«Сторож» автомобиля
Какого именно автомобилиста не тревожит, как надежнее обезопасисть собственный автомобиль от угона либо вторжения посторонних лиц? Тут, в большинстве случаев, на помощь приходит электроника. Но большая часть злектронных устройств, предназначенных для защиты транспортных средств, обычно сложны и дороги, к тому же для них часто необходимы изолированные от корпуса концевые выключатели.
Все это ограничивает широкое использование таких «сторожей» автолюбителями.
Предлагаем вниманию читателей пара вариантов аналогичных устройств, каковые лишены указанных недочётов. Собрать электронный «сторож» по описанию в издании сможет кроме того малоопытный радиолюбитель.
У сторожевого устройства, собранного на двух транзисторах (рис. 1), первый каскад VТ1 ограничивает ток, протекающий через контактную совокупность датчика.
Это смогут быть концевые либо ртутные выключатели, датчики крена и т. д.
На транзисторе VТ2 собрано реле времени, снабжающее задержку включения «сторожа». Она позволяет выйти из автомобиля по окончании включения охранного устройства. Продолжительность задержки в пределах 6—12 с устанавливают подбором емкости конденсатора С1.
Реле КЗ и геркон К4 являются ключом к «сторожу».
Геркон прячут под какой-нибудь пластмассовой (немагнитной) подробностью внешней облицовки кузова автомобиля в месте, известном лишь водителю.
Рис. 1. Принципиальная схема охранного устройства.
Рис. 2. Монтажная плата охранного устройства с размещением подробностей.
Рис.
3. Принципиальная схема упрощенного варианта «сторожа».
Рис. 4. Монтажная плата упрощенного «сторожа» со схемой размещения подробностей
Перед тем как выйти из автомобиля, шофер переводит тумблер SА1 в противоположное по схеме положение, и устройство подсоединяется к источнику питания.
Конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R3 и переход «база — эмиттер» транзистора VТ2, и раскрывается. Срабатывает реле К2 и собственными контактными пластинами К2.1 разрывает цепь питания главного каскада на VТ1. Сейчас шофер выходит из автомобиля, закрывает створку.
Состояние датчиков пока не оказывает влияние на работу «сторожа».
Через 6—12 с напряжение на С1 понижается до отметки, при котором полупроводниковый триод VT2 закрывается. Цепь питания первого каскада восстанавливается, «сторож» переходит в режим охраны. Потому, что потребление тока от источника питания мало, электронное устройство может длительно трудиться не только от аккумулятора автомобиля, ко и от трех последовательно соединенных батарей 3336Л.
В случае если сейчас открыть, к примеру, дверь, замкнется концевой выключатель, установленный в дверном проеме. База VT1 через резистор R1 окажется соединенной с неспециализированным проводом, и транзистор откроется. Реле К1 собственной контактной совокупностью заблокирует цепь датчика и включит сигнал тревоги. В случае если затем дверь закрыть, сигнал тревоги не закончится. Отключить его возможно лишь тумблером SА1.
Дабы войти в машину, не нарушая спокойствия окружающих, сигнализацию на время отключают.
Незаметно для окружающих подносят маленькой постоянный магнит, замаскированный под какой-нибудь предмет (конфету, спичечный коробок), к месту, где запрятан геркон. Под действием магнитного поля его контактные пластины замкнутся. Сработает реле КЗ, разрывая цепь питания «сторожа» за счет нарушения контакта К3.1 и самоблокируясь методом замыкания контакта К3.2.
Сейчас шофер может нормально сесть в машину и совсем отключить сигнализацию тумблером SА1.
В электронном охранном устройстве в первом каскаде возможно кроме этого применить транзисторы КТ501Б (В, Д, Е, И, М, а во втором — КТ50ЗБ (Г). В качестве VD1 и VD2 возможно кроме этого применять диоды Д7, Д226 с любым буквенным индексом.
Резисторы МЛТ-0,25 либо МЛТ-0,5. Конденсатор — К50-3, К50-6.
В устройстве применены реле РЭС-15 (паспорт PC4.591.003) и РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129).
Последние возможно заменить на РЭС-6 либо РЭС-9 с напряжением срабатывания 12 В. Геркон — любого типа (КЭМ-3, КЭМ-1, КЭМ-2А). Тумблер — П2К.
Учтите, что «сторож» будет трудиться в условиях повышенных вибраций, запыленности, влажности. Исходя из этого монтаж должен быть твёрдым, пайки надежными. Такие требования снабжает так называемый печатный монтаж (рис.
2).
По окончании проверки и сборки работы сторожевого устройства установленные радиоэлементы приклейте эпоксидкой к плате. В то время, когда клей затвердеет, плату с обеих сторон покройте прозрачным лаком, высушите, а после этого поместите в корпус подходящих размеров с учетом репе К1, КЗ, каковые крепят в корпуса посредством уголков. «Сторож» установите в салоне автомобиля, запрятав в укромном месте.
В случае если к величине тока, протекающего через датчики, не предъявляют твёрдых требований, транзистор VТ1 (рис.
1) в схеме сигнализатора возможно исключить (рис. 3). Монтажная плата упрощенного варианта сторожевого устройства — на рисунке 4.
При применении «сторожа» для охраны помещений, к примеру гаража, дачи и т. д., может потребоваться расширить задержку включения устройства до 1 мин. В этом случае реле времени рекомендуем собрать на составном транзисторе (рис. 5), имеющем высокое входное сопротивление.
Исходя из этого разрядный ток конденсатора С1 существенно понижается но сравнению с первой схемой (рис. 1), а время разряда соответственно возрастает. Продолжительность задержки включения «сторожа» (рис. 5) зависит от емкости С1 и сопротивления резистора R4.
Из-за громадного разброса параметров транзисторов правильные значения С1 и R4 в каждом конкретном случае подбирают экспериментально. Большая емкость С1 не должна быть больше 500 мкФ, а сопротивление R4 может пребывать в пределах 30—100 кОм. Время от времени случается, что ток, протекающий через переход «коллектор — эмиттер» VT2, выясняется достаточным для открывания транзистора VT3.
В этом случае в коллекторную цепь транзистора VT2 включают резистор сопротивлением 1 — 2 кОм. В случае если же его будет не хватает, то через резистор номиналом 20—50 кОм базу VT2 соединяют с неспециализированным проводом.
Монтажная плата сторожевого устройства с реле времени на составном транзисторе представлена ка рисунке 6.
Рис. 5. Принципиальная схема сторожевого устройства с реле времени на составном транзисторе.
Рис. 6. Монтажная плата сторожевого устройства со схемой размещения подробностей
Pиc. 7. Принципиальная схема универсального «сторожа».
Рис. 8. Монтажная плата универсального «сторожа» со схемой размещения элементов.
Часто необходимо, дабы «сторож» трудился и ка размыкание контактной цепи. Схема для того чтобы охранного устройства — на рисунке 7. От первого сигнализатора оно отличается наличием аккуратного каскада на транзисторе VT2.
На его базе всегда присутствует хорошее смещение, достаточное для открывания транзистора. По потому, что сопротивление датчика, включенного между базой VT2 и неспециализированным проводом, многократно меньше номинала резистора R2, на базе появляется отрицательный закрывающий потенциал: транзистор закрыт. В случае если сейчас порвать цепь датчика, VT2 откроется, сработает реле K2 и контакт К2.1 задействует каскад ка транзисторе VT1. При необходимости дополнительное устройство возможно отключить тумблером SA1.
Электронный «сторож» с дополнительным устройством может защищать стекла автомобиля либо окон помещения. Для этого на лобовое и задние стекла приклейте по периметру полосы фольги шириной 5 — 8 мм и подключите узким многожильным проводом к гнезду Х2.
В случае если стекло разобьют либо будут снимать, фольга разорвется, включив сигнал тревоги.
В качестве датчика возможно применять и фольгу подогревателя заднего стекла.
При установке сигнализатора учтите, что автомобильный сигнал потребляет ток около 6 А, и его нельзя коммутировать посредством малогабаритных реле, применяемых в «стороже». Исходя из этого свободные контактные пластины реле К1 подключают к штатному реле сигнала. В случае если же для того чтобы реле в автомобиле нет (у автомобилей ветхих марок), его устанавливают дополнительно, применив реле от машин «Жигули» либо «Москвич».
Вместо электромагнитного реле лучше применить тиристор КУ202 с любым буквенным индексом, включив в цепи управляющего электрода резистор сопротивлением 750 Ом с мощностью рассеяния не меньше 1 Вт.
Монтажная плата универсального «сторожа» — на рисунке 8.
Ю.
ШУРЧКОВ