Новый шепард балансирует на огненном хвосте
Много людей, хотя бы астронавты и профессиональные космонавты, могут похвалиться, что поднимались в космос «верхом» на ярком столбе плачущего пламени. Но никто из них ещё не возвращался на Землю таким же методом. Но через четыре года таковой трюк станет дешёв частникам, приобретшим билет у компании Blue Origin.
Джефф Безос (Jeff Bezos), основатель известного вебмагазина Amazon.com, о собственных космических замыслах объявлял ещё более полутора лет назад (в осеннюю пору 2004-го). С того времени от его компании Blue Origin практически и не было новостей, что с наслаждением компенсировали другие участники юный личной космической отрасли, поставляя массу любопытной информации о новых проектах, целых прототипов и испытаниях узлов.
В это же время Blue Origin, сайт которой очень скуп (и это мягко сообщено) на сведения о проекте, а несложнее говоря — не информирует о нём ничего, если судить по некоторым публикациям в Сети, не стояла на месте.
Безос приобрел ранчо называющиеся Corn Ranch в Техасе, площадью аж в 668 квадратных километров (более половины площади Москвы), где и собирается выстроить собственный космодром.
А сейчас в маленьком (3 тысячи населения) городе Ван Хорн (Van Horn) должны состояться публичные слушания по дискуссии вероятного экологического действия (либо его отсутствия) полётов суборбитальных судов Безоса. Из-за чего тут? Легко это населённый пункт, находящийся ближе всех других к будущему частному космодрому американского миллионера.
Их разделяет 40 километров.
Этому ранчо, приобретённому Джеффом Безосом, по всей видимости, будущее стать техасским космодром (фото AP/Tony Gutierrez).
Blue Origin, совместно с федеральным управлением авиации США (FAA), подготовила 229-страничный документ (PDF-файл, 12,4 мегабайта) из которого явствует, что ни для вымирающих видов животных, ни для культурного наследия коренных американцев, проект Безоса опасности не воображает.
Это простая процедура в последовательности бюрократических шагов, предшествующих разрешению на полёты. Но сейчас у интересующихся космонавтикой стало возмможно больше определить о самом проекте.
Так стало ясно, что аппарат, на котором Blue Origin собирается катать туристов к номинальной границе космического пространства и атмосферы (100 километров), это, практически, развитие экспериментальной ракеты Delta Clipper Experimental (он же DC-X), созданной некогда в McDonnell Douglas (компании, влившейся во второй половине 90-ых годов двадцатого века в Boeing) по заказу американских минобороны и национального космического агентства.
Изюминкой Delta Clipper, действующего прототипа многоразовых космических совокупностей будущего, был вертикальный старт и вертикальное же мягкое приземление, с балансированием на струе включённых двигателей.
Так же будет летать и корабль New Shepard. Да, по неофициальной информации, не подтверждаемой представителями компании, так назван многоразовый суборбитальный аппарат от Blue Origin. В честь первого американца в космосе Алана Шепарда (Alan Shepard).
Будем вычислять это рабочим заглавием и посмотрим — что же это такое. Если судить по картинкам компании, практически, это и имеется Delta Clipper, лишь снабжённая отделяемой обитаемой капсулой на вершине. Да, добавим, и с другими компонентами ракетного горючего.
Машина конической формы (основание — приблизительно 7 метров, высота — 15 метров) будет подниматься в космос на жидкостных реактивных движках, питаемых керосином и концентрированной перекисью водорода.
Неспециализированная масса горючего — 54 тонны, и это, разумеется, большинство массы корабля. Тяга движков обязана составить приблизительно 100 тысячь киллограм, так что за 110 секунд они должны поднять аппарат на высоту 40 километров, разогнав его до громадной скорости.
Дальше двигатели выключатся, а подъём до заветных 100 километров над планетой продолжится по инерции. Тут пассажиры (3 человека, либо больше) и смогут насладиться минутами невесомости.
Приземление DC-X (фото NASA).
По окончании энного времени свободного падения New Shepard опять обязан запустить двигатели и лишь с их помощью бережно возвратиться на ту же цементную стартовую площадку, с которой взлетал. Кстати, вся техническая инфраструктура космодрома недалеко от техасского города Ван Хорн займёт 1% территории ранчо, но площадь около понадобится при отклонении ракеты от заданного курса.
Эта схема, увидим, весьма похожа на реактивный лифт, создаваемый второй американской компанией. Действительно, та придумала для стабилизации ракеты при посадке раскрывать перевёрнутую «юбку».
Обложка доклада, подготовленного Blue Origin и FAA, показывает, как будет смотреться аппарат, быть может, названный New Shepard (иллюстрация с сайта ast.faa.gov).
Принципиально важно подчернуть, что для посадки New Shepard, как вариант, рассматривается разделение пассажирской капсулы и фактически ракеты в верхней точке траектории, с раздельным приземлением: ракеты на «огненном хвосте» (помните — это многоразовая совокупность), а капсулы — на парашюте.
Эта же совокупность разделения (при помощи мелких твердотопливных двигателей в капсуле) должна быть задействована при аварии на любом участке полёта.
Вся электроника, нужная для управления полётом (а он продлится, кстати, 10 мин.), находится на самом корабле, так что утрата связи с центром управления на безопасности рейса никак не скажется.
Blue Origin говорит, что первые 10 лётных опробований её корабля смогут состояться уже в текущем году. Они будут длиться по минуте, и наряду с этим ракета обязана достигнуть высоты порядка 610 метров, а основное — мягко сеть обратно на реактивной струе.
За следующие три года компания собирается проводить по 25 тестовых запусков каждый год, неспешно доведя высоту полёта до 100 километров, а время до «более чем» 10 мин. в воздухе.
Коммерческие же полёты, при успехе опробований, имели возможность бы начаться в 2010 году, с возможностью проведения до 52 таких рейсов в год.
По замыслу, ракета Безоса будет опускаться на ту же площадку, с которой взлетала, но огромные просторы космодрома должны послужить надёжной (огороженной и защищаемой) территорией для аварийной посадки (фото FAA).
Тут необходимо отыскать в памяти, что в конце 1990-х Delta Clipper достиг большой высоты полёта в 3,14 километра и установил всемирный рекорд: страно маленький 26-часовой промежуток между двумя запусками одного и того же экземпляра ракеты многоразового применения.
И не смотря на то, что проект был свёрнут (среди другого, по причине того, что сам Delta Clipper сгорел, неудачно приземлившись, а выстроить новый посчитали неоправданно дорогим), он дал большое количество нужной информации относительно поведения для того чтобы типа реактивного аппарата.
Многие эксперты, трудившиеся над Delta Clipper, позднее перешли в Blue Origin, так что затевать на безлюдном месте компании не приходилось. И, справедливости для, необходимо подметить, что Delta Clipper совершил пара полностью успешных полётов с аккуратным приземлением на тяге двигателей.
Что заметят космические туристы в 2010-м — угадать на данный момент не берёмся. Быть может, это будут звёзды над головой и… звёзды под ногами.
Откуда вторые? Это светящиеся города. Безос сотоварищи говорят, что клиенты смогут заказать экзотический ночной суборбитальный полёт.
Ранее ни одна из компаний, трудящихся на данный момент над проектами посылки туристов на высоту 100 километров, о таковой необычной возможности не заявляла.