Подводные самолёты. часть первая: глубокие полёты

Многие, с первого взора абсурдные технические ответы, проходят весьма продолжительный путь до конечного воплощения. Самолёты, как мы знаем, летают по воздуху. Субмарины — жить без воды не смогут.

А так ли уж громадна отличие между ними?

«Рождённый ползать — летать неимеетвозможности», — таков решение суда классика. При помощи этого словесного конструктора возможно наштамповать ещё пара крылатых фраз.

«Рождённый ездить — летать неимеетвозможности». «Рождённый плавать неимеетвозможности ездить». Ну, это легко наглая неправда. Существует большое количество проектов летающих машин и ещё больше амфибий.

А как по поводу «рождённый летать неимеетвозможности плавать под водой», и напротив? Затрудняетесь с ответом? А Фантомас с агентом 007, на собственных продвинутых вездесущих авто?

И, как мы на данный момент поведаем, такое бывает не только в кино.

Вообще-то, история вопроса идёт В первую очередь ХХ века, ну а мы начнём с конца. А продолжительный путь исканий конструкторов обрисуем в следующей статье. Итак, подводный самолёт, он же — U-Plane (Undersea-Plane).

Самолётом это транспортное средство возможно назвать с громадными оговорками, потому, что летает он лишь под водой. Ну, тогда так как он — подлодка? Вот и нет.

Deep Flight I — первенец подводной авиации (фото с сайта deepflight.com).

Как перемещается субмарина? Крутит себе винтом, двигает рулём туда-сюда — так и плывёт. А вверх-вниз?

По большей части, за счёт трансформации плавучести, либо собственного веса в воде.

Нужно ей вниз — набирает забортную воду в балластные цистерны и «тонет». Желает вверх — продувает цистерны воздухом либо сбрасывает лишний груз (что делают в основном водолазы и батискафы).

Подводный самолёт устроен принципиально в противном случае. Он не имеет никаких совокупностей трансформации плавучести, а все перемещения в вертикальной плоскости регулирует при помощи крыльев, совершенно верно как воздушное судно.

Исходя из этого подводный самолёт отличается от подлодки совершенно верно так же, как простой — от воздушного шара либо дирижабля. В случае если «плотность» субмарины приблизительно соответствует окружающей среде, то самолёт-ныряльщик неизменно легче.

Подводные самолёты. часть первая: глубокие полёты

DF1 не через чур похож на водолазный скафандр (фото с сайта deepflight.com).

Лишь крылья у него очень небольшие, как у цыплёнка. Это и ясно, плотность воды существенно выше, чем у воздушного потока, и подъёмная сила создаётся вторая.

Ну и ещё, сам поперечный профиль крыла зеркально симметричен авиационному, поскольку «взлетать» требуется не вверх, а вниз, на глубину. Следовательно, нужно создавать отрицательную подъёмную силу. Как видите, всё весьма легко.

Сооружает такие аппараты компания Hawkes Ocean Technologies (HOT), складывающаяся из начальника — Грэхема Хоукса (Graham Hawks), его жены, инженера-электронщика и трёх инженеров-механиков. Не так уж и большое количество сотрудников. А что они успели сконструировать на ниве подводной авиации?

По крайней мере, не меньше единственного соперника — не (Japan Marine Science and Technology Center – Японский Центр морской технологии и науки) — национального консорциума с многомиллионным бюджетом.

Ну чем не истребитель?

Действительно, HOT также не обделена вниманием со стороны спонсоров: ей оказывают помощь, по мере скромных возможностей, Hewlett Packard, Autodesk (производитель ПО AutoCAD), Rolex, IMAX и другие хорошие люди.

Двухместный вариант несуществующего DF II (фото с сайта deepflight.com).

Благодаря такому участию, в сентябре 1996-го под воду был спущен самолёт Deep Flight I (DF I — «Глубочайший полёт»), обошедшийся создателям в один миллион долларов.

Присмотримся повнимательнее к этому плавательному аппарату.

DF I очень мал (протяженность 4 метра, размах крыльев 2,4 метра, высота 0,9 метра) и представляет собой, по существу, твёрдый скафандр обтекаемой формы.

Примечательно, что пилот находится в самолёта в необыкновенном горизонтальном положении: на животе, головой вперёд.

С одной стороны, в воде не ощутимы привычные понятия низа и верха, с другой — такая позиция характерна для всех плавающих существ.

DFA: осталось лишь взлететь (фото с сайта deepflight.com).

вес и Небольшие размеры (1300 кг) DF I существенно упрощают процедуры спуска-подъёма самолёта.

Отметим, что другим малым подводным аппаратамдля этого нужны дорогостоящие суда сопровождения с замечательными лебёдками.

Большая расчётная глубина погружения DF I образовывает 1 км, но пилоты не рисковали заходить столь глубоко. Считается, что данный самолёт — не более чем прототип.

На протяжении первых погружений, снимавшихся для телевидения, аппарат не опускался ниже отметки в 50 метров, дабы не через чур напрягать оператора в легководолазном оборудовании.

А затем «полёты» по большому счету закончились. В полной мере быть может, что конструкторы однако чего-то недорассчитали и недоучли.

Ещё рискнём высказать предположение, что DF I неимеетвозможности без движений висеть на глубине, как «подводный вертолёт»: при отсутствии тянущей вниз «подъёмной» силы он неизбежно, из-за собственного малого веса, сорвётся в штопор и окажется на поверхности воды.

Дабы зависнуть на месте, DF I жизненно нужно испить солёной воды.

Добавим, для порядка, что взлётная скорость самолёта составляла 2 узла (1 морской узел – 1,852 км/час), крейсерская — 4-8 узлов, а большая — целых 12.

Тем временем, жизнь не следует на месте, и во второй половине 90-ых годов двадцатого века уже готов следующий аппарат — Wet Flight (WF — «Мокрый полёт»).

В этом случае проект был в полной мере себе коммерческим — WF предназначался для съёмок фильма о жизни подводных жителей для сети панорамных кинотеатров IMAX.

Каковая задача и была удачно решена: в прокат вышел фильм Dolphins: The Ride («Прогулки дельфинов»), в котором морская судьба представлялась с позиций быстро плывущего китообразного.

Нужно думать, что и конструкторы внакладе не остались, они и по сей день предлагают воспользоваться WF всем желающим поснимать под водой.

И вы имели возможность бы так развлечься на Багамах.

WF отличается от собственного предшественника: он мельче и в полтора раза легче, представляет собой, по существу, мобильную подводную съёмочную платформу.

В этом случае требуемая глубина погружения не превосходила 40 метров, исходя из этого не было необходимости строить герметичную капсулу для пилота — он просто возлежал за прозрачным защитным обтекателем, как какой-нибудь пионер авиации, вдыхая воздушное пространство из встроенного акваланга.

В это же время, в HOT строят грандиозные замыслы спуска в Марианскую впадину, на глубину более чем 11 километров. Для этих целей спроектирован более массивный и солидный Deep Flight II.

По большому счету, подводные самолёты смогут обеспечить высокие вертикальные скорости погружения: до7км/час, а всплытия — все 12. Дело только за возможностями людской организма.

Но, на громадных глубинах уже не обойтись акрилово-кевларовыми корпусами самолётов. Для погружения на 6 км нужен титановый корпус, а с целью достижения дна Марианской впадины (операция «Эверест»)— фюзеляж из особенной высокопрочной керамики, созданной для ВМФ США.

Грэхэм Хоукс за штурвалом собственного Авиатора (фото с сайта incredible-adventures.com/).

Цена проекта оценивается в $15 миллионов. Примечательно, что DF II создан по модульной схеме, его возможно собрать одноместным либо двухместным, и оснастить навесным оборудованием.

Одна беда — нет желаемой суммы на постройку. По всей видимости, для разрешения данной неприятности НОТ сооружает последний на сегодня самолёт: двухместный Deep Flight Aviator и организует Подводную лётную школу (Sub-Sea Flight School).

Комплект первой группы из 20 подводных асов начался в феврале 2003-го, так что не исключаем: вы уже опоздали. Обучение с инструктором, конечно, влетит в копеечку, но по окончании окончания школы получите прекрасный номерной сертификат подводного лётчика.

DFA выстроен на деньги спонсорского объединения Spirit of Adventure ЛТД («Дух приключения»), которое и владеет неповторимого судна.

DFA существенно больше собственных сородичей: протяженность более 6,5 метров, размах крыльев 3,6 метра. пассажир и Лётчик занимают эргономичное полусидячее положение (как в гоночных машинах) под прозрачными полусферическими колпаками герметичных отсеков.

Самолёт может погружаться на глубину до полукилометра и, в этом случае, однако оснащён балластными ёмкостями для обеспечения переменной плавучести.

Человек — самое глубоководное существо (фото с сайта deepflight.com).

В частности, так, предполагается уменьшить выход экипажа при беспокойстве на море.

Аккумуляторные электродвигатели разрешают DFA передвигаться со скоростью до 10 узлов (18,5 км/час). Всем желающим покататься сулят непередаваемые ощущения.

Желаете попытаться — посетите эту страничку.

Двухдневное нахождение на Багамских островах, программа которого включает инструктаж, тренировку и 4 часа свободного полёта, обойдётся в $12 тысяч (без учёта цены перелёта на Багамы, вашего пропитания и трансферта).

Кстати, куда более медлительное плавание на батискафе стоит $40 тысяч в день.

Ну что же — наскребём 15 миллионов и вперёд… вернее вниз, в Марианскую пропасть?

Ну, а обо всяких летающих подводных авианосцах и субмаринах — антиподах отечественных глубоководных истребителей — мы постараемся поведать мало позднее. Последует продолжение.

Военная приемка. Авиация в Сирии. Самолеты. Часть 2


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: