Оффшорные зоны: тихая гавань или штормовой океан?
Как мы знаем, главная и, грубо говоря, единственная цель предпринимательской деятельности – это извлечение прибыли, и ясно желание коммерсантов расширить ее всеми известными методами. Одним из которых есть именно минимизация затрат на налоговые отчисления: коммерсанты строят хитроумные замыслы и применяют бессчётные полулегальные методы облегчения налогового бремени, а иногда и просто-напросто утаивают собственные обороты, совершая тем самым правонарушение. Но имеется в полной мере законный метод уменьшения налогообложения – применение оффшорных территорий.
Трудности выбора
Все страны оффшорных территорий условно поделены на три большие категории.
- Первая категория оффшорных стран – это страны, в которых нет налогов для компаний – нерезидентов и процедура регистрации таких компаний предельно упрощена. Реалии современного бизнеса таковы, что к компаниям, зарегистрированным в таковой территории, относятся настороженно и стараются не иметь с ними дела. броскими представителями таких оффшоров являются Каймановы и Багамские острова, Английские Виргинские острова.
- Вторая несколько оффшорных стран – это страны с достаточно твёрдой совокупностью денежной отчетности и налогообложением. Оффшорами же они считаются вследствие того что для компаний-нерезидентов в них действует весьма привлекательная для коммерсантов совокупность налоговых льгот. Вторая несколько оффшоров – это Ирландия, остров Мэн, Гибралтар.
- И, наконец , третья несколько оффшорных стран характеризуется только наличием некоторых ощутимых льгот – к примеру, Кипр. Интересен тот факт, что до недавних пор к данной группе принадлежала и Российская Федерация, но, с запретом на установление кабинетами министров дотационных регионов собственных льготных налоговых ставок, у нас по-настоящему оффшорным субъектом осталась только Калининградская область.
Современные оффшорные тенденции
На сегодня будущее оффшорных территорий уже не выглядит таким безоблачным и привлекательным как еще недавно. Управление многих больших стран уже много лет высказывает недовольство уходом капитала из страны и недополучением налогов с компаний-резидентов, что, в совокупности с неспециализированными безрадостными настроениями в связи с мировым денежным кризисом, получает форму открытых преследованийгосударства оффшорной территории.
Весной 2009 год состоялся саммитG-20, на котором был принят последовательность ответов, кардинально меняющих статус таких государств. К примеру, с недавних пор, все страны оффшорной территории, каковые подписали распоряжение саммита G-20, становятся фактически беспомощными перед фискальными и осуществляющими контроль органами резидентных стран бизнеса, и обязаны по первому требованию предоставлять данные о оборотах и вкладах бизнеса собственных компаний – нерезидентов. Конечно, в таких государствах ужесточилась финансовая регистрации отчётность и процедура компаний.
К тем государствам, каковые откажутся подписать резолюцию саммита, по заявлениям законодателей, будут применены запреты и разнообразные санкции. Но, эти санкции прежде всего ударят как раз по коммерсантам: большое повышение резидентских налогов для оффшорных компаний поставит под сомнение целесообразность применения налоговых гаваней.
К числу государств, подписавших распоряжение саммита G-20, относятся Андорра, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн. Грубо говоря, сейчас Швейцария не есть хорошим оффшором, но, свято бережёт банковскую тайну, за что и ценится. В весьма скором времени все может измениться в силу все того же решения G-20.
В свете трансформаций статуса оффшорных территорий очень показательна недавняя история взаимоотношений все той же Швейцарии, как купели банковской тайны и примера денежной непрозрачности, в лице одного из наибольших банков UBS и Федеральной налоговой работы США. Начало конфронтации было положено возникновением у сотрудников ФНС США в начале 2009 года информации о наличии в вышеозначенном банке десятков тысяч квитанций граждан США, заподозренных в отмывании денегСекреты отмывания денег — это обязан знать любой.
Американские США внесли предложение UBS выдать данные согласно данным квитанциям, на что банк, конечно, ответил отказом. Результатом бесплодных переговоров Соединенными Штатами и Швейцарией стал иск ФНС США к цюрихскому банку. Обстановка усугублялась тем, что правовое положение банков в этих двух государствах различно – соответственно, не преминули появиться конфликты законодательств и юридические коллизии.
Параллельно американские США внесли предложение своим гражданам добровольно выдать личные квитанции для проверки и избежать неприятностей с законом методом возмещения ранее не уплаченных сумм налогов. UBS, со своей стороны, приступил к ответу данной неприятности по-своему: банк внес предложение обладателям «опальных» квитанций» вывести собственные средства в американские денежные университеты либо же обналичить средства — в другом случае, по окончании определенного времени эти по вкладам были бы переданы в ФНС Соединенных Штатов.
Неспешно уровень напряженности лишь возрастает. Американские США так же требуют выдачи всех данных по всем квитанциям, а подключившиеся к конфликту власти Швейцарии угрожают тем, что в случае если Соединенные Штаты не умерят пыл по «выбиванию» из банка информации, то государство законодательно запретит UBS выдавать справки о вкладах кому бы то ни было – соответственно, обе стороны уйдут в глубочайший клинч и правовой пат.
Но, компромисс, все же, был отыскан. Руководствуясь положениями Соглашения об избежании двойного налогообложения, американские США и банк заключили некое соглашение. В частности, в соответствии с этому соглашению, эксперты обоих ведомств совместно будут контролировать любой интересующий счет на базе информации, дозированной банком.
Компромисс очевиден: ФНС удастся найти «уклонистов», а UBS –сохранить банковскую тайну вмаксимальном количестве.
Похожий конфликт, действительно, с пара иным окончанием, недавно появился между Францией и Швейцарией. Член совета министров Франции Эрик Вэрт в августе 2009 года громогласно заявил о наличии у налоговых органов Франции информации о «нечистых» в налоговом замысле вкладов французских граждан в швейцарских банках и в ультимативной форме внес предложение им самостоятельно покрыть налоговую недостачу, не ждя применения твёрдых карательных мер.
В следствии этого заявления в определенных денежных кругах Франции началась негромкая паника. Швейцария отреагировала без промедлений, объявив, что подобные высказывания французского министра только провокация граждан на приход с «явкой с повинной».
В недалеком будущем власти Франции предали огласке источник собственной осведомленности: им был 38-летний бывший сотрудник потерпевшего банка, в 2008 году похитивший эти сведения, взломав внутреннюю совокупность безопасности, что, по сути, есть правонарушением. На данный момент данный сотрудник, имя которого по в полной мере понятным обстоятельствам содержится в тайне, живет в Ницце под усиленной охраной местной полиции.
Как выяснилось из заявления французского министра, преступником было украдено около 130 тысяч записей о операциях и счётах, а также эти на более чем 3000 граждан Франции. Власти Швейцарии срочно выступили с требованием вернуть похищенные эти и выдать банковского клерка-преступника, но, у прокуратуры Франции были собственные виды на полезную данные.
Как выяснилось пара позднее,в Швейцарии в отношении клерка было возбуждено дело по обвинению в похищении полезных сведений и разглашении банковской тайны. Швейцария, порядком утомленная подобной тяжбой с Соединенными Штатами, решив показать твердость и отстоять собственную точку зрения в мире, не отправилась на уступки перед Францией и не допустила налоговые органы и прокуратуру Франции до квитанций собственного банка.
Более того, Швейцария в одностороннем порядке приостановила деятельность согласно мнению Соглашения об избежании двойного налогообложения с французской стороной. Франция, со своей стороны, дала согласие на возврат банковских данных, но, не покинула попыток заставить швейцарский банк добровольно выдать данные о квитанциях французских граждан. Министр юстиции Швейцарии Эвелина Видмер-Шлюмпф объявила, что влияниям Франции будет направлена официальная претензия в попытке применении данных, добытых заведомо преступным методом.
Но, не все «оффшорные скандалы» связаны со Швейцарией. К примеру, в следствии принятых на саммите «Громадной двадцатки» ответов, была создана в какой-то мере новация оффшорного законодательства – налог на прибыль с барышов.
Ранее, под непроглядной пеленой банковской тайны таковой налог попросту не имел возможность зародиться, но сейчас все страны оффшорной территории, подписавшие протокол саммита, обязаны отчислять в казну государств, резидентами которых являются вкладчики оффшорного банка, процент налога на прибыль с начисленных барышов. К этим государствам относятся Люксембург, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн и Монако.
Возможности
В свете вышеизложенных фактов делается ясно, что ведущие страны Нового и европейские государства Света в борьбе с оффшорами не останавливаются ни перед чем – кроме того перед явными нарушениями международного права и применения вызывающей большие сомнения информации и рычагов давления. Оффшоры Сейчас поставлены в неоднозначное положение: с одной стороны представители бизнеса, приносящие стране доход, с другой – непримиримые борцы с налоговыми правонарушениями в лице зарубежных стран.
В данной ситуации все более и более привлекательными вариантами для ведения и регистрации бизнеса денежной деятельности становятся страны азиатского сегмента: Гонконг и Сингапур. Формально они не являются оффшорными территориями в привычном понимании: информацию о бизнесе дешёвы налоговым органам резидентных государств, присутствует достаточно твёрдая совокупность денежной отчетности. Помимо этого, в этих государствах просто-напросто отсутствует понятийные категории «резидент-неризедент».
Все субъекты, извлекающие прибыль на территории страны обязаны платить налоги – причем высокие,- но для компаний, трудящихся вне территориальных границ, например, Гонгконга фактически отыскан «налоговый эдем»: такая деятельность не облагается налоговым бременем. Отрицательной стороной применения таких государств в качестве оффшора есть происхождение необходимости предоставления подробного денежного отчета в налоговые органы для подтверждения факта отсутствия прибыли, извлеченной на территории Гонконга.
Но, сбрасывать со квитанций хорошие оффшоры кроме этого не следует – с поражением в отдельном сражении еще не проиграна война. Делать предварительные выводы об эффективности ответов саммита G-20 и степени полезности противодействия им государств оффшорной территории станет вероятно уже в конце этого года.
Максим Кузнецов