Тетрис меняет мозг с неизвестными последствиями для интеллекта
Мало кто сомневается в способности игр развивать мышление. Вопрос в том — на каком уровне это происходит и каких как раз улучшений стоит ожидать от тренировок за монитором. Единого мнения тут нет.
До тех пор пока одни учёные удивляются стремительным переменам в строении мозга, зафиксированным у испытуемых в опытах, другие предостерегают сотрудников от поспешных выводов.
«Структура мозга значительно более динамична, чем оценивали ранее», — заявил исследователь Ричард Хэйер (Richard Haier) из Калифорнийского университета в Ирвине (UC Irvine). Совместно со собственными сотрудниками из канадского университета Макгилла (McGill University) и американской исследовательской организации Mind Research Network Хэйер совершил последовательность опытов, продемонстрировавших, что регулярная игра на компьютере может приводить к физиологическим изменениям в головном мозге человека.
минусы и Плюсы открытых изменений ещё предстоит оценить полностью: в какую сторону и что именно улучшается — громадной вопрос.
«Тетрису» в этом году исполнилось 25 лет. Число вариантов игры еле поддаётсяподсчёту, но кроме того самый несложный «хороший» – до сих пор загадочно притягивает внимание миллионов (иллюстрация Electronic Arts).
Как и последовательность нейрофизиологов до Хэйера, американский учёный применял культовую игру Тетрис. Думается, что в силу относительной простоты данной игрушки она неимеетвозможности заметно сказаться на умственных свойствах испытуемых. Каково же было удивление исследователей, в то время, когда они поняли, что всего три месяца игры (причём лишь по 1,5 часа в неделю) стали причиной повышению толщины коры головного мозга у подопечных.
Не всей, само собой разумеется, коры, а определённых участков.
В общем, если бы у древних гоминидов были игры, они стали бы сапиенсами намного раньше. Либо нет? Но по порядку.
В роли подопытных выступили девушки-дети. Предпочтение не сильный пола разъясняется тем, что у мальчишек в среднем намного больший опыт в играх и продолжительная практика, а они имели возможность оказать влияние на итог опыта.
15 девушек систематично игрались в «Тетрис», а 11 «контрольных», соответственно, — нет. Наряду с этим разного вида сканирование мозга (функциональная магнитно-резонансная томография а также) проводилось как перед экспериментом , так и по ходу опыта, и по окончании трёх месяцев, само собой.
Стало известно, что кое-какие участки коры у игроков по окончании опыта увеличились по плотности и толщине (выросло серое вещество — нервные клетки и снабжающие их капилляры). Особенно отличились поля Бродмана 6 (в левой фронтальной доле мозга), 22 и 38 (в левой височной доле).
Доктор наук Хэйер уже знаком отечественным читателям: пара лет назад он установил, что мужчины и дамы мыслят по-различному практически на физиологическом уровне (фото с сайта web.mac.com).
«Шестёрка», как полагают, несёт ответственность за планирование сложных перемещений, а «22/38» — за обобщение информации от органов эмоций. Подобные участки у контрольной группы не продемонстрировали никаких значительных изменений.
Возможно было бы сделать несложный вывод: в рост пошли те районы, каковые самый интенсивно были задействованы на протяжении игры. Но не всё так легко. Сканирование кроме этого продемонстрировало, что тренировка в «Тетрис» привела к не только числом нейронов отдельных участков коры, но и в уровне активации различных её территорий, происходящей на протяжении игры.
Сравнив картины у «игроков» в начале их трёхмесячной «сессии» и в конце, авторы работы заметили, что практически по всей коре имеются участки, нейронная активность которых значительно переменилась (у контрольной группы ничего для того чтобы не наблюдалось). Причём в одних территориях активность выросла, в других, что совсем уж любопытно, — упала.
И совсем запутало экспериментаторов то, что эти регионы с повышенной и пониженной активностью не совпали с участками, нарастившими собственную толщину.
Учёные рассудили, что понижение активности некоторых участков может сказать о том, что мозг обучился (применительно к «Тетрису») функционировать оптимально и не включать ненужные районы коры. Но тезис о увеличении эффективности обработки сигналов, прямолинейно следующей за наращиванием числа нейронов, разбивается об уже упомянутое несовпадение территорий со понижением активности и участков, нарастивших массу серого вещества.
Карта роста толщины коры (красные участки), наложенная на карту изменений в работе нейронов. Увеличение активности клеток продемонстрировано зелёным, понижение – синим.
Подробности этого изучения возможно отыскать в статье в BMC Research Notes (иллюстрации Richard J. Haier et al.).
Может, мозг трудиться чуть-чуть в противном случае, обучаясь задействовать новые коммуникации между несколькими территориями? Это всё лишь предположения. Досконально никто ещё неимеетвозможности сообщить — какие конкретно поля какую роль играются на протяжении исполнения задачи с падающими в стакан фигурками.
ясно лиш, что игра способна воздействовать как на распределение клеток в головном мозге, так и на их активацию. «Познание работы мозга ни при каких обстоятельствах не было несложным, — говорит Хэйер. — Мы знаем, что „Тетрис“ изменяет мозг. Но мы не знаем, прекрасно ли это для вас». Иными словами, одни только перемены в нейронах ничего не могут сказать о сдвигах в работе памяти либо в интеллекте.
В этот самый момент стоит сравнить достижение Ричарда с другими сходными изучениями. К примеру, учёные узнали, что игры-стрелялки повышают зоркость, улучшают свойство мозга перерабатывать визуальную данные и смогут кроме того послужить методом коррекции зрения. Работа с компьютером по большому счету мобилизует возможности мозга.
Продемонстрировали же как-то исследователи, что полезнее-чтения и веб книг.
Но перекидывать от этих частных случаев мостик к выводу «игры постоянно улучшают мозги» рановато. Об этом говорят инициаторы нового предприятия — Brain Test Britain experiment, организованного BBC в рамках телевизионной программы Bang goes the theory.
Сейчас набирают популярность компьютерные игры, известные как «тренеры мозга» (brain trainers). Задачки на внимание либо реакцию, не через чур математические ребусы и сложные головоломки, игры в слова, в общем – масса разных способов проверить расторопность работы машинки, скрытой под черепной коробкой.
Lumosity — онлайн-тренер мозга, складывающийся из множества различных игр. Это один из многих проектов для того чтобы рода.
Популярность «улучшателей» растёт, не смотря на то, что их настоящая эффективность остаётся предметом научных дискуссий (иллюстрация с сайта lumosity.com).
Считается, что занятия такими типами игр развивают мозг не хуже, чем фитнес — мускулы. Кроме того показался целый класс программ, предназначенный для тренировки мозгов стариков (мы говорили об этом: 1, 2).
BBC собирается узнать — как в конечном итоге такие «тренинги» изменяют мозг. Узнаваемая медиакомпания запускает наибольший опыт в данной области — в нём смогут учавствовать все зарегистрированные пользователи старше 18 лет.
Им предложено в течение 6 недель, не реже трёх раз в неделю по 10 мин. играться в различные «развивающие программы» в онлайне. Эксперты же будут собирать статистику результатов (за подготовкой опыта стоят, как нетрудно додуматься, не телевизионщики, а последовательность экспертов по нейронаукам из исследовательских центров Британии).
Авторы «народного» опыта отмечают, что до сих пор практически нет надёжного научного подтверждения эффективности brain trainers. Другими словами — ясно, что наловчившись играться в какую-то игру, вы станете справляться с ней всё лучше и лучше. Но свидетельствует ли это, что улучшилась работа (строение) мозга?
Вовсе нет. Плюсом возможно посчитать только тот случай, в то время, когда тренировка для того чтобы рода оказывает помощь улучшить результаты человека в других «приложениях».
Какой цветок выбивается из последовательности соседей? Какой предмет самый тяжёлый?
Человеку не образовывает особенного труда ответить на эти вопросы и выдать их в секунды. А вот выяснение, каким путём (впредь до групп нейронов) мозг принимает ответ и из-за чего один человек отвечает стремительнее, а второй медленнее – это уже настоящая головоломка. Для учёных (иллюстрации с сайта news.bbc.co.uk).
Если вы поднаторели в судоку, это указывает лишь то, что вы поднаторели в судоку. Если вы обучились прекрасно сбивать тарелки с инопланетянами, значит, вы прекрасно обучились сбивать… И не более того.
А возвращаясь ко всё тому же «Тетрису»… Долгая игра в него, разумеется, повышает ваш средний итог в данной игре (число собранных очков), но об улучшении состояния (либо эффективности работы) собственного мозга вы сможете сказать, лишь в случае если найдёте, что по окончании «Тетриса» внезапно стали лучше запоминать слова либо стремительнее решать математические задачки в уме.
Потому устроители Brain Test Britain предусмотрели серьёзное условие: в начале опыта испытуемый проходит некоторый тест на быстроту и сообразительность мышления, что принципиально отличается от задачек, служащих тренировочными программами. По окончании 40 дней тренинга человек обязан опять будет пройти проверочный тест.
Предполагается, что сравнение его результатов в начале и в конце окажет помощь вычислить тот самый «чистый» итог для мозга. Если он окажется хорошим — возможно будет сделать вывод, что последствия тренировки мозга смогут сказаться и на ответе им других типов психотерапевтических задач.
Помимо этого, английские специалисты предостерегают от однозначного толкования результатов магнитно-резонансного сканирования (как в прошлом изучении).
«То, что мы видим на этих сканах, это легко мера энергии, которую мозг применяет при исполнении тестов. Это не есть доказательством того, что мозг обучается либо кроме того изменяется в любой форме», — думает Джессика Грэн (Jessica Grahn) из исследовательского центра наук о мозге Кембриджского университета (Cognition and Brain Sciences Unit).
Разработчики проекта Brain Test Britain сделали всё вероятное, дабы он соответствовал параметрам научной работы. Тут будут и контрольные группы, и команды «тренирующихся», поделённые ещё и по видам тренировочных программ, и без того потом (иллюстрация с сайта bbc.co.uk).
Англичане сохраняют надежду, что число испытуемых составит пара тысяч, так что на этом фоне легче будет уловить закономерности. А первые выводы Brain Test Britain должны показаться весной 2010 года, но проект на этом не свернёт деятельность. Добровольцам будет предложено продолжить игры на срок до года, а всю статистику пошлют на исследование.
Лишь в 2011 году будет подведён окончательный результат.
Тогда, возможно, станет чуточку яснее — означают ли перемены в мозге по окончании «Тетриса» хорошие сдвиги для мышления в целом либо это легко проявление адаптации коры к достижению как раз данной, и никакой второй, цели.