Human powered helicopter: изобретайте и летайте своими силами
Сообщество американских вертолётчиков (American Helicopter Society — AHS) решило стимулировать обитателей отечественной планеты, дабы те сконструировали вертолёт на людской тяге (Human Powered Helicopter — НРН). Создатель, чей НРН продержится в воздухе 60 секунд на высоте 3 метра, возьмёт от АНS мало, в неспециализированном-то, денег.
О транспортных средствах, каковые приводятся в перемещение физической силой (Human Powered Vehicle — HPV) мы уже в один раз говорили, но тогда нам и в голову не пришло, что кто-либо занимается аппаратами, летающими, к примеру, от кручения педалей. А сейчас, вот вам, прошу вас, Human Powered Aircraft (HPA).
Одно дело — представить, например, педальный дирижабль. Тут более-менее ясно: устал крутить педали — отдохни, на то он и дирижабль, дабы, благодаря газу, висеть себе в воздухе. А с вертолётом что? Попала штанина в цепь — и поминай, как кликали. Иначе, нужен человечеству Human Powered Helicopter?
Само собой разумеется, весьма честолюбивая выдумка.
«Human Powered», как вы осознаете, прочтя данную статью, свидетельствует «крути педали». В случае если перефразировать детскую присказку, крути педали, дабы денег дали. Не руками же их крутить, а остаются лишь ноги.
Летающий велосипед — возможно сообщить и без того.
Так выглядит геликоптер проекта Helios.
Возможно, ненужно приводить в данной статье всю многовековую историю на тему «отчего люди не птицы, из-за чего не летают». История эта долгая: древнегреческие мифы и тут, и испытания с неестественными крыльями-орнитоптерами, «махолёты», «мускулолёты», и Леонардо да Винчи со собственными эскизами, и без того потом — велосипеды не летают, потому история до тех пор пока нескончаемая. Прочесть об этом возможно, к примеру, тут либо тут, да и большое количество где ещё.
К счастью, через многие годы до людей дошло, что никаких их сил не хватит, дабы, как птицы, крыльями махать — хоть ты с колокольни прыгай. Кстати, говорят, что слово «геликоптер» придумал именно да Винчи — это значит «винтокрылый». О них, геликоптерах, и продолжим.
Общество вертолётчиков Америки году эдак в 1980-м заявило конкурс имени известного русского (и советского) авиаконструктора Игоря Сикорского — соответственно, Igor I. Sikorsky Human Powered Helicopter Competition.
Команда, трудящаяся над проектом Phoenix, и их веловертолёт.
Тот, кто первым выстроит таковой вот вертолёт и пролетает на нём 60 секунд на высоте 3 метра на площади 10 квадратных метров, возьмёт (внимание!) 20 тысяч долларов. Что ни рассказываете, но для оценки этого изобретения нулей в цифре недостаёт. В случае если учесть доходы обитателей той же Америки, на два-три нуля должно быть больше.
Это не все требования. Допускаем, что среди читателей могут быть изобретатели, которых призовая сумма устраивает, потому приведём главные из условий конкурса.
Ну, во-первых, необходимо написать вертолётчикам письмо с заявкой и оплатить «входной билет» — $15. Пишут об этом так: «The entry fee shall be U… $15», — намекают, дескать, смотрите как мало-то. Деньги скупцы собирают на развитие собственного American Helicopter Society.
Так, сумма выигрыша значительно уменьшается до 19 тысяч 985 долларов.
В случае если и это вас не смущает, то знайте, что за взлётом будет пристально присматривать рабочая группа из Интернациональной федерации аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale — FAI), которая, при успехе, зафиксирует достижение, как всемирный рекорд длительности полёта на вертолёте с «людской тягой» (World Record for Human-Powered Helicopter Flight duration). Как будет именоваться рекорд, что возможно установлен при провала — не сообщается.
Один из опытных образцов НРН от Эфрэйна Палермо.
Дабы господа из FAI записали вас в рекордсмены, нужно будет и поторопиться, и соблюсти все-все условия. К примеру, такое, что вертолёт должен быть тяжелее воздуха.
Звучит смешно, а суть таковой: никаких гелиев, аналогичных ему газов и по большому счету — всего, что легче лёгкого. Потом — никаких штуковин для хранения и выработки энергии. Растолковывать не нужно — лететь вертолёт обязан от силы пилота.
Кстати, ветер на протяжении полёта должен быть не стремительнее 3 км/час.
Вертолёт обязан быть пилотируемым — количество членов экипажа неограниченно, но в течение полёта никому покидать аппарат не разрешается, за борт ничего нельзя сбрасывать по большому счету. Принимать какие конкретно бы то ни было стимуляторы (алкоголь, наркотики) экипажу строго воспрещается. Для испытательных полётов под наблюдением специалистов «удостоверение лётчика» не требуется.
Желающих победить таким методом 19 тысяч 985 долларов некое количество всё-таки нашлось. Принимая к сведенью значение данного изобретения для человечества, приходишь к выводу, что дерзнувших мало, а его же потенциальная невыполнимость делает претендентов неисправимыми фантазёрами, а их число — громадным и необычным. Не смотря на то, что энтузиасты НРН — это студенты, по большей части.
Два проекта из японского университета Нихон. Внизу – «Юрий 1».
На всех сайтах, так или иначе касающихся Human Powered Helicopter, вы встретите упоминание аппарата называющиеся «Юрий 1» (YURI 1). Сайт «Юрия» не отзывается, потому немногочисленные сведения о нём приходится черпать в том месте, где они ещё сохранились. Во-первых, как мы знаем, что YURI 1 был сделан в Японии, в научно-техническом колледже университета не то Nihon, не то Nippon.
Руководил работой Акира Нанито (Akira Naito).
Толкового описания «Юрия», равно как и обычного его изображения, отыскать не удалось. Если судить по тому, что имеется, YURI 1 был аппаратом раскидистым и развесистым в буквальном смысле. Лёгких, как крылья какого-нибудь планера, винтов было аж четыре штуки.
Пилот, полулежащий в центре конструкции крутил педали и, наверное, имел возможность раскрутить все винты, потому, что «Юрий», не смотря на то, что и не подолгу, но летал.
В Японии 7 марта 1994 года на аппарате был установлен действующий всемирный рекорд — тот самый World Record for Human-Powered Helicopter Flight duration. YURI 1 продержался в воздухе 19,46 секунды. Говорят, всё это зафиксировали специалисты.
Кроме этого поговаривают, что на протяжении «неофициальных», то бишь, незафиксированных опробований, «Юрий» летал и 33 секунды.
Написано, что разработчики из игры не выбыли и трудятся над преодолением минутного барьера, но дабы проверить эти сведенья, нужно будет ехать не в то Nihon, не то в Nippon. Мало о «Юрии» написано по-английски тут, а вдруг понимаете японский, то, прошу вас, посмотрите, что написано тут в этот самый момент, а позже и нам поведаете.
Все остальные «человеческие» вертолёты ранжировать сложно, соответственно, будем говорить о них по мере поступления. Вот, к примеру, проект, что заинтересовавшимся НРН встретится одним из первых — это Helios.
Эх, если бы на 2 метра 97 сантиметров повыше, да на 52 секунды продолжительнее, то взяли бы «приз Сикорского»…
Начнём с того, что несколько, трудящаяся над этим проектом, изложила на своём сайте и собственное видение истории Human Powered Helicopter, как говорится, от истоков до наших дней.
По их версии выходит, что всё началось во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда промышленник Генри Кремер (Henry Kremer) дал обещание выплатить призы, исчислявшиеся в тысячах фунтов первым, кто совершит полёт на безмоторном аппарате, трудящемся на мускульной энергии человека.
Чемпион СССР по авиамодельному спорту Евгений Мелентьев говорит, что «первые два приза Кремера взяли Пол Маккриди и Брайан Аллен: 50 тысяч фунтов за полёт по особой траектории и 100 тысяч — за перелёт через Ла-Манш». Неясно как-то. Ну, да Всевышний с ним — мы на данный момент второе читаем.
Дабы человек собственными силами взлетел на вертолёте, энтузиасты трудятся десятилетиями. Уже и приз назначен, а всё никак.
Позже парни из Helios?а пишут про самолёты, а вот опять про НРН. Узнается, что японский университет всё-таки Nihon University, а всего в том месте с 1980 года в течение 10 лет было создано целых 5 Human Powered Helicopter?ов.
Но «нихонцы» не были самыми первыми — якобы, ещё во второй половине 80-ых годов XX века команда из Калифорнийского политехнического университета (California Polytechnic University) 7 секунд продержала в воздухе аппарат Da Vinci III. Так, по версии группы Helios, начиная с 1980 года, были выстроены 17 НРН, из которых взлетали лишь «Юрий 1» и «Да Винчи 3», что «подчеркивает трудность соревнования». Да уж, трудность и без подчёркивания очевидна в полной мере.
Кстати, данный Da Vinci III был не таковой уж и геликоптер. Это был таковой аппарат с громадными-пребольшими крыльями. На финишах крыльев были мелкие пропеллеры, направленные в противоположные стороны.
Да, вот он.
Чертежи проекта Da Vinci III.
Господа из Helios придумали, что у их аппарата винтов будет два: один под пилотом, второй над. У каждого винта по две лопасти. Пилоту — конечно, нужно крутить педали. Последний «Update» на сайте проекта датирован ноябрём 2000 года, в то время, когда разработчики планировали приступить к главным опробованиям аппарата.
С того времени ни слуху, ни духу. Может, сделали вывод, что получить 19 тысяч 985 долларов каким-нибудь вторым методом. Более настоящим.
За месяц перед тем, как затих Helios — в октябре 2000 года — университет Английской Колумбии (University of British Columbia), что в Канаде, сказал о зреющем в его недрах проекте «Буревестник» («The Thunderbird Project»): 25 студентов включились в борьбу за «приз Сикорского» и стали разрабатывать 40-килограммовый НРН с винтом диаметром 32 метра. Руководил студентами бывалый механик Майк Георгаллис (Mike Georgallis). Вторых новостей о «The Thunderbird Project» так и не последовало.
Приятно осознавать, что не все ещё сдались. Десять студентов из университета Мичигана (University of Michigan) собрались зимний период 2002 года заняться воплощением собственного проекта Phoenix. Говорят, занимаются «Фениксом» с 1999 года, на бумаге всё готово, делать сейчас нужно, изготавливать.
Того, что у них в том месте «на бумаге» на сайте нет, но имеется фотография. Если они собрались летать 60 секунд на этом велосипеде с двумя перекрещивающимися жёлтыми лыжами вместо винта, то неясно чему их в том месте, в Мичигане, учат. Чем тратить зиму на таковой «Феникс», лучше уж снять с него жёлтые лыжи — и в горы кататься.
Весьма смешно, парни, удач.
«The Thunderbird Project»: гордо, но не реет.
До тех пор пока мы обрисовывали проекты, нашёлся сайт университета Nihon, где сделали «Юрия 1», да ещё и раздел по Human-Powered Aircraft. Вот он. Если бы ещё и ссылка на YURI-1 не была «Cannot be displayed», так по большому счету всё прекрасно было бы.
Напоследок, ещё об одном энтузиасте НРН. Кличут его Эфрэйн Палермо (Efrain Palermo). По жизни он интересуется Марсом, Фобосом и тому подобным, о чём и информирует со страниц собственного сайта.
Занятный таковой человек. Не считая всего другого, он информирует, что прочёл о «призе Сикорского» во второй половине 80-ых годов XX века в Космическом издании (AirSpace Magazine) и сходу осознал, как строить НРН и побеждать.
Ещё говорит, что пара умелых экземпляров уже выстроил и испытал, а идей ещё масса. Делиться идеями Палермо не желает — похитят ещё, а как же $20 тысяч? Но основное, говорит, не деньги, а подтвердить ранние теории Леонардо да Винчи.
Чёрно-белая фотография «раскладушки» с пропеллером прилагается.
В общем, пора завершать рассказ. Значит, одно из двух: либо 19 тысяч 985 долларов так и останутся в сейфе американских вертолётчиков, либо продолжение направляться.