Компьютер-робот провожает взглядом безмолвных собеседников
Он постоянно смотрит вам в лицо, поворачивается за вашим перемещением и преданно ловит любой ваш жест. Он старается предугадать ваши жажды, он обучается, он готов приложить все усилия, дабы ваша жизнь стала более комфортной. Кто это? Щенок, приносящий тапочки по утрам? Нет, всего лишь компьютер.
Тапки он не носит, но владеет кучей вторых нужных навыков.
Швейцарская компания OZWE выстроила устройство QB1, которое «без глаз» видит стоящих перед ним людей и принимает множество команд, поданных жестами. Согласно точки зрения создателей автомобили, она может стать необычным дополнением к современному дому, потому, что владеет практически фантастическими навыками.
«Это робототехнический объект», — говорит про QB1 Фредерик Каплан (Frederic Kaplan), исследователь и инженер из Швейцарского федерального политехнического университета в Лозанне (EPFL), исполнительный директор OZWE и один из её основателей. Второй соучредитель компании, увидим, — промышленный дизайнер Мартино д?Эспозито (Martino d?Esposito), учитель в университете дизайна и искусства Лозанны (ECAL).
На первый взгляд, перед нами легко «дизайнерский» дисплей. Но данный экран принимает окружающий мир и реагирует на него сообразно обстановке (фотографии OZWE).
Каплан 10 лет сотрудничал с Сони, участвуя в разработке «мозгов» для её развлекательных роботов, в частности — для собаки AIBO. И вот что он вынес и того опыта: «Никто не желает подолгу взаимодействовать с ней».
Само собой разумеется, фанаты собачки будут гневно протестовать, но главной массе такая игрушка надоедает довольно быстро. Одна из обстоятельств – долгое обучение кибернетического существа. Оно не сходу обретает все собственные способности, а совершенствует собственные методы (ну, само собой разумеется, до некоей степени) по мере сотрудничества с пользователем.
Взрослеет, в общем.
А возможно было бы сделать в противном случае?
Как сообщить. По уверению Каплана, неприятность ИИ – это не проблемы с вычислительной мощностью, а именно вопрос приобретения машиной опыта. Хорошую «интеллектуальную» совокупность нереально – она обязана программироваться сама, приобретая отклик из настоящего мира.
Несколько дней назад OZWE привезла собственного робота в Сан-Франциско, на выставку Swissnex. Потенциальные клиенты QB1 восприняли новацию с интересом (фотографии с сайта swissnexsanfrancisco.org).
И вот тут-то Фредерик решил: дабы человек проводил большое количество времени с машиной (а у неё появилось время для обучения), необходимо, дабы она была человеку чем-то нужна кроме фактически игры. Скажем, пускай это будет персональный диск-жокей, управляющий воспроизведением треков из памяти компа.
Это только одна вероятная ипостась QB1, которому его разработчики прочат множество профессий. Основное – «живой комп» будет привычным компаньоном человека в доме (а позже и не только в нём), могущим и снимки из домашнего архива продемонстрировать по требованию, и с приятелями соединить, ну и без того потом.
«Папа Интернета» Винтон Серф (Vint Cerf), слева, знакомится с QB1 под присмотром Фредерика Каплана (фото OZWE).
Не первая это разработка в данном направлении. Примеров — куча. Достаточно отыскать в памяти зайца Lapinou и умного компаньона. Лишь в большинстве случаев такая техника слушается голосовых команд.
QB1 же видит жесты. И лица. Куда кто перемещается – также определяет.
И поворачивается за пользователем, как будто бы ищет контакт глаза в глаза. Хоть глаз у него и нет.
Это создаёт эмоциональный эффект «оживления» автомобили. В этом замысле идеологическими предшественниками QB1 направляться признать экспрессивный компьютер RoCo и его «сестру» — живую настольную лампу AUR. Лишь они жестов не осознавали.
Так что QB1 – громадный ход вперёд. Фредерик говорит, что такая особенность нового робота разрешает ему «находиться в социальном пространстве», словно бы бы он ещё один член компании. Ранее такое возможно было сообщить разве что про антропоморфных либо зооморфных роботов, но не про «простой PC».
При помощи нового робота возможно играться в виртуальный пинг-понг прямо в воздухе (фото OZWE).
Да, восприятие жестов компьютером уже давно не есть откровением. Распознавание лиц – также (его возможно встретить уже в недорогих цифровых фотоаппаратах-мыльницах). Вопрос лишь в том, на каком уровне это реализовано и при помощи каких средств.
В швейцарском аппарате нет хорошей совокупности распознавания образов. Вместо неё – комплект инфракрасных диодов и ИК-сенсоров по краям монитора. Они образуют что-то наподобие ИК-радара.
Он (вот тут нужен ИИ) выявляет на фоне предметов в помещении людей, определяет положение их лиц, рук, считывает жесты, показываемые пальцами, ощущает передвижение людей, кроме того их смещение по вертикали (кто присел, кто поднялся) и без того потом.
Эта совокупность сооружает трёхмерную модель собственного визави без всякой стереокамеры и ловит жесты без всяких перчаток с маркерами на руках пользователя.
Дальше – домашняя волшебство. Пассы в воздухе запускают треки, меняют громкость и отдают другие команды. Какие конкретно – уже дело программирования.
Основное, что база трудится.
Робот может выбрать мелодию, которую попросит человек, стоящий в центре помещения, быть может отреагировать на умышленно показываемую ему обложку музыкального альбома – определить его и запустить соответствующие треки. Графическое отображение интерфейса на экране динамически изменяется в зависимости от положения человека.
Так, при его приближении выдаётся более подробная информация и появляются новые возможности, а при выходе человека из поля зрения автомобили– множество элементов исчезает, поскольку в них всё равняется некому всматриваться, – информируют разработчики (иллюстрации OZWE).
Фредерик говорит, что простые компьютеры оптимизированы для работы в сидячем положении, прямо перед экраном. Но такое положение некомфортно в целом последовательности обстановок: желаете ли вы потанцевать дома под музыку, послушать пояснения электронного экскурсовода в музее либо рекомендации робота-ассистента в магазине. Во всех этих случаях сотрудничество с машиной стоя, да ещё и бесконтактное – наиболее хороший вариант.
Любопытно, что на самом экране человек видит ту самую собственную 3D-модель. Согласно точки зрения авторов новинки, так достигается лучшая обратная сообщение – пользователь так как также в некоем роде обучается.
И это одна из дизайнерских фишек необыкновенного интерфейса. Убрать «легко лица» — такое пожелание потребителей распознала демонстрация яркого предшественника QB1 – робота Wizkid, что три месяца проработал на выставке в Нью-Йорке в прошедшем сезоне. Создали его всё те же Каплан и д?Эспозито.
Wizkid применял для приёма команд интерфейс, названный Halo. Пользователь видел себя на экране, как будто бы в зеркале (тот «живой монитор» был оборудован самой простой веб-камерой), и кроме этого видел кружки и различные рамки, ловящие его лицо либо ладони. Это и были подвижные элементы управления совокупностью.
Wizkid схож с другими проектами, в которых камера «выясняла» жесты человека, лишь в отличие от них данный «монитор» ещё и был подвижным (фото с сайта wizkid.info).
У QB1 интерфейс выглядит футуристичнее. А общение с ним – больше увлекает.
Да и выглядит он необычно, благодаря ткани, составляющей оболочку робота. Мартино поясняет: «Я желал уйти от классического пластикового корпуса… безличного, пыльного». Ткань больше соответствует «живой» сущности аппарата. К тому же её легко заменить на другую «одёжку» (имеется молния).
Вы в юные годы переодевали кукол?
Очевидно, QB1 не выглядит куклой, но в том-то и прелесть плана. «Мы желали создать компьютер, с которым мы имели возможность бы общаться более естественным образом, но что ещё не смотрелся бы человеком. Другими словами что сохранял бы собственный вид „техногенного“ предмета», – говорят швейцарцы.
Но что тогда его очеловечивает? Именно тот факт, что он, словно бы живой, отслеживает перемещающиеся лица в помещении, а не наоборот – как было бы с простым компом, к которому людям необходимо было бы поворачиваться самим.
Но это не единственный «крючок», которым аппарат заманивает собственного обладателя (либо обладателей, поскольку он готов «общаться» и с группой людей). Скажем, компьютер пробует предугадывать, какую музыку оптимальнеепоставить сейчас. Уже без жестовых просьб.
Для этого у QB1 имеется пять стратегий. Первая (самая несложная) – основана на анализе статистики: что человек слушает чаще и в какое время дня (как тот японский лифт с интуицией, запоминающий – кто куда в большинстве случаев ездит).
Более сложные методы уже учитывают – кто как раз находится в помещении и где стоит (сидит), куда перемещается. В конечном счёте робот-комп выбирает лучшую стратегию, основываясь на обратной связи. Но как как раз пользователь подтверждает успешный выбор автомобили – не растолковано.
QB1 принципиально лишён мыши и клавиатуры. Действительно, данный компьютер нельзя назвать универсальным.
Скорее это интеллектуальный развлекательный центр (фото OZWE).
О цене робота также до тех пор пока ничего сообщить запрещено. Но направляться подчернуть, что швейцарцы серьёзно рассчитывают не только на частный сектор, но и на бизнес: для QB1, дескать, возможно отыскать массу применений в отелях, магазинах, спа, ресторанах и музеях.
Каплан поясняет, что обращение тут идёт кроме того не об изобретении нового интерфейса, а о появлении новых «одолжений» со стороны компьютера, которых раньше не было, но каковые возможно придумать, отталкиваясь от свойства автомобили распознавать жесты. Причём человек может вольно перемещаться в поле зрения робота, не теряя контакт с ним, – это принципиальное отличие от прошлых аналогов.
«Если она вправду окажется успешной, совокупность возможно будет применять в огромном количестве приложений, — говорит Каплан, и додаёт. — Мы на данный момент ищем людей, каковые захотели бы протестировать QB1 в своей квартире в течение нескольких недель. Позднее мы начнём его производство и продажу. Как мы сохраняем надежду – уже в этом году».