История игрушек: как банан спас компанию
Хорошую историю поведал издание Business 2.0. Вы просматриваете Business 2.0? В общем, история о том, как появлявшийся на грани банкротства производитель игрушек стал одним из фаворитов.
Понимаете, благодаря чему?
Сначала нужно подчернуть, что поведал эту историю журналист Энди Раскин (Andy Raskin). Ещё в марте 2003 года.
Мы же, прочтя её, даём свободный пересказ. Думается, оно того стоит. «Как банан спас компанию» (How a Banana Saved a Company) – это уникальное наименование статьи, не смотря на то, что дело, конечно же, не в банане – люди гениальные спасли.
Многие из вас, возможно, слышали о переводчике собачьего лая называющиеся Bowlingual, расшифровывающем гавканье псов чуть ли не 50 пород. Так вот, это детище отечественного сегодняшнего храбреца – производителя игрушек №2 в Японии – компании «Такара» (Takara).
Заинтригованный Bowlingual, Энди Раскин, ранее получавший образование Японии, отправился на сайт «Такары». Он считал, что компания производит в основном кукол, а нашёл игрушечные машины, роботов-медуз, будильник в виде сердитого старика, что, в то время, когда пришло время просыпаться, спускается с потолка и кричит на вас, и много других безумных игрушек.
Собачий переводчик в лишний раз прославил «Такару»
Заинтриговавшись ещё посильнее, Раскин начал копать глубже и отыскал новую книгу о «Такаре», написанную японским журналистом — «Путь к восстановлению глубокоуважаемого производителя игрушек» («A Venerable Toy Maker?s Road to Recovery»).
В книге, например, говорится, что удачи «Такары» по-любому замечательны и просто немыслимы для Японии ХХI века, где экономический рост замер. Всего четыре года назад компания была практически банкротом, но с того времени её продажи фактически удвоились. В общем, Раскин решил лететь в Японию, в штаб-квартиру «Такары».
Пластмассовый банан-спаситель во всей своей наготе (фото business2.com).
Первым человеком, встретившимся журналисту, была эксперт по связям с общественностью Йоко Ватанабе (Yoko Watanabe). Как компания выбралась из пропасти? В чём секрет её успеха? — начал расспросы Раскин. Йоко ушла на 60 секунд и возвратилась с пластмассовым бананом, положила на стол перед журналистом:
«Не переживайте, — улыбнулась он в ответ назамешательство Раскина. — Никто из нас не имел возможности и высказать предположение, что от таковой забавной штуковины может зависеть благосостояние целой компании».
А сейчас, фактически, сказка.
«Такара» свидетельствует «сокровище», кроме этого это наименование окрестностей Токио, где основатель компании Ясута Сато (Yasuta Satoh) в 1955 году начал делать пляжные мячи. Сато умел так восхищать детей различными радостными вещами, что те прозвали его «всевышним игрушек».
Игрушки Ясуты Сато: кукла Licca и киборг Henshin (фото business2.com).
Среди самые известных игрушек Сато широкоглазая Licca — японская версия Барби, всё ещё пользующаяся популярностью в Японии кукла, не смотря на то, что с 1967 года реализовано 49 миллионов единиц, и роботы Microman и Diacron, ставшие мировыми мегахитами в первой половине 80-ых годов XX века, по окончании того, как компания Hasbro выпустила их на рынок США в качестве трансформеров.
Действительно, не всем игрушкам Сато успех сопутствовал сначала. К примеру, в первой половине 70-ых годов XX века «Такара» лицензировала куклу-воина G. I. Joe от Hasbro, но японским детям не пришолся по нраву американский армейский храбрец.
Тогда Сато решил переделать игрушку и перевоплотил её в киборга Henshin, сочинив безумного историю об инопланетянине из 2025 года. Киборга раскупили как тёплые пирожки.
В начале 1990-х Сато осознал, что ослаб и решил подать в отставку с поста начальника «Такары». Для компании наступили, как сейчас их именуют сотрудники, «чёрные времена». Двое сыновей Сато трудились вместе с отцом, и «всевышний игрушек» видел в старшем — Хирохисе (Hirohisa) — собственного преемника.
Изобретателя бананового телефона Масахико Каджиту именуют «японским врачом Дулиттлом». Кстати, он лауреат «Шнобелевской премии» (фото news.aunz.yimg.com).
И вправду: уже обученный экономике Хирохиса в первой половине 90-ых годов двадцатого века возглавил «Такару», собираясь переделать компанию в соответствии с собственными представлениями о современном маркетинге.
Он разбил производственный процесс на пять ступеней, дабы успешнее разбирать потенциал новых изделий, начал учить служащих работе и законам рынка в команде.
Практичный Хирохиса порвал с страшными идеями, стараясь сделать бизнес более предсказуемым. Это смотрелось разумным, и покатившаяся было под гору «Такара» сначала улучшала собственные результаты.
Но из-за отсутствия новых, пускай рисковых, идей менеджеры столкнулись с значительными препятствиями при выпуске новых игрушек на рынок. Неприятности возвратились и стали расти как снежный ком.
Тем временем, сотрудники компании начали медлено высмеивать бизнес-обучение, потому, что наущение маркетингу носило достаточно занудный и принудительный темперамент.
Сейчас банановые телефоны производит кто попало. Как видите, в движение пошли и другие овощи-фрукты (фото phonevault.com).
К примеру, проводились раздражающие служащих уик-энды в отеле при аэропорте, на протяжении которых участники задавались вопросами наподобие «Что такое маркетинг?». В итоге, народу всё это надоело, и лучшие люди «Такары» побежали к соперникам.
Творящееся безобразие не имело возможности не огорчить и самого Хирохису, что с горя просил об увольнении, а правление «Такары» вернуло на руководящий пост его отца – усталого Сато.
Но старость, как мы знаем, не радость, так что на этот раз отец-основатель обратил собственные взгляды ко второму сыну — Кеите (Keita), что частенько вёл себя как ребёнок, был этаким Иванушкой-дурачком.
Это, но, не помешало Кеите во второй половине 90-ых годов XX века покинуть тонущую в руках его брата компанию и совместно вторым беженцем с «Такары» организовать собственную мелкую «игрушечную» компанию называющиеся «Грезы сбываются» (Dreams Come True).
Телефон хот-дог. Производитель малоизвестен.
На момент поступления предложения возглавить «Такару» Кеита получил $14 миллионов, торгуя сноубордами и тому подобным. Однако, он дал согласие оказать помощь отцу в качестве консультанта.
Первый вопрос, что Кеита задал разработчикам новых игрушек, звучал так: «What do you really — really — want to do?» («Что вы в действительности — в действительности — желаете делать?»).
По крайней мере, один из сотрудников принял вызов нового начальника. Увидев скоро растущий спрос на аксессуары для телефонов, менеджер Масахико Каджита (Masahiko Kajita) осознал, чего никто ещё не сделал: из-за чего бы не повеселиться с телефонными трубками?
Он создал пара прототипов трубок в обуви и виде рыбы на высоких каблуках, но в то время, когда протестировал реакцию пешеходов, притворяясь на многолюдном перекрёстке, словно бы звонит по одному из собственных чудных телефонов, определил: самая забавная трубка — та, что в виде банана.
Да-да, это телефон-кукуруза.
По окончании того, как было реализовано 100 тысяч банановых телефонов, игрушка стала в Японии настоящим хитом. Вдохновлённый успехом изделия, Кеита объявил, что будет отстаивать идеи, каковые ему нравятся, даже в том случае, если всё, чем обернётся их реализация, будет хихиканьем из-за угла.
Сотрудники компании кроме этого почувствовали сладкий вкус успеха, что приходит, в случае если рискнуть и кинуть вызов традициям.
В 2000 году «Такара», возглавляемая Кеитой, приобрела его мелкую компанию. Он убедил многих сбежавших сотрудников возвратиться и создал в компании подразделение, ориентированное на игрушки для взрослых. Серия именуется Nanchatte.
Это подразделение приносит «Такаре» 20% от запланированного на фискальный год дохода компании — $679 миллионов.
В серии Nanchatte видятся камера безопасности, которая поворачивается в сторону перемещения, но ни с чем не связана, домашнее устройство для розлива пива Let?s Beer Great, ванны с фонтанами в виде львиных голов и другая неестественная ерунда.
Батон хлеба также возможно телефоном.
Кстати, изобретатель бананового телефона — Масахико Каджита – продолжает работу над линией Nanchatte. Говорит, что единственная обстоятельство, по которой «Такара» отклонила его идею про мобильный телефон с клавиатурой PC – чрезмерная дороговизна производства.
А начальник «Такары» Кеита грезит, что его компании будет делать то, что он именует «life entertainment» — игрушки для людей всех возрастов. «Такара» сравнительно не так давно приобрела производителя бытовой техники, и Кеита собирается внести собственную долю «веселия» в холодильники, тостеры и микроволновые печи. Почему бы и нет, поскольку прибыль компании растёт чуть ли не на 25% в год?
Кеита соглашается, что успех всей «Такары» начался с банана. Но имеется вторая версия. Скорее, залог успеха — это ответ на весьма несложный вопрос — на тот, что его брат не потрудился задать ни себе, ни своим подчинённым: «Что вы в действительности — в действительности — желаете делать?»