоестественно для компании в один момент делать социальные функции и заниматься коммерческой деятельностью,— вычисляет директор по формированию компании Коминфо-консалтинг Евгений Соломатин. Также считает Константин Астафьев из Урал-пресс. В первую очередь компания должна быть преобразована из совсем непрозрачной формы ФГУП в АО.

И после этого должно случиться разделение бизнеса на конкурентный сегмент — и он обязан существовать по неспециализированным законам рынка — и на социальный. Тогда будет ясно, сколько государство должно давать денег и под какие конкретно конкретно проекты.

Эрозия шейки матки. Лечить либо нет?


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: