Оборудование граверного участка

Рабочее место гравера. Рабочее место гравера направляться оборудовать так, дабы были созданы все условия для надёжной и высокопроизводительной работы. Помещение для граверного участка должно быть ярким и просторным, в нем необходимо поддерживать постоянную температуру в пределах 18—20 °С.

Это нужно для обычной и продуктивной работы при ручном гравировании, и для правильной работы делительных автомобилей, находящихся на граверном участке. В другом случае появляющиеся неравномерные линейные расширения существенно снизят уровень качества работы, делаемой на делительных автомобилях.

На участке устанавливают последовательность станков. В большинстве случаев это малогабаритный вертикально-фрезерный станок для удаления громадных количеств металла, настольный сверлильный станок, малогабаритный пресс для клеймения. Нужны кроме этого переносная электрическая бормашина с комплектом абразивного и фрезерного инструмента для выемок и выборки углублений в пресс-штампах и формах в труднодоступных местах и станки с пантографами всевозможных совокупностей, разрешающие создавать плоскостные и объемные граверные работы.

Рабочие столы для граверов устанавливают у окон южной либо юго-западной стороны. Рабочий стол должен быть прочным и массивным. В большинстве случаев его изготовляют из сосновых брусьев сечением 120X120 мм (150Х X150 мм) либо металлических труб диаметром 40—50 мм, а верхнюю часть стола (столешницу) — из древесины жёстких пород толщиной 50—60 мм; ее покрывают линолеумом.

Оборудование граверного участка

Рис. 1. Рабочий стол гравера

самая удобная конструкция граверного стола изображена на рис. 1. Столешница с трех сторон имеет бортик для деталей падения и предотвращения инструмента на пол. В центре стола сделан дуговой вырез: локти гравера в ходе работы имеют опору, придающую рукам твёрдость и устойчивость. В дуговом вырезе стола выполнены выдвижные поролоновые подлокотники панельного типа, в значительной мере снижающие утомляемость гравера при исполнении долгих заданий.

С левой стороны стол снабжен тремя выдвижными коробками для инструмента и малогабаритными поворотными тисками, с правой устанавливают настольный пантограф.

Для исполнения небольших и правильных граверных работ двух-, трех- многоместные граверные столы использовать не рекомендуется, поскольку из-за разнообразия делаемых в один момент операций существенно понижается производительность труда и ухудшается уровень качества работы. К примеру, один гравер гравирует сложное правильное клеймо (эта работа не допускает ни мельчайшего дрожания стола), а второй вырубает фон какого-либо штампа, набивает шильдики либо трудится напильником, создавая неотёсанную обдирку пуансона, что приводит к вибрации и сотрясение стола. Одновременное исполнение этих операций на неспециализированном верстаке вредит точности делаемой работы.

Стул гравера в большинстве случаев изготавливают трехножным, с винтовым подъемом и круглым жёстким сиденьем, углубленным в центре; регулировка высоты сиденья нужна для удобства исполнения всевозможных производственных заданий, поскольку подробности смогут иметь разную высоту. При исполнении небольших и непростых граверных работ неспециализированного освещения не редкость не хватает, исходя из этого каждое рабочее место должно быть оснащено переносной электрической лампой с эластичным шлангом.

Рабочее место гравера необходимо организовать так, дабы не приходилось тратить большое количество времени на подбор инструмента. Редко используемый инструмент обязан храниться в инструментальной кладовой, а довольно часто используемый — на рабочем месте. Не менее важно верно разместить инструмент на рабочем столе. В каждом отдельном случае (в зависимости от характера работы) подбирают другие инструменты и штихели, нужные для исполнения данной работы.

Инструменты, которыми гравер пользуется чаще, должны быть расположены ближе к нему, применяемые реже — дальше. Хранить инструмент следует в коробке стола в особых древесных ящичках, дабы он не пор тился. По окончании работы инструмент нужно смазывать узким слоем вазелина.

На граверном участке, имеющем кругло- и продольноделительные автомобили, не разрешается устанавливать механические точила, поскольку выделяющаяся на протяжении другого инструмента и правки штихелей небольшая наждачная пыль вредит точности работы таких станков.

Граверный инструмент. Главным видом режущего инструмента при ручном гравировании являются штихели. Они различаются по форме и по размерам поперечного сечения.

Каждому размеру сечения соответствует определенный номер штихеля, причем чем больше площадь поперечного сечения, тем больше номер. Штихели изготовляют из легированной стали ХВ5 либо Х05, инструментальной стали У12А, стали У8 и др. Особенно износоустойчивы штихели, полученные из обойм шариковых подшипников.

Рис. 2. Штихель с ручкой

Ответственным качеством штихеля есть стойкость его рабочей части. Нужно, дабы штихель не опасался изгибов и ударов, дабы его режущая кромка не деформировалась и не крошилась в ходе гравирования. По мере изнашивания режущей кромки штихель перезатачивают, что сокращает его длину. Гравировать укороченным штихелем тяжело.

Используя ручки разной длины, возможно компенсировать изнашивание штихеля и пользоваться им практически до полного его износа. Обычный комплект штихелей складывается из 60— 80 шт. по 10—16 шт. каждого профиля; в комплект входят и особые штихели.

На рис. 2 продемонстрирован простой штихель с грибовидной древесной ручкой, на финише которой хорошо насажено латунное кольцо, предохраняющее ее от раскалывания. Снизу ручка срезается вровень с рабочей частью штихеля, поскольку при работе штихель находится под маленьким углом довольно гравируемой плоскости и выступающая часть ручки может мешать при работе, в особенности в случае если подробность имеет громадную рабочую площадь.

В зависимости от формы сечения штихели делятся на мессерштихели, шпицштихели, фляхштихели, боль-штихели и шатирштихели.

Мессерштихель (прорезной) — самый узкий из всех штихелей. Мессерштихель нулевого номера в сечении является треугольникомс острым углом режущей кромки и основанием 2,5 мм, что снабжает прочность и необходимую жёсткость его конструкции. Мессерштихель используется для нанесения узких и глубоких линий (штрихов) при гравировании маленьких изделий (клейм).

Рис. 3. Главные виды штихелей с ручками и профили их сечений

Шпицштихель (заостренный) есть самоё необходимым из всех штихелей. Его используют при любой ручной работе: наметке, разметке, нанесении контура рисунка, подрезании острых углов и т. д.

Фляхштихель, имеющий плоское лезвие, применяют для гравирования плоских удаления и линий материала с площади между строками, буквами, с углубленного поля на картинках, и с поля в буквах прямоугольной и квадратной формы.

Болыитихель (радиусный) снабжен полукруглой режущей кромкой. Используют его в том месте, где требуется круглое либо закругленное углубление: при гравировании всех букв, цифр и других знаков, имеющих круглые, круглые и полукруглые формы, к примеру в буквах О, В, Э, Ф.

Шатирштихель (зубчатый) благодаря канавкам, расположенным на нижней плоскости, владеет пилообразной режущей кромкой, что позволяет за один рабочий проход взять в один момент последовательность параллельных штрихов, тогда как шпицштихелем любой штрих нужно было бы гравировать раздельно. Шатирштихель используется для полутеней и нанесения теней на картинках, каковые бывают штриховыми, полутоновыми и тоновыми.

На протяжении работы штихель берут в правую руку так, дабы его ручка собственной тыльной частью упиралась в центр ладони. Громадным и указательным пальцами он удерживается в положении, продемонстрированном на рис. 4. Громадный палец правой руки упирается в гравируемую поверхность, снабжая правильность ведения процесса резания. Ладонь, находящаяся на ручке, и указательный палец на ребре штихеля при нажиме реализовывают перемещение штихеля и направляют его по линии рисунка.

Левая рука сейчас придерживает гравируемую подробность либо приспособление с зажатой в нем подробностью. При гравировании кривых линий левой рукой поворачивают подробность соответственно линии рисунка, а правой направляют штихель.

Штихели и другие режущие инструменты, используемые в граверной работе, довольно часто затупляются, исходя из этого гравер обязан мочь затачивать и править собственный инструмент. Заточенный штихель прекрасно врезается в металл и относительно легко повинуется нажиму правой руки, двигаясь в нужном направлении.

При мельчайшем выкрашивании штихеля нужно срочно остановить работу и заново заточить его, поскольку неисправный штихель может сорваться с гравируемой линии и оставить на поверхности металла глубокие царапины (так именуемые зайцы). При работе тупым штихелем гравер рискует поранить левую руку, неизменно находящуюся наоборот штихеля.

Угол заточки штихеля зависит от твердости металла: для мягких материалов (латунь, алюминий и др.) штихель затачивают под углом 45°, а для жёстких (сталь) — 60°. Приступая к правке штихелей, в первую очередь создают их неотёсанную обработку на карборундовом круге, в обязательном порядке с охлаждением, поскольку повышенный нагрев приводит к отпуску и стойкости инструмента и уменьшение твёрдости. По окончании придания штихелю верной конфигурации приступают к окончательной правке его на шлифовально-полировальных брусках (арканзас и индия).

Шлифовально-полировальные бруски необходимо содержать в чистоте. Брусок заправляют в древесную колодку, в нижней плоскости которой закреплены металлические шипы, надежно удерживающие брусок на столе и исключающие его сдвиги при правке штихеля. Делают это чтобы эргономичнее было затачивать штихель одной рукой, придерживая второй гравируемую подробность.

Брусок при правке штихелей смачивают глицерином либо керосином. Это содействует хорошей полировке режущей кромки штихеля и ликвидирует опасность его отпуска. Фляхштихель, больштихель и шатирштихель при заточке на бруске передвигают продольными перемещениями от себя, а мессерштихель и шпицштихель — справа налево и слева направо.

Рис. 4. Верное положение штихеля в руке

Рис. 5. Шлифовально-полировальный брусок в колодке с шипами

Рис. 6. Способы заточки штихелей

Бруски для правки штихелей с течением времени срабатываются, на их рабочей поверхности образуются неровности, канавки. Правку рабочей поверхности брусков создают следующим образом. Подбирают чугунную плиту с ровной рабочей поверхностью (типа разметочной), обильно смачивают ее смесью керосина с большим абразивным зерном и, нажимая дефектной стороной бруска на плиту, создают им круговые перемещения.

По мере выравнивания рабочей части бруска размер зерна абразивной смеси уменьшают. Это делают до тех пор, пока не удалят все неровности и поверхность бруска не станет ровной. Такую операцию создают в большинстве случаев один-два раза в год в зависимости от степени износа абразивного бруска.

Особые профилированные зубильца имеют такое же сечение, как и штихели. Но в отличие от штихелей с древесной ручкой затылок у них имеет плоскую рабочую поверхность. При работе зубильце направляют левой рукой, а правой наносят по его затылку маленькие удары молотком. Используют зубильца в том месте, где приходится выбирать громадные площади металла; профиль зубильца обязан соответствовать форме вы-добны мелкому слесарному зубильцу с односторонней заточкой.

Использование их существенно активизирует процесс удаления громадных количеств металла.

Для выравнивания фона углубления применяют фигурные чеканы и матики. Материалом для их изготовления помогают прутки квадратной пятимиллиметровой стали У8. Затылок этих инструментов делают плоским (под удар молотка), а рабочую часть со всех четырех сторон легко запиливают на конус.

В зависимости от вида граверных работ торец рабочей части чекана либо матика возможно разной конфигурации. Для работы фигурными чеканами, матиками и зеками нужен легкий молоток массой 75—100 г. Данный молоток имеет круглый расширяющийся боек, торец молотка выполнен по сфере. Молоток изготовляют из стали 45.

По окончании клейм гравирования поля и окончания печатей между строками, прочими обозначениями и буквами в большинстве случаев получаются неровными. Красивый вид изделиям придают грунтовальные чеканы либо матики. Заготовки для матиков обрабатывают равно как и для фигурных чеканов, а их рабочую часть приобретают в следствии оттиска напильника с насечкой нужного профиля либо гравирования штихелем и последующей термической обработки.

При изготовлении цифровых либо буквенных пуансонов и клейм граверы применяют еще один вид инструмента — зеки. Зеки разной формы используют для внутренней углубления металла в цифрах и буквах. Делается зека из прутковой квадратной стали марки У8 сечением от 5 до 8 мм и длиной 60—70 мм.

Рабочей части зеки гравированием придают форму внутреннего контура углубления, а боковые грани у рабочего финиша опиливают. Ударная часть зеки подрезается, опиливаются кромки; по окончании механической обработки рабочий финиш зеки подвергают термообработке.

Рис. 7. Сечка

Рис. 8. Зека для буквы О

Штамп — инструмент для обработки материалов давлением при пластической деформации (штамповке) заготовки. Главными элементами штампа являются пуансон и матрица. При штамповке пуансон конкретно давит на заготовку, находящуюся на матрице. Чтобы цифры, буквы и другие символы размером от 1,5 до 10 мм не гравировать вручную, на штампах, таблицах либо шильдиках их набивают разными пуансонами, комплекты которых граверы в большинстве случаев изготовляют сами.

Более большими цифры и буквы штампуют на прессе особыми штампами.

При изготовлении пуансонов для контроля перпендикулярности рабочей поверхности к оси пуансона направляться пользоваться пространственным угольником. Заготовку будущего пуансона хорошо прижимают рукой к внутреннему углу угольника, ставят на доводочный брусок и, прижимая его к поверхности, совершают прямолинейно-возвратные перемещения , пока на рабочей поверхности пуансона не покажется равномерный блеск.

Отделку сложных вогнутых поверхностей создают рифлевками, воображающими собой надфили и напильники с разными радиусами изгиба, насечками и профилями различной частоты.

Приспособления для гравирования. При гравировании нужно применять дополнительные технические средства, такие как лупы, светофильтры, конденсоры, штативы и др.

Небольшая и узкая граверная работа требует большого напряжения зрения. Для понижения утомляемости глаз используют конденсор — оптическую совокупность, собирающую лучи от источника света на предметы, разглядываемые либо проецируемые при помощи оптических устройств. Конденсоры зеленого либо голубого цвета устанавливают на особенной подставке между лампой и гравируемой подробностью и концентрируют световой луч лишь на поверхности обрабатываемого участка, уменьшая вредные для глаз блики от изделия.

Рис. 9. Пространственный угольник-притир, служащий для доводки пуансонов

Рис. 10. Штатив с закрепленной в нем лупой

В отдельных случаях, в особенности при мелком гравировании, направляться использовать увеличительное стекло — лупу — с громадным полем зрения и громадным фокусным расстоянием. Независимо от диаметра, фокусного расстояния и кратности лупу закрепляют, дабы не занимать руки гравера, в особом штативе. Штатив — переносное приспособление, в большинстве случаев в виде складной штанги для установки оптики.

Его возможно устанавливать в любом эргономичном для работы положении, а лупу в нем — под нужным углом и на нужной высоте.

Подробность на протяжении гравирования подвергается большому давлению штихеля, исходя из этого для ее закрепления используют тиски — приспособление для удержания и зажима подробностей в ходе обработки либо сборки. Они складываются из корпуса с двумя губками (неподвижной и подвижной), между которыми зажимается подробность. Сближение губок тисков и зажим осуществляются вращением рукоятки либо эксцентрика вручную либо машинально.

Самый распространенным зажимным приспособлением являются шаровые тиски, складывающиеся из шара диаметром 110 мм, в котором выфрезерован паз сечением 50X50 мм. С правой стороны шара имеется отверстие, куда ввернут зажимной винт с отверстием и круглой головкой для штыря. В пазу шара находится приспособление, разрешающее зажимать подробности разной конфигурации.

Оно складывается из двух металлических пластин с двумя направляющими пружинами и штифтами, разжимающими пластины при высвобождении подробности. Прокладку меняют соответственно размеру зажимаемой подробности. Шаровые тиски устанавливают на особое кожаное либо брезентовое кольцо, набитое песком, либо на резиновое кольцо с углублением, соответствующим профилю шара тисков.

Это позволяет под любым углом поворачивать шаровые тиски, а вместе с ними и гравируемую подробность, что особенно принципиально важно при изготовлении буквенных и цифровых пуансонов, и разных клейм.

Рис. 11. Шаровые тиски на подушке

Используют кроме этого переносные тиски, каковые устанавливают на кожаную подушку, хорошо набитую песком, благодаря чему тиски с гравируемой подробностью имеют устойчивое положение. Такая подушка прекрасно поглощает звук, в случае если в ходе гравирования приходится создавать удары. Переносные тиски активно используются при механическом гравировании.

Для изготовления круглой либо кольцевой подушки вырезают два кожаных круга либо кольца, распаривают в горячей воде и в мокром виде сшивают их совместно, оставляя наряду с этим маленькое отверстие, через которое засыпают небольшой просеянный и прокаленный песок. После этого отверстие зашивают. По окончании подсыхания кожа очень сильно сжимается и подушка получает эластичность и необходимую плотность.

Не считая обрисованных выше приспособлений для закрепления гравируемых подробностей используют кроме этого древесные колодки. Они являются прямоугольникомразмерами 80X 80X 120 мм либо цилиндр диаметром 80 мм и высотой 110 мм, на поверхность которых наплавляют слой сургуча толщиной 5 мм, разравниваемый после этого в тёплом виде. Подробность нагревают до 100— 120 °С и прикладывают к слою сургуча: пластина как бы вплавляется в сургуч и по окончании остывания остается прочно закрепленной на колодке.

Рис. 12. Переносные тиски на подушке

Для обычной работы граверу нужен комплект контрольно-измерительного инструмента, в который входят штангенциркуль, простой циркуль с острыми ножками, слесарный угольник, металлическая масштабная линейка длиной 250—300 мм, чертёжный угольник и транспортир. В случае если же нужно замерить небольшие символы с громадной точностью, то пользуются лупой с измерительной шкалой, цена деления которой равна 0,1 мм. Это фактически дает точность отсчета 0,05 мм.

Протяженность всей измерительной шкалы лупы равна 8—10 мм.

Штангенциркуль складывается из двух губок: одна без движений соединена с масштабной линейкой, а вторая скользит на протяжении нее и снабжена нониусом. Он помогает для отсчета долей миллиметра. Шкала нониуса длиной 19 мм поделена на десять равных частей.

Следовательно, одно деление нониуса образовывает 1,9 мм, т. е. оно меньше расстояния между каждыми двумя делениями линейки на 0,1 мм.

В случае если близко сомкнуть ножки штангенциркуля, то нулевой штрих нониуса будет совершенно верно совпадать с нулевым штрихом линейки. Остальные штрихи нониуса, не считая последнего, для того чтобы совпадения иметь не будут: первый штрих нониуса не дойдет до второго штриха линейки на 0,1 мм; второй штрих нониуса не дойдет до четвертого штриха линейки на 0,2 мм и т. д. Десятый штрих нониуса будет совпадать с 19-м штрихом линейки.

В случае если переместить рамку так, дабы первый штрих нониуса совпал со вторым штрихом линейки, то между ножками штангенциркуля окажется зазор, равный 0,1 мм. При совпадении второго штриха с четвертым штрихом линейки зазор между ножками составит уже 0,2 мм, при совпадении третьего штриха с шестым штрихом линейки зазор будет 0,3 мм и т. д. Следовательно, тот штрих нониуса, что совершенно верно сходится с каким-либо штрихом линейки, показывает число десятых долей миллиметра, на которое нулевой штрих нониуса отошел от целого числа миллиметров.

Рис. 13. Лупа с измерительной шкалой

Штангенциркуль с ценой деления 0,02 мм имеет нониус, шкала которого длиной 49 мм поделена на 50 равных частей. Цена деления нониуса равна 0,98 мм, а так как линейка имеет цену деления 1 мм, то точность отсчета составит разность цены деления линейки нониуса, т. е. 1—0,98 = 0,02 мм.

Механическое оборудование граверного участка. Граверный участок представляет собой просторное помещение площадью 40—50 м1, с хорошим естественным и электрическим освещением. Для исполнения всевозможных граверных работ (в каковые входят кроме этого и делительные работы) на участке нужен последовательность станков. Особенно серьёзны гравировальные станки с пантографами разных совокупностей, разрешающими создавать плоскостные и объемные граверные работы.

Помимо этого, на участке находятся точные автоматические кругло- и продольноделительные автомобили, малогабаритный пресс для клеймения, делительные головки к станкам и вторая оснастка, нужная для производительной и качественной работы граверного участка. В том месте же должны быть установлены малогабаритный вертикально-фрезерный станок для неответственных работ по удалению громадных количеств металла и настольный сверлильный станок.

Нужна кроме этого переносная электрическая бормашина с комплектом абразивного и фрезерного инструмента для выемок и выборки углублений в пресс-штампах и формах в труднодоступных местах. Число особых станков определяется выпускной мощностью граверного участка.

Рис. 16. Рукописный шрифт

Шрифты, используемые при гравировании. При гравировании используют по большей части брусковый, рожковый и рукописный шрифты. Исходя из этого гравер обязан первоначально изучить построение цифр и букв этих трех шрифтов. самый простой и распространенный из них — брусковый (время от времени его именуют палочным либо ленточным). Из рис.

14 видно, что буквы этого шрифта выстроены из совсем ровных, однообразной толщины линий — брусков. С трансформацией ширины букв брускового шрифта в ту либо другую сторону изменяется вид этого шрифта. Вторым по сложности есть рожковый шрифт, продемонстрированный на рис. 15. Данный шрифт, как и брусковый, имеет пара разновидностей.

Третий, самый сложный из чаще всего используемых граверами шрифтов,— рукописный.

Рис. 14. Брусковый шрифт

Рис. 15. Рожковый шрифт

Наименование шрифта связано с его написанием от руки, с утолщениями и закруглениями линий от нажима пера, соединительными линиями между буквами и т. д.

Любой шрифт имеет собственный назначение, к примеру для золототиснения используют значительно чаще рожковый шрифт, для клеймения заводских подробностей либо шильдиков — брусковый, для надверных табличек — рукописный.

Нужно практиковаться в изображении как строчных, так и прописных букв до тех пор, пока не станет ясно, что рука натренирована в рисовании всех перечисленных шрифтов и любой из них получается любой раз совсем однообразным. Написание цифр необходимо изучать такими же приемами.

Разметка размещения текста. В то время, когда гравер освоил написание шрифтов и без особенного труда может скоро нарисовать буквы и любые цифры, возможно затевать на бумаге упражнения по размещению текста. (В данной книге речь заходит по большей части о производственном гравировании, исходя из этого в ней не даются подробные указания по созданию композиции текста, что по большому счету есть функцией конструктора либо живописца.)

Оригинал, приобретаемый гравером, представляет собой готовую композицию: в натуральную величину, в случае если необходимо перевести его на металл в масштабе 1:1, или с указанием его рабочей площади, размеров знаков (т. е. цифр и букв) либо масштаба. Но время от времени граверу смогут дать текст, написанный от руки либо набранный на машинке. В этом случае гравер сам обязан решить, размер шрифта и какой вид избрать и как расположить текст на гравируемой подробности.

Приведем следующий пример. Граверу необходимо изготовить фирменную табличку к станку, где должны быть указаны наименование завода, город, улица, номер дома и т. д. Перед тем как приступить к разметке данного текста, направляться произвести предварительную разметку таблички и отыскать центр. Это осуществляется методом пересечения таблички диагональными линиями.

В случае если в тексте всего три строки, то для верного и симметричного их размещения через центр таблички выполняют горизонтальную и вертикальную линии. Верхнюю и нижнюю части таблички дробят пополам горизонтальными линиями, как продемонстрировано на рис. 17. Так, верхняя, средняя и нижняя линии являются местом размещения трех строчек текста. Выбрав разновидность брускового шрифта и выяснив его размер, приступают к разметке текста на заготовке и его рисованию.

На верхней строке, в большинстве случаев, располагают наименование завода (выделив его более большим шрифтом), на второй строке — фабричную марку станка и наименование города, а на третьей — номер станка и дату его выпуска. Адрес завода помещают, в большинстве случаев, на четвертой строке.

При разметке любого текста необходимо учитывать размер больших и широких букв, таких как Д, М, Ш, Щ, Ы, Ю, и каждую из них вычислять за полтора символа. Для симметричного размещения текста число знаков в строчке дробят пополам; в случае если, к примеру, строка складывается из 16 букв, то их располагают поровну, по восемь букв с правой и с левой стороны от вертикальной центровой линии, отмеченной на табличке. Этим приемом пользуются и для всех остальных строчков.

разметка текста и Нанесение рисунка на металле производятся следующим образом. Сперва рисуют карандашом целый нужный текст (с учетом всех обрисованных приемов, снабжающих симметричность и правильность его размещения), а после этого создают разметку шпицштихелем либо особой разметочной иглой. На протяжении разметки корректируют нарисованное, и ликвидируют возможность стирания карандашных линий в ходе гравирования.

Копирование рисунка с оригинала и перевод его на металл. Копирование рисунка, факсимиле либо другого изображения есть ответственным звеном в граверной работе. Существуют пара способов копирования.

Самый популярный и несложный метод — следующий. Кальку либо папиросную (рисовую) бумагу промасливают, проводя по всей ее площади пальцем, намоченным веретенным маслом, и по окончании того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают ее на оригинал. После этого шепетильно закрепляют бумагу кнопками и остро заточенным мягким карандашом переводят на нее рисунок.

Данный метод копирования используется в тех случаях, в то время, когда требуется взять правильную копию оригинала в зеркальном (обратном) изображении.

Рис. 17. Разметка таблички на три строки

При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении создают так именуемое двойное копирование: сперва копируют с оригинала на папиросную бумагу, после этого переворачивают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, по окончании чего переводят его на металл.

Часто граверу приходится сталкиваться с картинками, каковые должны быть строго симметричны. Для изображения для того чтобы рисунка достаточно воспроизвести его левую либо правую сторону, после этого согнуть бумагу по отмеченной оси и протереть ее сверху жёстким предметом. Так вторая добрая половина рисунка воспроизводится с совершенной симметричностью.

Независимо от метода копирования рисунка приемы перевода его на металл неизменно однообразны. Для изготовления, к примеру, клише на латунной пластинке, перед тем как приступить к переводу рисунка на металл, необходимо лекальной проверочной линейкой проверить, как ровной есть рабочая поверхность. Убедившись в ее отсутствии завалов и хорошем качестве, поверхность покрывают узким слоем белой акварельной краски либо цинковыми белилами, растирая их круговыми перемещениями пальца.

По окончании подсыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого либо зеркального изображения), и, накрыв ее страницей плотной бумаги, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается прекрасно отточенным шпицштихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку.

Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один метод подготовки его поверхности. Сущность его содержится в следующем: заготовку покрывают белой краской обрисованным выше приемом; по окончании подсыхания подогревают пластинку и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, что, расплавляясь, растекается по всей рабочей поверхности узким слоем. Графит с бумаги, приложенной к таковой поверхности, в особенности прекрасно переводится, и копия рисунка получается весьма отчетливой.

Затем, так же как и в прошлом методе, нужно произвести разметку шпицштихелем.

Рис. 18. Повышение рисунка вдвое

увеличение и Уменьшение рисунка. В граверной практике нередки случаи, в то время, когда граверу приходится пользоваться оригиналом, по размерам не соответствующим требованиям заказа, т. е. в то время, когда рисунок оригинала больше либо меньше требуемого в граверном выполнении и его нужно расширить либо уменьшить.

Активно используется метод повышения либо уменьшения размера оригинала при помощи сетки. Около рисунка вычерчивают карандашом рамку. Ее дробят пополам по горизонтали и вертикали, а полученные четверти, со своей стороны, дробят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства повышения либо уменьшения рисунка точки делений сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по вертикали и горизонтали цифрами.

После этого на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную либо уменьшенную в необходимое число раз относительно оригинала, и дробят ее на такое же число клеток. Затем рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем правильнее окажется переводимый оригинал.

На рис. 18 продемонстрировано изображение, увеличенное вдвое относительно оригинала. В случае если оригинал нужно сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на построение и бумагу сетки создавать на копии.

Геометрические построения. В ходе граверных работ частенько приходится создавать разметку некоторых фигур . Для этого будущему граверу нужно освоить простые геометрические построения, практикуясь сперва на бумаге.

Рис. 19. Деление прямой на две равные части

Деление прямой на равные части. Для симметричного других изображений и расположения текстов на заготовках нужно мочь поделить прямую на две либо пара равных частей. Дабы поделить отрезок АВ на две равные части, необходимо ножку циркуля поставить в точку А и радиусом, пара громадным половины длины прямой, совершить дугу CD.

После этого тем же радиусом из точки В сделать засечки на дуге в точках С и D. Прямая линия, соединяющая точки С и D, перпендикулярная отрезку АВ, пересечет его в точке О и поделит на две равные части АО и ОВ. Таким же образом возможно поделить пополам отрезки АО и ОВ и т. д.

Нахождение стоимостей т р а и радиуса дуги. В случае если на дугообразную заготовку нужно нанести угловые деления, а центр, необходимый для правильной установки таковой заготовки, и радиус малоизвестны, то используют следующий метод. На заданной дуге отмечают три произвольные точки а, b и с и соединяют их прямыми. Дробят отрезки аЪ и be пополам и через их середины выполняют перпендикулярные линии до их пересечения в точке О, которая и явится центром дуги.

Расстояние от точки О до дуги будет искомым радиусом.

Построение квадрата. Разглядим два самые простых метода построения квадрата.

1. В случае если протяженность стороны квадрата не задана, то в первую очередь направляться вычертить окружность произвольного радиуса. Точки пересечения окружности с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами (Е, F, М и N) соединяют прямыми, в следствии чего получается квадрат, диагонали которого равны диаметру окружности.

Рис. 20. Нахождение радиуса и центра дуги

Рис. 21. Построение квадрата

2. Построение квадрата по заданной длине стороны. На произвольно забранной прямой откладывают отрезок АВ, равный заданной длине L. Из точек А и В выполняют дуги радиусом, равным заданной длине, каковые пересекутся в точке С.

Из точки С тем же радиусом делают засечку на продолжении дуги АС и приобретают точку D. Соединяют точку D с точкой А прямой, которая пересечет дугу ВС в точке Е. Из точки С радиусом, равным СЕ, делают засечки на продолжении дуг (в верхней части) АС и ВС и приобретают точки К и Т. Соединив точку А, К, Т и В прямыми линиями, приобретают квадрат требуемого размера.

Рис. 22. Приближенное построение эллипса по заданным осям

Построение треугольника в окружности. Для построения верного треугольника, вписанного в окружность, нужно поделить радиус 0D пополам и точки пересечения М и N линии деления с окружностью соединить хордами с точкой Е, в следствии чего получается равносторонний треугольник EMN.

Построение треугольника с заданными размерами сторон. Даны размеры всех трех сторон треугольника. Отложив на прямой одну из сторон АВ треугольника, циркулем выполняют из точек А и В дуги радиусами, равными длинам Двух вторых сторон. Точка пересечения С будет вершиной треугольника.

По окончании проведения линий АС и СВ окажется заданный треугольник.

Рис. 23. Построение треугольника, вписанного в окружность

Рис. 24. Построение фигурс заданными размерами стороны: а — треугольник; б — ромб

Рис. 25. Схемы для тренировочных упражнений

Построение ромба. Даны сторона ромба и его громадная диагональ. В этом случае ромб возможно выстроить следующим образом. Выполняют отрезок АВ, после этого, поставив ножку циркуля в точку А, обрисовывают дуги радиусом, равным стороне ромба, над линией АВ и под ней.

То же делают и из точки В. Дуги пересекаются в точках С и D. Соединив точки А, В, С и D, приобретают ромб.

Картинки для тренировочных упражнений. Для приобретения главных навыков в гравировании штихелями нужно выполнить последовательность упражнений возрастающей сложности.

1. Гравирование прямых параллельных линий на определенном расстоянии друг от друга.

2. Гравирование взаимно перпендикулярных линий в виде квадратной сетки.

3. Гравирование углов с заданным промежутком.

4. Получение разных тонов цвета (от тёмного до белого) в окружности, поделённой на четыре части, методом трансформации расстояния между линиями.

5. Гравирование концентрических окружностей определенных диаметров. По окончании овладения этими приемами возможно приступать к гравированию по глянцу разных текстовых обозначений.

6. Гравирование параллельных волнообразных линий, что в значительной мере развивает твердость руки, нужную при трансформации направления резания в сочетании с поворотом подробности навстречу режущей кромке штихеля.

7. Навыки в исполнении обронных работ возможно купить, делая более сложное упражнение. Эта работа осуществляется в большинстве случаев на заготовках из хрупкого материала. Заготовку размечают в зависимости от размера и количества знаков, т. е. букв либо цифр, после этого прорезают канавки, определяющие расстояние между каждыми двумя буквами.

К примеру, для гравирования слова «контроль» его размечают в зеркальном изображении, исходя из количества знаков, прорезают канавки шпиц-штихелем так, дабы все прямоугольные площади были однообразной высоты и ширины.

При предстоящей обработке эти размеры не нужно изменять, поскольку они являются размерами будущих букв. Гравирование ведется штихелями соответствующих профилей в зависимости от гравируемой буквы. К примеру, при гравировании буквы О для закругления и подрезки наружных углов используют фляхштихель, а для выборки внутренней углубления — больштихель.

Букву Н гравируют шпицштихелем и фляхштихелем, букву Р — фляхштихелем, шпицштихелем и большти-хелем.

На рис. 25, ж продемонстрированы (на незаконченных буквах) характерные вырезы, свойственные штихелям разных профилей, используемых при гравировании данного слова.

На Что Способен Недорогой Лазерный Гравер Мощностью 1000 mw? Посылка из Китая


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: