Основные виды слесарных изделии и материалов
На машиностроительных, станкостроительных и приборостроительных фирмах слесари в основном имеют дело с обработкой подробностей, другими словами составных частей разных автомобилей, станков, приборов и механизмов, со сборкой, наладкой автомобилей, и с изготовлением инструментов, нужных при обработке металлов.
Большая часть подробностей разных автомобилей однообразны по форме и носят одно наименование, но одновременно с этим смогут разниться между собой по материалам и размерам, из которых они сделаны.
Возможно для примера указать на следующие довольно часто повторяющиеся в автомобилях подробности:
— подробности, при помощи которых производится движение автотранспорта либо механизмов — валы ровные, коленчатые, зубчатые; кривошипы, шатуны, шестеренки, оси, подшипники и др.;
— подробности, служащие для перемещения и проводки в машине жидкостей и газов,— трубы, краны, клапаны, поршни, золотники;
— подробности крепления автомобилей —винты, болты, гайки, заклепки, штифты и т. п.
Подробности поступают к слесарю как в готовом виде для их пригонки, переделки либо ремонта, так и в виде полуфабрикатов — заготовок.
Заготовка является кускомметалла (отливку, поковку, вид проката), по размерам и своей форме грубо приближающийся к готовому изделию. В готовое изделие заготовка преобразовывается только по окончании ее обработки на станках либо слесарным методом. Обработка придает заготовке предусмотренные чертежом форму, состояние и размеры поверхности.
Во многих случаях слесарю приходится самому делать заготовки для подробности либо инструмента из имеющегося на предприятии металла. Главными материалами для того чтобы разных автомобилей и инструментов являются тёмные и цветные металлы.
К тёмным металлам относятся железо, сталь и чугун. Эти материалы являются сплавамичистого железа с разными элементами, в частности с углеродом, марганцем, кремнием. Особенно ответственное значение для выплавки тёмных металлов имеет углерод.
Железо, содержащее углерод числом от 0,05% до 0,15% неспециализированного веса всего сплава, прекрасно гнется, куется и легко обрабатывается на прокатных станах, и режущим инструментом— на станках и вручную. Один из видов для того чтобы железа с содержанием углерода до 1 % именуется сварочным железом. Оно имеет волокнистое строение и употребляется для того чтобы, других деталей и заклёпок, подвергающихся при работе толчкам либо ударам.
Сварочное железо не используется для аеталей, каковые подвергаются на протяжении работы автомобилей истирг-нию, к примеру валы, кривошипы, шатуны. Второй вид углеродистого железа именуется литым железом и используется для производства сортового железа разных видов: круглого, квадратного, полосового, фасонного (уголков, швеллеров и др.).
Железоуглеродистый сплав с содержанием углерода от 1,7% до 5% именуется чугуном. Различают два главных вида чугуна — белый и серый.
Белый чугун весьма жёсток и хрупок и мало пригоден для обработки обычным режущим инструментом. Исходя из этого он имеет относительно маленькое использование в производстве подробностей и в большинстве случаев перерабатывается в сталь, из-за чего и именуется кроме этого передельным.
Серый чугун так же хрупок, как и белый, но он более вязкий и прекрасно обрабатывается инструментами. Существует еще третий сорт чугуна —к о в к и й. Таковой чугун весьма вязок и легко выносит удары, но ковке он, не обращая внимания на собственный наименование, не поддается.
Дабы придать чугуну те либо иные механические особенности к примеру повышенную прочность, в него вводят при плавке разные вещества, например, хром, никель и др. Таковой чугун именуется легированным.
Промежуточное место между чугуном и железом по содержанию углерода занимает сталь. Содержание углерода в сталях разных марок колеблется между 0,25 и 1,7%. Сталь относительно легко поддается обработке.
Особенность ее содержится в способности принимать закалку, от которой твердость стали делается выше. Закалка нужна для многих изделий из стали. К примеру, кое-какие металлорежущие инструменты, сделанные из стали, должны быть закалены, дабы придать им нужную для резания металла твердость.
Для придания углеродистой стали лучших механических особенностей в нее додают марганец, никель, хром, вольфрам, кремний, ванадий, молибден и другие легирующие элементы.
Добавление марганца придает стали громадную прочность; вольфрам информирует ей твердость; хром — устойчивость и твёрдость от коррозии; никель повышает ее устойчивость и вязкость от коррозии; молибден — твёрдость и прочность; прибавление кремния усиливает упругость стали.
Стали с добавлением легирующих элементов именуются легированными.
использование и Марки стали ее в производстве. По характеру собственного применения в производстве углеродистые и легированные стали делятся на конструкционные, либо поделочные, и инструментальные. Вырабатываются кроме этого особые стали с особенными физическими особенностями (к примеру трансформаторная сталь, нержавеющая, жаропрочная сталь и др.).
Для распознавания видов стали на них ставится разных видов клеймо, именуемое маркой.
Углеродистые конструкционные стали обычного качества имеют марки, складывающиеся из цифр и следующих букв: Ст. О, Ст. 1, Ст.
2, Ст. 3 и т. д. до Ст. 7.
Конструкционная качественная сталь маркируется цифрами 08, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70. Эти цифры показывают среднее содержание углерода в сотых долях процента, к примеру, сталь марки 30 содержит 0,30%, правильнее от 0,25 до 0,35% углерода. Данный вид стали употребляется при производстве важных подробностей автомобилей.
Углеродистые инструментальные стали имеют марки У7, У8, У9, У10, У12, У13. Буква У показывает, что сталь углеродистая. Цифра показывает содержание углерода в десятых долях процента. Как показывает само наименование, данный вид стали употребляется для того чтобы, в частности зубил, ножей, выпивал по металлу, резцов, сверл, разверток, шаберов, кернеров, метчиков, молотков и т. п.
Легированные конструкционные стали обозначаются цифрами и буквами. Буква X обозначает хром, Н — никель, Г — марганец, М—молибден, В—-вольфрам, Ю — алюминий, Ф — ванадий, Д — медь, С — кремний, К — кобальт, Т — титан.
Перед буквой ставится двухзначное число, которое говорит о содержании углерода в десятых либо сотых долях процента. При содержании углерода более 1 % эти цифры отсутствуют. Цифры, стоящие по окончании буквы, показывают содержание легирующего вещества, которое данной буквой обозначено, в целых процентах.
В случае если такая цифра за буквой не следует, значит содержание легирующего вещества меньше одного процента, к примеру сталь марки 15Х содержит 0,15% углерода и меньше 1% (0,7— 1,0%) хрома.
В случае если в конце обозначения прибавляется буква А, то это показывает, что легированная конструкционная сталь данной марки есть отличной с пониженным содержанием фосфора и серы, к примеру 15ХА.
Легированные инструментальные стали обозначаются марками В1, В2, ХГХ, 9ХВГ. Буквами обозначаются легирующие вещества. Содержание углерода в этих сталях меньше 1%.
Из легированных инструментальных сталей изготовляются контрольно-измерительные инструменты.
Нержавеющая сталь обозначается буквами Ж (хромистая) и Я (хромоникелевая), шарикоподшипниковая — буквой Ш.
Из легированных нержавеющих сталей изготовляются валы, поршневые штоки, клапаны, конденсаторы, насосы, другие детали и пружины, каковые должны владеть высокой устойчивостью против коррозии.
Быстрорежущие стали имеют марку Р (режущая), к примеру РФ1, РК5. В них содержится около 0,8 углерода, большое количество вольфрама, хрома, ванадия, кобальта; идут они на изготовление режущей части инструмента.
Наровне с тёмными металлами для того чтобы используют кроме этого цветные металлы — медь, алюминий, цинк, олово, сплавы и свинец цветных металлов — латунь, латунь, баббиты, дуралюмин и др.
Медь — металл красного цвета. Медь мягка, эластична, прекрасно гнется и куется, окисляется незначительно, есть одним из лучших проводников электричества. Данный металл выпускается индустрией значительно чаще в виде страниц, полос, прутков, проволоки, труб и т. д. Медь употребляется в основном для того чтобы изготовить провода и части электромашин и устройств.
Алюминий — серебристс-белый, легкий (втрое легче стали), мягкий и тягучий металл, владеет хорошей теплопроводностью и электропроводностью. Сплавы алюминия выпускаются индустрией в виде страниц, прутков, проволоки, труб, уголков, швеллеров и др.
Цинк — металл белого цвета с голубоватым оттенком. В холодном состоянии — хрупкий, в нагретом (до 100—150 °С) делается тягучим и вязким. Цинк используется при оцинковании листового железа с целью предохранить его от ржавчины.
Олово — металл серебристо-белого цвета с желтоватым оттенком. Олово употребляется на производстве в виде слитков — чушек, прутков, страниц. Используется для паяния и лужения разных подробностей.
Свинец — металл синевато-серого цвета. Свинец вязок, прекрасно гнется, легко куется и тянется. Выпускается в виде страниц, проволоки, труб.
Латунь — сплав меди с оловом, имеет желтый цвет с красноватым оттенком. Из латуни изготовляются в основном подшипники, втулки, пробки кранов, червячные другие детали и зубчатые колёса, подвергающиеся трению.
Латунь — сплав меди с цинком. Цвет бронзы желтый, отчего ее именуют довольно часто желтой медью. Поступает на машиностроительные фирмы в виде страниц, полос, проволоки, прутков и литых заготовок отдельных подробностей. Латунь прекрасно обрабатывается и употребляется для изготовления небольших машинных частей, устройств, арматуры паровых автомобилей и т. д.
Дуралюмин — сплав алюминия с медью, магнием, марганцем, железом и кремнием. Поступает на машиностроительные фирмы в виде страниц, лент, прутков, проволоки, труб, уголков, швеллеров, заклепок, литья и поковок. Активно используется в авиации и машиностроении.
Антифрикционные сплавы — так именуются сплавы некоторых металлов, каковые владеют довольно низкой свойством трения, громадной твердостью, прочностью, теплопроводностью, устойчивостью от коррозии и другими особенностями, нужными для изготовления подшипников скольжения. К числу таких сплавов относится баббит—сплав олова, меди, сурьмы (либо вместо сурьмы — свинца), никеля (либо вместо никеля— теллура). Антифрикционными особенностями владеют кроме этого серые чугуны с повышенным содержанием графита.
Слесарь обязан знать все наиболее значимые особенности перечисленных тёмных и цветных металлов. Подробное описание свойств и состава этих металлов содержит учебник металловедения.
При обработке металлов слесарь пользуется некоторыми запасными материалами, к каким относятся, например, масла и смазочные материалы. Масла разделяются на минеральные, добываемые методом обработки нефти и некоторых горных пород, и растительные, приобретаемые из семян растений.
Минеральные масла идут для смазки автомобилей и станков. Смазка снабжает более производительную меньший износ и работу механизмов трущихся частей.
Растительные масла употребляются частью на смазку автомобилей и большей частью на приготовление тертых масляных красок и притирку льна и асбеста при соединении труб. Вареное льняное масло — олифа—идет для окраски, и для пропитки асбестового картона. В слесарных работах олифа употребляется кроме этого при нарезании резьбы для смазки режущего инструмента.
Из смеси минерального масла с животными жирами производятся разные смазочные материалы (солидол и др.).
Мел употребляется для окраски поверхностей подробностей перед их разметкой. Мел употребляется кроме этого при опиливани поверхности, дабы предохранить зубья напильника от прилипания к ним стружки.
Бронзовый купорос в кристаллах либо разведенный в воде используется для окрашивания обработанных поверхностей, подлежащих разметке.
Абразивные материалы — наждак, корунд, стекло — употребляются в виде порошка, наждачной бумаги, круглых камней либо брусков для шлифовки изделий и заточки инструмента. Наждачная и стеклянная бумага, в противном случае именуемая шкуркой, используется для отделки поверхностей обрабатываемых изделий. Стекло толченое употребляется при притирке кранов.
Обтирочные материалы — тряпки либо финиши — употребляются для обтирки инструмента, станков, автомобилей и обрабатываемых подробностей.