Вадим виноградов: «главное сейчас – сохранить форекс-индустрию»
О том, с какими проблемами приходится сталкиваться компаниям, трудящимся на рынке форекс-одолжений, и об ожиданиях рынка поведал глава Центра регулирования внебиржевых денежных технологий и инструментов (ЦРФИН) Вадим Виноградов.
— В каком состоянии сейчас рынок форекс-трейдинга в Российской Федерации, и каковы ожидания в связи с созданием мегарегулятора денежного рынка?
— Для начала напомню, что торговля на рынке форекс, другими словами возможность для каждого желающего извлечь прибыль из трансформаций котировок мировых валют, появилась в далеком прошлом и не у нас. Человек, торгующий на форекс, осуществляет собственные сделки при помощи сети Интернет. Исходя из этого он может пребывать перед монитором где угодно, в любой точке мира – в офисе, на пляже, в поезде.
Нужным условием для работы есть наличие доступа в понимание и Интернет факторов, воздействующих на валютные котировки. Эта особенность бизнеса порождает и специфику работы компаний, предлагающих услуги по доступу к таковой торговле: они смогут быть зарегистрированы в любой стране мира.
Совокупность всех этих факторов разрешает важным форекс-компаниям трудиться в мире и, по сути, превращает их в транснациональные компании. Лишь в Российской Федерации часть этих компаний ведет собственную деятельность более 15 лет, что сопоставимо с длительностью работы опытных игроков фондовой биржи. Фондовый и внебиржевой валютный рынок развивались у нас параллельно, но, в отличие от фондового рынка, рынок форекс до сих пор не регулируется.
Это есть главной проблемой, стоящей сейчас перед форекс-отраслью.
В ходе работы на рынке человек может не только получать. Те клиенты, каковые верно улавливают тенденции трансформации стоимостей и получают деньги, в большинстве случаев, не имеют к компании, предоставившей им собственные услуги, ничего. При неудачных операций кое-какие валютные трейдеры предъявляют собственные претензии компаниям, по сути, перекладывая на них собственные риски.
Все это происходит на фоне отсутствия судебной защиты всех участников рынка.
В собственной работе ЦРФИНу приходится сталкиваться с претензиями разного рода. Обстоятельствами для жалоб становятся разные факторы: от невнимания к условиям контракта с компаниями, неудач при закрытии сделок, до отсутствия торговой стратегии, что может порождать много неточностей при торговле. Отдельные жалобы ЦРФИНу поступают на те компании, каковые не являются участниками отечественной СРО.
ЦРФИН изначально создавался как объединение добросовестных профучастников рынка форекс, а также с целью содействия созданию регулирования рынка форекс в Российской Федерации. На отечественный взор, ответу данной задачи содействует и появление мегарегулятора на базе Центрального банка России, и принятие в первом чтении профильного законопроекта.
— Что вы делаете с жалобами клиентов?
— В случае если компания не входит в ЦРФИН, то оказать влияние на ее поведение мы пока не можем. Как раз исходя из этого в законе о регулировании рынка форекс прописана одна значительная подробность – по окончании того, как закон будет принят, и на отечественном рынке начнется процедура лицензирования, каждая компания, хотящая трудиться на форекс-рынке, обязана будет сделать две вещи: вступить в СРО, приняв ее правила и стандарты работы. А затем подать прошение о получении лицензии в Банк России.
Факт исключения компании из СРО обязан машинально приводить к отзыву лицензии и, напротив, – при отзыве лицензии компания должна быть исключена из СРО.
Мы разбираем и разбираем все жалобы и обращения, поступающие в ЦРФИН. Результатом этого анализа стало появление«тёмного перечня» ЦРФИН, на что трудящимся на форекс людям направляться обращать внимание.
— Но вы же сами только что заявили, что форекс-индустрия – явление виртуальное. Что помешает компаниям, отозванным лицензии, перенести собственный сервер, на котором проходят сделки, из Москвы, к примеру, в Амстердам и трудиться оттуда? Вряд ли клиенты увидят данный перенос и какие-то трансформации в собственной работе, не считая, может, неосуществимости торговать на рынке пару дней.
— Да, вправду, все торговые площадки, как валютные, так и фондовые, расположены в Интернете. Но для важных игроков денежного рынка оставлять клиентов без доступа к торгам кроме того на пару дней равносильно признанию собственной несостоятельности.
В случае если закон будет принят, факт отзыва у компании лицензии, как, но, и сам факт ее отсутствия, повлечет за собой определенные правовые последствия. У нас в случае если деятельность подлежит лицензированию, а компания трудится на данном рынке без лицензии, то это квалифицируется как незаконное предпринимательство. А незаконное предпринимательство влечет за собой очень неприятные последствия в соответствии с УК.
— Что еще не сможет делать компания без лицензии, трудящаяся в Российской Федерации?
— Отсутствие лицензии кроме этого будет означать, что компания не сможет размещать рекламу собственных одолжений, что значительно уменьшит возможности привлечения новых клиентов. Кроме этого без лицензии юрлицо не сможет открыть счет в русском банке для работы с гражданами нашей страны. Работа в русском юрисдикции предполагает членство в СРО, наличие лицензии, офиса в Российской Федерации и защиту прав и заинтересованностей инвесторов.
Для клиента это есть понятными параметрами для выбора компании, а для компании соблюдение всех этих правил станет дополнительным конкурентным преимуществом для привлечения клиентов.
— Но на данный момент, пока рынок еще не лицензирован, многие граждане приобретают звонки представителей форекс-компаний, каковые почему-то именуют номера несуществующих лицензий. Да, цель «холодных продаж» форекс-продуктов – привлечь средства клиентов, и не все граждане разбираются в том, как трудится рынок форекс-одолжений, но по привычке уверены в том, что все денежные компании на отечественном рынке уже давно трудятся по лицензии.
Быть может, они сами и провоцируют представителей компаний некорректно отвечать на вопрос о лицензии. Но так как продажники же отвечают, что лицензия имеется.
— Одно дело, в случае если компания говорит о собственных зарубежных лицензиях, а совсем второе, если она информирует недостоверную данные о наличии лицензии. В случае если вам известны такие случаи, то информируйте нам о них, мы будем разбираться. Я по большому счету призываю любого потенциального клиента, которому позвонили и сказали, на его взор, вызывающую большие сомнения данные, обращаться с этими случаями в ЦРФИН.
Компании, каковые вводят потребителей в заблуждение, оказывают негативное влияние на имидж всей отрасли в целом.
— А с чем связаны банкротства некоторых больших компаний, трудившихся на рынке форекс, случившиеся за последние годы?
— Проанализировав историю прошедших лет, мы можем отметить, что именно банкротств настоящих форекс-компаний не было. Были поглощения и слияния, из-за которых кое-какие игроки ушли с рынка. Раздельно возможно отыскать в памяти кое-какие публичные истории провала последовательности недобросовестных форекс-компаний, таких как «Роял Макс брокер», каковые не являлись опытными участниками рынка форекс и владели показателями денежной пирамиды.
— Поведайте, что предлагает закон о лицензировании работы на рынке форекс?
— В нем прописаны базисные лицензионные требования к форекс-компаниям, наровне с профучастниками фондового рынка. В частности, предполагается наличие в Российской Федерации юрлица с уставным капиталом не меньше 35 млн. рублей. Проект закона кроме этого требует необходимого членства в СРО и соответствия компаний ее правилам и стандартам. Разумеется, что не все вопросы возможно будет урегулировать на уровне закона.
Исходя из этого ответ многих вопросов будет отражено в подзаконных актах.
— У вас уже были встречи с представителями Центрального банка либо Работы по денежным рынкам? Как представители мегарегулятора относятся к вашим инициативам?
— В рамках подготовки законопроекта к первому чтению мы виделись с представителями Банка Федеральной службы и России по денежным рынкам (ФСФР, сейчас Работа по денежным рынкам), Министерства финансов и Министерства экономики. Все поддерживают неспециализированную идею регулирования рынка форекс. Само собой разумеется, были и различные точки зрения, и расхождение в подробностях.
В противном случае, что закон принят в первом чтении, говорит о том, что концептуально законодатель уже определился.
— Но так как закон еще не принят, а третье и второе чтения предлагают внесение в него множества поправок. Что вы еще ожидаете от законодателей?
— Обстановка такова, что концептуальные параметры законопроекта уже не смогут быть переписаны. Компаниям для работы на рынке форекс нужно будет получать отдельный вид лицензии, для страны это предоставит шанс более точечной настройки наблюдения за этим видом бизнеса и дополнительные налоги. Что касается поправок, то мы ожидаем, что последовательность замечаний, высказанных к первому чтению, будут учтены.
— В случае если закон будет принят в осеннюю сессию, то какие конкретно действия чтобы получить лицензию должны будут предпринять форекс-компании?
— В случае если закон о лицензировании рынка форекс будет принят уже в текущем году, у компаний будет переходный период чтобы привести собственную деятельность в соответствие с нормами закона, а также подать документы на лицензию в Банк России. Со своей стороны, регулятору еще предстоит создать целый пакет подзаконных актов, регламентирующих все значительные нюансы оказания аналогичных одолжений, а на это может потребоваться приблизительно год. Компании сперва должны будут вступить в СРО, а уже позже подать документы на лицензию в ЦБ РФ.
— Какие конкретно трансформации по окончании введения лицензирования вы ожидаете? Число компаний, воображающих услуги, изменится? Уйдут ли с рынка небольшие и недобросовестные брокеры?
— На мой взор, число русских компаний может уменьшиться. Но, по имеющейся у нас информации, возможность трудиться на русском рынке разглядывают большие интернациональные игроки, каковые на данный момент присматриваются к нашему рынку, но не трудятся на нем из-за отсутствия регулирования.
— Ясно, что на данный момент рано сказать о том, как будут написаны подзаконные акты, регулирующие рынок, но имеется уже какие-то предположения о том, что будет от форекс-компаний потребовать регулятор?
— До тех пор пока имеется познание главных тем, каковые нужно будет детализировать в подзаконных актах. В ЦРФИН создан совет экспертов, что состоит не только из представителей форекс-компаний, входящих в отечественную СРО. В нем кроме этого принимают другие участники и участие рынка, а также фондового, это представители компаний, в которых также имеется подразделения форекс.
В июле мы совершили расширенное совещание совета экспертов ЦРФИН, на которое приглашали всех заинтересованных в работе над подзаконными актами специалистов.
Как и было запланировано, на совещании были утверждены четыре рабочие группы, каковые взялись за разработку проектов нормативно-правовых актов на такие темы, как: позиционирование форекс-инструментов в правовом поле РФ; налогообложение форекс-сделок; положение о лицензировании форекс-дилеров; требования к раскрытию информации форекс-дилерами; положение о внутреннем контроле для форекс-дилера; внутренний учет форекс-сделок и отчетность по форекс-сделкам, репозитарная деятельность форекс-дилеров и другие. Раздельно была организована коммисия для ответа вопросов, которые связаны с сертификацией специального ПО форекс-дилеров по окончании вступления в силу закона.
— По всей видимости, в законе не будут прописаны жестко требования к размерам плеч, каковые будут предоставлять форекс-компании своим клиентам?
— Устанавливать размер плеча в законе легко нелогично, поскольку обязан существовать механизм четкого и эластичного реагирования на трансформации, происходящие на рынке. В законе должны быть прописаны, кто будет регулировать вопрос установления размера плеча. Теоретически, это возможно правительство, мегарегулятор, Министерство финансов и СРО.
При установлении данного норматива направляться учесть опыт США, где в следствии твёрдого ограничения плеча клиенты начали уходить в более либеральные юрисдикции, к примеру, в Англию.